Фильм «Об этом забывать нельзя» 1954 года. Ожившие исторические параллели

Фильм "Об этом забывать нельзя" 1954 года. Ожившие исторические параллелиОткровенно говоря, не являюсь большим почитателем ретрокинематографа образца более чем 60-летней давности, однако лента, о которой речь в материале, произвела, что называется, неизгладимое впечатление. Игра актёров – да, режиссёрская работа – да, но в первую очередь – сюжет, который является очередным доказательством того, что история – штука тонкая, да ещё и склонная к повторению в весьма неожиданных воплощениях. Речь о художественном фильме «Об этом забывать нельзя» режиссёра Леонида Лукова, снятом студией им.Горького и рассказывающем о послевоенной жизни Западной Украины (Львовщины). Год выхода киноленты на экраны страны — 1954, но при просмотре создаётся впечатление, что это стилизованное ретропереложение того, что вполне могло бы быть отражено в художественной форме сегодня.

Картина, которую, мягко говоря, вряд ли можно назвать широко известной (хотя с целой плеядой замечательных актёров: Сергей Бондарчук, Николай Крючков, Вячеслав Тихонов, Лидия Смирнова), рассказывает о том, о чём вообще не очень-то и было принято говорить в советское время. Сценарий картины связан с деятельностью в СССР иностранной разведки, опиравшейся, в частности, на украинское националистическое подполье, действовавшее в западных областях Украины. Картина о деятельности «актива» ОУН, который («актив») использовал для формирования в западной (и не только) части УССР антигосударственных, русофобских настроений любые возможности, в первую очередь возможности информационного и дезинформационного характера. Картина о внедрении агентов зарубежных спецслужб в украинские университеты, средства массовой информации, библиотеки советского периода – внедрении с целью, если можно так выразиться, деформирования основ понимания таких понятий как братство народов, единый общий корень, единое государство с едиными целями.

То, что картина не стала, так сказать, полноценным достоянием советского зрителя в те годы, понять можно, если обратить внимание на советскую идеологию. В фильме рассказывается о предателях, сношающихся с западной разведкой. Причём эти лица, как с исторической точностью повествуют авторы фильма, действовали на территории Украины достаточно давно, успев закрепиться далеко не на последних общественных ролях. Естественно, советская идеологическая машина по определению не могла допустить того, чтобы у зрителя сложилось впечатление о халатной работе спецструктур, да и вообще о том, что кто-то из украинских граждан занимался антисоветской деятельностью, да ещё и в этом деле достаточно серьёзно преуспел. Ну, «неполиткорректная», по меркам советского периода, кинолента, «неполиткорректная»… Ещё более неполиткорректная для перестроечных и постперестроечных времён, ведь в материале даётся чёткая характеристика деятельности ОУН.

Сегодня же фильм, который имеет весьма яркое назидательное название, в том числе и для нашего поколения, смотрится даже не столько как художественный, а, скорее, как вполне себе документальный – с таким подходом к формулировкам и определениям, которые не потеряли актуальности за более чем 60-летнюю историю (напомню, что фильм вышел на экраны в 1954 году).

Вот текстовый фрагмент сценария фильма, когда речь держит главный герой Александр Гармаш в исполнении Сергея Бондарчука:

Одним из методов своей внешней политики они избрали подпольную войну в тылу Советского Союза и стран народной демократии. Они ассигнуют миллионы долларов на шпионов и диверсантов, они поддерживают и натравливают на нас предателей всех мастей, подлых буржуазных националистов, продававших нашу Украину налево и направо: и панской Польше, и кайзеровской, и гитлеровской Германии. На кого они опираются? Что у них за душой? Жалкие теории проклятого народом Грушевского – палача, рядившегося в тогу историка, мелкого шулера, который подтасовывал факты, разбавляя их ядовитой слюной бешеной националистической собаки! Презренные наймиты, отцов которых ещё Тарас Шевченко заклеймил словами:

За шмат гнилої ковбаси
У них хоч матір попроси,
То виддадут…
(…) Вот почему поджигатели новой войны боятся коллективного слова борцов за мир! Вот почему самая идея переговоров о мирном решении всех спорных международных вопросов вызывает у них чувство страха и ярости.

