Тихие реформы

Недавно я регистрировал некоммерческую организацию под «Справочник патриота» и навестил по ходу дела несколько госучреждений типа налоговой и Пенсионного фонда. Так-то я давно уже не езжу сам по бухгалтерским делам: но тут случай особый, и я счёл за лучшее проконтролировать всё лично.

Настраивался я на несколько потраченных дней и на многочасовое высиживание очередей с книжкой в руках, однако меня ждал приятный сюрприз. В большей части нужных мне кабинетов очередей не было вовсе, а типичная беседа с ответственным чиновником занимала не более двух-трёх минут — у меня принимали документы, бегло просматривали их, шлёпали печать и вежливо прощались.

Может быть, конечно, мне просто повезло, и бывают дни, когда посетителям приходится запастись терпением… но всё же во время моего краткого вояжа наши госслужбы выглядели очень по-европейски, с той только разницей, что наши чиновники были бодры и работали со скоростью профессиональных крупье, а те чиновники, с которыми я общался в Европе, по своим повадкам больше всего напоминали сонных тюленей.

По отчётности также есть явные изменения к лучшему — и если со средним/крупным бизнесом не всё так просто, то ведение бухгалтерии для малого бизнеса за последние 15 лет было упрощено невероятно.

Есть такой западный индекс — «лёгкость ведения бизнеса», он оценивает просту оформления необходимых для бизнеса бумаг в той или иной стране:

В 2012 году мы занимали в этом рейтинге 120-е место. Сейчас — 51-е. Прогресс налицо:

http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia/

Почему 51-е, а не первое? Нам поставили очень низкие оценки за международную торговлю и за строительство. Насколько мне известно, тут составители индекса правы — оформлять документы на импорт/экспорт и получать разрешения на строительство в России весьма непросто.

А вот, скажем, по обеспечению исполнения контрактов мы находимся на пятом месте в мире: качество работы наших судов составители рейтинга оценивают очень высоко. Отмечу, что мой (весьма скромный) личный опыт участия в арбитражах показывает, что судьи действительно тщательно вникают в разбираемые дела и не затягивают с решениями.

Наконец надо напомнить и ещё одно очень важное достижение наших фискальных органов. Вести бизнес «по-чёрному» и «по-серому» стало за последние годы значительно сложнее, «обналичка» дорожает, и всё больше организаций приходят к мысли о необходимости честно платить налоги. Это хорошие новости для честного бизнеса, так как он теперь испытывает меньше давление со стороны работающих «в тени» конкурентов.

Отдельных добрых слов заслуживает сайт nalog.ru, на котором можно теперь решить кучу вопросов с налогами прямо через интернет. В общем, дела определённо меняются к лучшему.

Вместе с тем я что-то не припомню, чтобы кто-нибудь набегал на Федеральную налоговую службу с кавалерийской шашкой в руке и резал по живому, разгоняя всех под корень и нанимая новых сотрудников «с улицы», как предлагают нам обычно диванные реформаторы. Просто долгие годы велась тихая и незаметная работа, которая в итоге вылилась в однозначно положительный результат.

То же самое можно сказать про армию. Цитирую из свежей статьи crimsonalter, с которой, кстати, я рекомендую вам ознакомиться целиком:

http://politrussia.com/control/urok-politicheskoy-alkhimii-968/

Посмотрите на Армию и на ВПК и сравните с тем, что было 10 лет назад. Если бы 10 лет назад некий футуролог предсказал бы, что быть военным станет престижно, дедовщина будет ликвидирована, а Армия РФ станет современной, престижной, уважаемой и по-хорошему модной, то ему бы никто не поверил. В лучшем случае, сказали бы что-то вроде: «если всех генералов пересажать и расстрелять, прапорщиков разогнать, а генеральские дачи сравнять с землей бульдозером и показать это по ТВ, вот тогда да, что-то может и изменится!» Путин — уникальный мастер добиваться эволюционных изменений без показухи, кампанейщины и организации бесконтрольных «мясорубок», которые легко выходят из под контроля и начинают перемалывать невиновных и даже собственных создателей. В армии были реформы и были сотни посадок и отставок, которые СМИ предпочли проигнорировать из-за того, что невозможно было устроить из этого шоу. В результате, в обществе наблюдается даже некое удивление. «У нас неожиданно появилась отличная армия!»- восклицают одни, а особо одаренные псевдоаналитики даже пытаются убедить общество в том, что это волшебным образом произошло вопреки усилиям власти по «развалу обороны страны». А дело все в том, что над армией работали много лет — без истерик, но максимально упорно. Результат очевиден.

Можно, конечно, предположить, что всё дело в волшебнике Сердюкове, который до назначения на должность министра обороны возглавлял наше налоговое ведомство. Однако всё же я склонен полагать, что главная составляющая успеха — не личные таланты руководителей, а медленная и планомерная работа, нудная и малозаметная со стороны.

Проведу понятную аналогию с «реформами» взрослого человека. Если обладатель мягкого животика пойдёт в тренажёрный зал и сходу начнёт тягать там огромные веса, он получит не спортивную фигуру, а спортивные травмы. Если же он зайдёт с другой стороны и сядет на жестокую диету, то через несколько недель запасы силы воли иссякнут, и он наберёт прежний вес даже с перехлёстом — потому что именно так наш организм реагирует на резкое голодание.

Когда речь идёт об изменении огромных организаций, плавность и постепенность нужны ничуть не меньше: пожалуй, стремительные «реформы» девяностых годов наглядно продемонстрировали нам это управленческое правило.

Что же касается жалоб на то, что «ничего не меняется»… знаете, в чём главная проблема наших жалобщиков? Их горизонт памяти и планирования измеряется обычно неделями, изредка — месяцами. Само собой, на таком коротком интервале никаких изменений к лучшему заметить невозможно — даже на то, чтобы полностью завалить работу ведомства, требуется обычно не меньше нескольких лет, изменения же к лучшему идут ещё медленнее.

Источник: http://fritzmorgen.livejournal.com/838835.html