Украина выставила счет за небо Крыма

Авиавласти Украины перешли от угроз в адрес российских авиакомпаний, летающих в Крым, к действиям, выписав им штрафы в целом на $2 млн.

Сумма выглядит компромиссом — исходно Киев оценивал нарушения в $1 млн в день. В вопросе начисления штрафов украинские власти рассчитывают на поддержку Международной организации гражданской авиации (ICAO), которая пока официально на ситуацию не реагирует. Росавиация с претензиями категорически не согласна, но готова «к конструктивным переговорам».

В пятницу Госавиаслужба Украины заявила, что за нарушение правил и порядка использования воздушного пространства страны наложила взыскания на 13 российских перевозчиков. Среди прочих в списке «Аэрофлот» (на него составлено более 600 протоколов о правонарушениях), «Глобус» (дочерняя компания «Сибири»), 224-й летный отряд, специальный летный отряд «Россия», «Ак Барс Аэро», Red Wings, «ВИМ-Авиа», «Уральские авиалинии». Общая сумма штрафов — около $2 млн. 

Впервые Украина заявила о претензиях к российским перевозчикам месяц назад, в разгар конфликта Москвы и Киева вокруг воздушного пространства Крыма: стороны давно спорят, какому из государств принадлежит право управлять движением самолетов над полуостровом. Тогда Минюст Украины оценивал штрафы в $1 млн в день. Тогда же сообщалось о намерении Украины пожаловаться в ICAO. Российские перевозчики между тем продолжают летать в Крым. По данным черноморского портала BSNews, в конце июля 16 авиакомпаний выполняли в Симферополь 63 рейса в день. С начала лета аэропорт Симферополя обслужил около 1,65 млн пассажиров. Компания «Грозный Авиа», которой нет в списке Госавиаслужбы, в июле начала выполнять из Симферополя международные полеты — в Стамбул через Анапу. Авиакомпании официально ситуацию не комментируют. 

«Для выплаты штрафов нет правовых оснований»,— заявил ИТАР-ТАСС пресс-секретарь управляющего делами президента РФ Виктор Хреков. По его словам, полеты в Крым выполняются в строгом соответствии с воздушным законодательством России. Такой же позиции придерживается Росавиация. По мнению ведомства, претензии Украины — «яркий образец недостоверной информации»: ICAO не запрещала российским и иностранным перевозчикам летать в Симферополь, поскольку такие решения просто не относятся к функциям организации. В Росавиации подчеркивают, что Госавиаслужба Украины не может запрещать российским авиакомпаниям выполнять внутренние рейсы между городами России и штрафовать их за полеты в российском воздушном пространстве. Но «с целью обеспечения безопасности международной аэронавигации» ведомство готово к «конструктивным переговорам». 

Источник «Ъ» на авиарынке отмечает, что в случае обострения ситуации Украина может расторгнуть межправсоглашение о воздушном сообщении с Россией. Но в этом случае пострадают и украинские перевозчики, а полеты между странами полностью прекратятся. В долгосрочной перспективе, говорит собеседник «Ъ», Украина, вероятнее всего, обратится к ICAO c просьбой разрешить разногласия. В ст. 84-86 Чикагской конвенции указывается, что подобные споры могут решаться в третейском суде, а совет ICAO определяет, выполняется ли решение суда. В случае нарушений истец имеет право требовать санкций, предусмотренных ст. 87 и 88 Чикагской конвенции, в том числе запрета деятельности авиакомпании в воздушном пространстве другой страны. Ассамблея ICAO также может приостановить право голоса страны в самой ассамблее и в совете организации. Старший юрист корпоративной практики Sameta Сергей Казаков считает, что решить проблему может только полное устранение разногласий о принадлежности Крыма, но ICAO в этом вопросе способна выступить лишь в качестве эксперта и не вправе принимать решения в отношении национальных авиационных правил той или иной страны. 

Источник: http://news.mail.ru/politics/19084523/?frommail=1