Развитие России. Вузы и мировые рейтинги

Во-первых, базис. Кто и как определяет, какой вуз сегодня лидер, а кто — слабенький аутсайдер?
Посмотрите на таблицу критериев ранжирования университетских рейтингов,  составленную в Государственном университете управления:

http://www.econorus.org/repec/journl/2011-9-150-172r.pdf

Обратите внимание, в списке есть не только количественные показатели, например число научных статей. Наличествуют и показатели качественного характера, в числе которых и трудно поддающиеся технологиям измерения «в цифре». Например, репутация.
Получается, что недостаточно поварьировать параметрами экспериментов и попытаться удивить общественность графиками и диаграммами.  Не удивляется, к сожалению, общественность. Не растут рейтинги так, как хотелось бы. Требуются и другие «факторы удивления».
Но вопрос не праздный, рейтинг университета наверняка учитывается властями при определении цифр его финансирования.
Как быть? Что делать?
Первое, что приходит в голову, — хорошо бы, чтоб вырос качественный уровень пиара. Т.е. условные рассказы о вузе, коими являются не только научные статьи, но и простые новостные сообщения, должны содержать и описывать более глобальные достижения. Только где же их взять?
Предлагаем интерпретировать задачу роста рейтинга вуза (резкого роста, заметим), как обычную творческую проектную задачу.
Что обычно делает проектант на старте? Очевидно, изучает, что сделано до него, кем, как, кто в данный момент занимает лидирующие позиции в изучаемом сегменте.
На кого в нашем случае есть смысл посмотреть более пристально? Очевидно, на лидеров рейтинга.  Иными словами, предлагается опять вспомнить старое доброе «догнать и перегнать».
Итак, кто же у нас лидер?
Массачусетский технологический институт.
Смотрим внимательно на деятельность коллег из МТИ. Чем же они так удивили мир?
Портал StudyGlobe.ru пишет, что
«В MIT не существуют квоты по приему студентов на основании происхождения, полученного до этого образования или места проживания. Главное, на что обращают внимание, — это академические достижения, а также соответствия принципам и миссии университета. В MIT хотят видеть не столько тех, кто имеет аттестат и диплом с отличием, сколько тех, кто готов рисковать, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать в команде, нестандартно мыслить и постоянно задавать себе и миру вопросы. В общем, это университет для пытливых умов.»
Всё это конечно замечательно, но нас-то интересует конкретика. Читаем другие описания МТИ, изложенные на профильных интернет-порталах. Видим, что редакторы оных отмечают следующие научные достижения МТИ:
Здесь был создан марсоход, который отправится в миссию в 2020 году.
В 2014 году ученые изобрели  материал из воска и пены, который может переходить из твердого состояния в жидкое и обратно.
Здесь изобрели стереоэкран, корректирующий зрение без очков.
В институте работают над технологией беспроводной передачи электроэнергии.
В МТИ создается «умная» форма для сухопутных войск США с микроволокнами, определяющими свет, тепло и посылающими сигналы.
В институте ведется работа по проекту DarkLight: ученые в лабораторных условиях создают темную энергию.
Николас Негропонте из Медийной лаборатории является главой инициативы «Ноутбук каждому ребёнку», именно так родились нетбуки, а затем и планшеты.
Здесь разрабатывают полностью автономную роботизированную теплицу.
Естественно, это не полный и весьма дилетантский перечень, но нас-то как раз это и интересует – выяснить, что же более всего впечатляет общественность, что оказывает влияние на репутацию вуза. И мы обнаруживаем, что у людей возникают позитивные эмоции, когда они слышат два типа новостей о вузе:
1.Там решена «громкая» научная задача.
2. Там сконструировано (спроектировано, создано…) некое техническое устройство, реализующее « в железе» результаты решения «громкой» задачи.
Остается ответить еще на один вопрос.
Что же такое «волшебное» делает МТИ для того, чтобы всё это уметь и делать?
Ответ, как ни странно, лежит на поверхности и отчеканен (в прямом смысле слова) в эмблеме вуза. В его девизе.
Mens et Manus.
Головой и руками.
А разве наш вуз не делает то же самое, удивитесь Вы и будете правы, конечно. Но ведь делать то можно по-разному, согласитесь. Можно рыть траншею лопатой, но неплохо бы и экскаватором воспользоваться.
Рассмотрим два упомянутых компонента более детально.

