Реформа в голове

Сейчас идёт много разговоров про вузы в России. Тема эта, пожалуй, поактуальнее ЕГЭ будет. Происходит много скандалов вокруг оптимизации, слияния, ликвидации неэффективных институтов. Ясно, что идёт реформа, старое меняется на новое. Ну и конечно, много критики по поводу всего этого процесса. У нас общество достаточно инертно и принимает перемены с подозрением. А уж слово «реформа» у нас чуть ли не ругательное. Однако достаточно немного подумать, проанализировать состояние вузов, в котором они находились ещё лет десять назад, и сегодняшние изменения, чтобы понять, что эти перемены давно назрели.

Ну вот к примеру, есть такой момент, про который забыли критики реформы, что любой хороший институт – это не просто аудитории с досками, где за партами сидят студенты. Это место, где вообще-то должны проводиться эксперименты, исследования и совершаться научные открытия. Так заведено во всём мире, да и у нас так было когда-то. Однако с приходом рыночных механизмов руководители вузов в 90-х и нулевых бросились зарабатывать деньги. Брали всё больше и больше студентов на коммерческие места, вводили «модные» факультеты типа экономических или юридических и сокращали траты на исследования, которые как бы не приносили денег сию секунду.

В итоге многие институты попросту лишились исследовательской базы, а их студенты и ведать не ведали, что в стенах их родных вузов когда-то проводились уникальные исследования, результаты которых потом активно использовались в промышленности и науке. Выросло поколение студентов, которым вся эта исследовательская деятельность была по барабану. Но ведь это был путь в никуда. Никакого долговременного фундаментального планирования, никаких прорывов при таком положении дел быть не могло. Вузы перестали котироваться за рубежом, некогда мощная отечественная научная школа потеряла всякий авторитет. И вот в верхах власти это осознали и стали принимать усилия для изменения положения дел. И мы находимся в середине этого процесса.

Конечно, можно возразить и сказать, что не все вузы перестали проводить исследования. Например, Мезоамериканский центр им. Ю.В. Кнорозова РГГУ сделал за последние годы много важных научно-исторических открытий. Но это капля в море, нужен был тотальный пересмотр стратегии. Так появился проект 5-100, в который вошли МИСиС, ВШЭ, МФТИ, НГУ и другие вузы. Целенаправленная подпитка бюджетными деньгами научных исследований уже принесла плоды, хотя 5-100 был запущен всего-то два года назад. Но вот на Вузпромэкспо (еще один важный проект, по сути, смотр достижений российских вузов) мы видим, как возрождается тенденция к исследованиям в вузах.

К примеру, на кафедре Компьютерных систем и технологий» НИЯУ МИФИ разработали дистанционный детектор лжи. Думается, в наше время, когда терроризм стал повседневной угрозой, это изобретение не останется без внимания. Университет Лобачевского на том же Вузпромэкспо показывает новый тип облегченного экзоскелета для протезирования и лечения опорно-двигательного аппарата и новый тип протеза руки. Актуально ли это? Мягко сказано. МФТИ с корпорацией МиГ подготовили моделирующий комплекс реалистичного восприятия летчиком сложных режимов полета и так далее. На самом деле даже не верится, что это всё возрождается, но, тем не менее, это факт.

Интерес к науке в вузах возрос, студенты идут в институты не только ради корочки, но и ради таких вещей. Потому что понимают – это гораздо, гораздо важнее. И институтам, которые пока не осознали данного изменения в сознании властей и студентов, скоро придётся туго. Они и деньги перестанут получать, и студенты к ним перестанут идти. Ведь тут выбор простой – либо ты ходишь в шарашку за корочкой, либо ты учишься в авторитетном вузе, исследования которого известны в стране и за рубежом. То есть, ты выбираешь своё будущее и возможности в будущем.

Источник: http://matveychev-oleg.livejournal.com/2943381.html