Пусть поймут те, кого увлекает опасная игра, называемая ими холодной войной, что мы отстаиваем мир, не потому что слабы, мы защищаем мир, потому что сильны, потому что верим в своё будущее, в свой творческий труд, в счастье своих детей. Страха у нас нет. Нашу силу проверяли не на парадах, а среди камней Сталинграда, и мы говорим сегодня тем, у кого короткая память, кто, бряцая оружием, грозит миру войной, говорим просто, по-человечески, спокойно, но грозно: «Остановитесь!»

Как говорится, полный спектр параллелей с днём сегодняшним. Если в тексте заменить Советский Союз Россией, ну и, пожалуй, опустить термин «буржуазные» в определении украинских националистов, то актуальность просто 100-процентная!

А стихи Ростислава Данченко (в исполнении Вячеслава Тихонова), которые сегодня, возможно, выглядят несколько наивно в сравнении с майданным творчеством про «вату» и «колорадов», тем не менее, тоже позволяют проводить определённые параллели:

Я УкрАину люблю всё сильней,
Вековечную и неизменную,
И ничто не сравнится с ней,
Древней, мудрой и вдохновенной.
Поклялись мы на верности с ней,
Только с ней, для неё ты живи,
Нет ни ближе, никто не роднее,
Украины, что в нашей крови.
Лишь её в час раздумья я вижу,
Чем древней, чем исконней,
Тем ближе…

Древняя Украина — без тени упоминания о единстве русского, украинского и белорусского народа — разве не этот же тезис муссируется у соседей сегодня.

И, как говорится, всё же лучше один раз увидеть (конечно, для тех, кто фильма ещё не смотрел):

Документальная актуальность фильма потрясающая. И добавляет актуальности то, что режиссёр Леонид Луков снимал фильм на основе реальных событий. Прототипом Александра Гармаша для сценаристов стал Ярослав Галан – украинский советский писатель, из-под пера которого выходили книги о якшаньях ОУНовцев с зарубежными спонсорами, а также произведения чёткой антифашистской направленности.

Фильм "Об этом забывать нельзя" 1954 года. Ожившие исторические параллели

Из очерка (1945) Ярослава Галана «Чему нет названия» (о преступной деятельности боевиков ОУН):

Четырнадцатилетняя девочка не может спокойно смотреть на мясо. Когда в её присутствии собираются жарить котлеты, она бледнеет и дрожит как осиновый лист.
Несколько месяцев назад в воробьиную ночь (по славянским поверьям – ночь разгула нечистой силы, — прим. «ВО») к крестьянской хате, недалеко от города Сарны, пришли вооружённые люди и закололи ножами хозяев. Девочка расширенными от ужаса глазами смотрела на агонию своих родителей.
Один из бандитов приложил острие ножа к горлу ребенка, но в последнюю минуту в его мозгу родилась новая “идея”.
— Живи во славу Степана Бандеры! А чтобы чего доброго не умерла с голоду, мы оставим тебе продукты. А ну, хлопцы, нарубите ей свинины!..
«Хлопцам» это предложение понравилось. Они постаскивали с полок тарелки и миски, и через несколько минут перед оцепеневшей от отчаяния девочкой выросла гора мяса из истекающих кровью тел её отца и матери…
Вот до чего дошли выродки-бандиты, именующие себя «украинскими националистами» — бандеровцами, бульбовцами, мельниковцами. Их деятельность за последние годы — это беспрерывная цепь диких зверств, чудовищной разнузданности и непревзойдённых провокаций.

