Южные Курилы в новой глобальной конфигурации

Южные Курилы в новой глобальной конфигурацииНа прошедшей неделе переговоры главы МИДа Японии Фумио Кисиды и его российского коллеги Сергея Лаврова снова упёрлись в прямо противоположное толкование «курильского вопроса». Стороны фактически подтвердили неизменность существующих позиций, хотя и сумели оговорить предварительные условия визита Владимира Путина в Токио. Ещё раньше президент Путин и премьер-министр Абэ должны встретиться на Генассамблее ООН (28 сентября). Возможно, окончательная ясность будет внесена уже там: каждая из сторон постарается понять, насколько оппонент готов реально пойти на уступки, и насколько эти уступки приемлемы.

В Токио прекрасно осознают, что настала эпоха нового передела мира, которая несёт новые возможности. До 2014 года спор о Южных Курилах был чисто российско-японским междусобойчиком, к которому время от времени подключался кто-то со стороны. Вашингтон вяло поддерживал Токио, но без особого энтузиазма, учитывая, кто против кого воевал в той войне. Однако после крымских событий и развернувшегося нового глобального противостояния (что само по себе чудо, учитывая, насколько не равны ресурсы сторон) локальный территориальный спор перестал быть таковым и превратился в один из фронтов всё более ожесточающегося конфликта. Судя по всему, исход этого противостояния и решит судьбу Южных Курил.

Конечно, правительство Японии настроено решить территориальный спор прежде всего дипломатическими методами, но, при их провале, очевидно, готово рассмотреть и иные способы.

Упущенные возможности

В 2012-2013 годах отношения между Российской Федерацией и Японией претерпели кардинальные изменения. Можно сказать, что стороны по-новому взглянули друг на друга и ощутимо двигались к компромиссу по курильской проблеме. Возможность этого компромисса тогда охарактеризовали словом «хикивакэ» — «ничья». Что скрывалось под столь таинственным термином мы теперь едва ли узнаем, но судя по всему, речь могла идти о разделении островов пополам по площади, с выплатой со стороны Токио денежной компенсации в сотни миллиардов долларов.

Южные Курилы в новой глобальной конфигурации

Двусторонние отношения потеплели настолько, что премьер-министр Абэ даже рискнул посетить открытие Олимпиады в Сочи, которое вызывающе проигнорировали лидеры США и европейских стран.

Однако затем случился Евромайдан, присоединение Крыма и война на Донбассе. Под давлением США Страна восходящего солнца вынуждена была присоединиться к антироссийской риторике и ввести санкции. В ответ Россия объявила, что судьба островов более не обсуждается. Если до крымско-донбасской эпопеи и введения Японией санкций против РФ существовал шанс (или иллюзия шанса) договориться на компромиссных условиях, то теперь можно говорить почти что однозначно, что президент Путин на это не пойдёт. Изменилось всё, от общей политической обстановки до чисто психологического настроя. Российское руководство, всеми силами ратующее за «Минские соглашения» для Донбасса, не может позволить себе сдать ещё и Южные Курилы.

Во время встречи с Путиным на Генассамблее ООН Абэ, вероятнее всего, попытается реанимировать старый формат или, по крайней мере, понять, возможно ли такое в принципе. Идея раздела островов пополам с выплатой Москве компенсаций — это то, на что кабинет действующего премьер-министра мог бы согласиться. Если японское руководство увидит, что Москва не идёт на компромисс, то в дальнейших переговорах с Путиным лично более не будет никакого смысла. Условия советско-японской декларации 1956 года Токио не устраивают категорически, а отказ от Южных Курил даже не рассматривается.

При почти гарантированном провале дипломатии перед Японией остаётся только силовой вариант возвращения территорий. Разумеется, прямо сейчас он нереализуем по понятным причинам: хотя в российской военной доктрине прописано, что ядерное оружие может быть использовано лишь при угрозе для самого существования государства, в условиях нестабильности никаких сюрпризов исключать нельзя. Поэтому ставка может быть сделана именно на то, что в России начнутся гражданские волнения под грузом внешних и внутренних проблем. При таком раскладе подписание мирного договора не выгодно уже японскому правительству: без него остаётся открытым вопрос не только по южным, но и по всем Курилам, а также по югу Сахалина. Объективно на сегодня не существует ни одного международного договора, который закреплял бы переход этих территорий из-под японского суверенитета в российский. То есть имеют место два независящих друг от друга документа. Первый — Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании на территории Южного Сахалина и Курильских островов Южно-Сахалинской области в составе Хабаровского края РСФСР от 2 февраля 1946 г. Второй — Сан-францисский мирный договор от 8 сентября 1951 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР является внутренним документом, который, безусловно, признаётся внутри РФ, но не имеет никакой юридической силы за её пределами. Сан-францисский мирный договор в свою очередь не признаётся в РФ, зато имеет законную силу для большей части мирового сообщества.

При этом возникает довольно любопытная юридическая проблема, по итогам которой Япония (да и США при определённых условиях) может провозгласить свой остаточный суверенитет над Южным Сахалином, а также центральными и северными Курилами. Пока что эти острова в Токио считают ничейной территорией («terra nullius»), а позиция США по теме как минимум двусмысленная, оставляющая возможности для широкого толкования в ту или иную сторону. По южным же Курильским островам и Вашингтон и Токио едины, признавая их японской территорией под российским военным контролем.

Южные Курилы в новой глобальной конфигурации

Новый закон и тонкие намёки

Много шума в российской прессе вызвал и принятый в Японии закон о расширении полномочий Сил Самообороны, которые получили право применять оружие за пределами страны. Напрямую южных Курил он вроде бы не касается, поскольку спорные острова не считаются там «зарубежьем» и для открытия боевых действий хватало и имеющихся юридических положений.

Интересен другой пункт. Империя Восходящего солнца теперь позволила себе военные ответы на провокации. Что считать провокацией? Да всё, что угодно. Скажем, визит высокопоставленного чиновника на спорные территории или учения, что на них регулярно проводятся. Всё зависит от конкретной ситуации и угла зрения.

Неявные сигналы раздаются всё чаще и отчётливее. Если раньше их источником в основном была Москва — в ответ на каждую дипломатическую перепалку министерство обороны проводило на спорных островах показательные учения со стрельбами — то теперь намёки слышны и с противоположной стороны. Так, 27 августа на воду был спущен второй вертолётоносец класса «Изумо», получивший имя «Кага», в честь японского авианосца времён второй мировой. Некоторые российские комментаторы отметили, что прежний «Кага» участвовал в нападении на Пёрл-Харбор, но почти никто не вспомнил, что в тот судьбоносный рейд он отправился в составе авианосной эскадры именно из Итурупа. Намёк более чем прозрачный.

С ухудшением экономического состояния именно политика выходит в Японии на первый план. Страна скатилась в дефляцию, а запуск печатного станка вкупе с падением мировых цен на сырьё так и не дали должного эффекта. По большому счёту японское правительство было бы не против понизить уровень жизни своих граждан, на поддержание которого уходит большая часть ресурсов и выплеснуть вовне накопившуюся в обществе агрессию. Как максимум — выдавить население из крупных городов в деревни. А на такое способен лишь крупный военный кризис. Но при этом для Токио критически важно, чтобы Япония сама не выглядела агрессором в глазах коллег по «большой семёрке» и могла рассчитывать на их помощь.

Перевооружение Японии и России

Пока темпы перевооружения Сил Самообороны можно охарактеризовать как весьма скромные. В ближайшей перспективе планируется закупить на пробу пять конвертопланов V-22 Osprey (с прицелом на приобретение 17 машин) и пять истребителей F-35A. Кроме того, в Соединённых Штатах заказаны 3 беспилотных аппарата RQ-4 Global Hawk. Министерство обороны также заказало 40 транспортных самолётов нового поколения Kawasaki C-2, каждый из которых может брать до 38 тонн груза. Ну и до конца 2015 года ожидается первый полёт экспериментального истребителя Mitsubishi ATD-X, хотя сроки этого долгожданного события в очередной раз могут быть сдвинуты.