Другой отрывок:

Весной 1944 года Красная Армия в своем освободительном походе перешла реку Збруч. Примерно в то же время в немецкую охранную полицию и СД дистрикта Галиция явились бандеровские «делегаты» с заявлением о том, что представитель так называемого «Центрального руководства ОУН — бандеровцев» Герасимовский желает «от имени политического и военного сектора ОУН» обсудить с гестапо возможности тесного сотрудничества против «большевизма» в новых условиях.

Герасимовский:
«Надо покончить с той ошибкой, будто бы бандеровские группы считают Германию своим противником. Бандеровская группа говорит, что украинцы (читай: украинские националисты. — Ярослав Галан) удовлетворились бы государственной формой по образцу протектората, но этот шаг к самостоятельности украинцев не был осуществлен Германией: поэтому-то и бандеровская группа, связанная идеей (слышите: «идеей»! — Ярослав Галан), вынуждена для своей политической цели работать нелегально. Но всё же в нелегальной работе строго предусмотрено не действовать против Германии, а подготовиться к решительной борьбе против русских. Это было убедительно доказано тем фактом, что бандеровская группа приступила к созданию, вооружению и обучению своих боевых отрядов только в феврале 1943 года, то есть в то время, когда в результате событий на Восточном фронте пришлось констатировать, что немцы не смогут победить Россию, как это казалось в начале войны».

Этого и подобных ему развенчаний мифа о «патриотической» деятельности ОУН-УПА укронационалисты Галану простить не смогли. И если в фильме герой Сергея Бондарчука и все антинационалистические силы Львова празднуют яркую победу, а студент Данченко (в исполнении Вячеслава Тихонова) отказывается от своих нац-идей, то в жизни всё вышло куда драматичнее.

24 октября 1949 года Ярослав Галан был зверски убит ОУНовцами во Львове. Галан был зарублен топором (в материалах дела – «гуцульским топориком») украинского националиста Михаила Стахура. Стахура нанял Иларий Лукашевич (псевдонимы Ярко, Славко) — сын львовского униатского священника, учившийся в местном университете и увлекавшийся трудами Грушевского (это с него взят образ Данченко). Стахура и Лукашевича впустила домработница Галана, которая знала молодых людей в лицо, так как оба долгое время пытались найти расположение со стороны писателя и нередко появлялись в его доме.

Заказчиком же убийства Галана, по материалам следствия, выступил главарь львовского ОУНовского подполья, действовавший с агентским «позывным» «Буй-Тур» — Роман Щепанский (тоже сын священника-униата). По его началом западноукраинские националисты убили ещё и более 50-ти православных священнослужителей в регионе. Убийца писателя Ярослава Галана понёс наказание спустя 2 года после совершения преступления, длительное время укрываясь от правосудия в лесах. Военный трибунал Прикарпатского военного округа приговорил Стахура (псевдоним Стефко) к высшей мере наказания – смертной казни через повешение. Казнь состоялась 16 октября 1951 года. Ранее – в марте 1951 года к расстрелу был приговорён Иларий Лукашевич. Это, кстати, были экстраординарные приговоры, так как практика повешений (да смертных казней как таковых) длительное время в СССР не применялась и сохранялась только исключительно для одиозных преступников. Одиозными были признаны и Стахур (убил, состоя в ОУН, в общей сложности 9 жителей Львовщины), и Лукашевич.

Щепанского («Буй-Тура») арестовали в 1953 году.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что решениями Львовской прокуратуры Стахур и Лукашевич в 1994 и 1996 годах соответственно на основании украинского закона «О жертвах политических репрессий» были признаны (внимание!) «незаслуженно осужденными»… Российскому послу на Украине Леониду Смолякову тогда, видимо, было не до этого – мол, зачем «лезть во внутренние дела Украины»… Или посол РФ фильма Леонида Лукова с его говорящим названием не видел?..

Такая история…

Источник: http://topwar.ru/83269-film-ob-etom-zabyvat-nelzya-1954-goda-ozhivshie-istoricheskie-paralleli.html