В текущем году Морские Силы Самообороны получили одну подводную лодку и вертолётоносец, а сухопутные войска испытывают 6 новых десантных машин AAVP-7A1s, что стали первыми ласточками партии в полсотни гусеничных амфибий, что уже заказаны в США и прибудут позже. Совокупно с тремя вертолётоносцами классов «Изумо» и «Хьюга», и тремя большими десантными кораблями «Осуми», каждый из которых вмещает по два десантных катера Landing Craft Air Cushion (LCAC), появление AAV7 и V-22 Osprey существенно расширит десантные возможности Японии и по быстроте и по масштабам задействованных сил.

В Дальневосточном регионе у РФ пока относительно надёжные позиции. Современная авиация, комплексы ПВО С-400 и Тихоокеанский флот, который ещё в советское время создал настолько хороший задел, что производит впечатление до сих пор.

Однако именно к флоту имеются определённые вопросы. Предназначенные для ТОФа «Мистрали» теперь, судя по всему, уплывут в Египет, а кое-как достроенная подводная лодка «Нерпа» уже три года служит в Индии. Построенными уже при новой власти можно считать лишь немногие корабли и подводные лодки. В частности, подводный крейсер К-150 «Томск» (строился с 1991 по 1997 годы), ПЛ К-296 «Самара» (1993-1995 годы), ПЛ Б-190 «Краснокаменск» (1992 год), ПЛ Б-354 «Могоча» (1993 год), подводные ракетные крейсера К-550 «Александр Невский» (2004-2013 годы строительства) и К-551 «Владимир Мономах» (2004-2014 годы), большой ракетный катер Р-29 строился 11 лет — с 1992 по 2003 годы, корвет «Совершенный» 10 лет — с 2006 по 2015 (или 2016) годы, а крошечный десантный катер «Д-107» сооружали целых полтора года. Спокойная ситуация на Дальнем Востоке позволяет судостроителям и дальше выдерживать подобные неспешные темпы. Тихоокеанский же флот никогда не был в Российской Федерации приоритетным направлением для перевооружения, хотя модернизация некоторых ранее построенных кораблей всё же проводится.

Отдельно упомянем и строительство военных городков на островах, что было анонсировано ещё при Сердюкове, но это самостоятельная и далеко не такая уж простая тема.

При обсуждении оборонных аспектов сразу стоит оговориться, что конвенциональным способом с РФ воевать никто не собирается, ибо сейчас актуальны войны гибридные. У Японии на такую войну нет ресурсов, но они есть у Соединённых Штатов, которые не стесняются использовать возможности, как свои, так и многочисленных союзников по всему миру.

Один из многих фронтов

Курильский вопрос не существует сам по себе, а тесно связан с огромным количеством разнонаправленных экономических и политических тенденций в мире. В конечном итоге судьба южных и всех прочих Курильских островов, а также Сахалина будет решена вовсе не в морских сражениях, а в гибридной войне, что против России ведёт Запад.

Вашингтон и европейские столицы не только объявили Россию агрессором в связи с украинскими событиями — прямо сейчас активно раскручивается тема того, что Москва, активно помогающая Башару Асаду, несёт ответственность и за его «преступления». То есть цену, что обяжут заплатить Россию в случае геополитического поражения, постепенно увеличивают. Задействуя ресурсы в других регионах мира (таких, как Сирия, Украина или какой-либо ещё), Москва всё меньше сможет бросить на чашу при возникновении новых очагов конфликтов, а ухудшающаяся социально-экономическая ситуация ещё больше сузит диапазон принимаемых решений.

В чём-то повторяется история 1904-1905 годов, но сегодня Страна восходящего солнца явно не намерена первой лезть в пламя, предпочитая, когда грязную работу для неё сделают остальные: исламисты, украинцы, системные и несистемные либералы и все прочие. После чего старый вопрос вновь окажется на повестке дня.

Источник: http://topwar.ru/83275-yuzhnye-kurily-v-novoy-globalnoy-konfiguracii.html