ГОЛОВА.

Вопрос № 1.
В какой из преподаваемых сегодня в Вашем вузе дисциплин студентам рассказывается, как решать творческие технические задачи высокого уровня сложности? А согласитесь, что проекты МТИ как раз и являются именно такими задачами.
Да, в некоторых учебных курсах описываются стадии проектного процесса.  А методики, алгоритмы, инструменты?
Между прочим, всё перечисленное уже объединено в единый комплекс, именуемый «промышленный дизайн», в учебный курс, уже успешно развивающийся в ряде вузов России.
Признана сия дисциплина и на высшем уровне, т.е. в Правительстве.
Есть и соответствующая федеральная программа её развития.
Примечание.
Стоит подчеркнуть принципиальное различие между инженером-конструктором и промышленным дизайнером. Первый конструирует в соответствии с техническим заданием, второй решает творческую задачу, являясь при этом таким же конструктором.
Именно поэтому, кстати, в вузе стоит продолжать все смежные направления – от поддержки творческих коллективов до преподавания «просто дизайна», векторной графики, моделирования фантастических зверушек в 3ДМаксе и т.п.
И, безусловно, вузам крайне необходим курс промышленного дизайна, причем на всех технических специальностях. И очень вероятно, что не только технических. Чем больше студентов (да и преподавателей тоже) овладеет творческими методиками, а заодно и узнает, как создается предметная среда, тем лучше в итоге для всех. И для рейтинга вуза тоже.
Не очень хорошо, если молодой человек говорит — «а вот смотрите, какая железка интересная, мы можем делать такие же». Нынче модно говорить – «я придумал железку, которая лучше вот этой, причем мою можно даже серийно производить». Именно создание нового лидирующего продукта – вот на что нацелен промышленный дизайн.
Вопрос № 2.
А что сами «головы», какого качества?
Какие усилия прилагает Ваш вуз для сепарирования вундеркиндов? Развитие творческих направлений, в т.ч. и технический дизайн, могло бы помочь и в этом вопросе.
Если недостаточны стандартные методы, почему бы не попробовать нетривиальные? Например, издание детского журнала с техническим уклоном и регулярными призами юным читателям, готовым что-то конструировать. Неужели университету нечем удивить и заинтересовать школьников? Штук полста материальных призов – не такие уж огромные затраты.
Обратите внимание, как МТИ собирает по всему земному шарику таких детей.
Более того, ведь есть же, повторимся, федеральная программа развития промышленного дизайна. Неужели так сложно найти точки соприкосновения с чиновниками, например областными, и попросить хотя бы немного денег на поиск молодых гениев? Цена вопроса – копейки, по сравнению с тем, что может дать молодой талант Родине.
Вопрос №3.
А почему бы не дать преподавателям возможность издавать (по тематике вуза, естественно) научно-популярную литературу?
Даже, к слову, учебник промышленного дизайна мог бы быть создан в нетрадиционном для учебников формате, ведь главное – стимулировать студентов, катализировать творческие процессы. Разве игра не стоит свеч?
Разве несколько десятков тысяч рублей, необходимых для небольшого тиража в мягкой обложке, столь сложная проблема? Из чего тогда будет складываться академическая репутация вуза, если у его сотрудников нет возможности донести до широкой аудитории гипотезы, требующие дискуссии?
Даже в масштабе страны издание технической и научно-популярной литературы —  очень небольшие затраты.
Вопрос №4.
Изучение творческих методик — прямой путь к потоку изобретательских патентов.
Что, разве документ, юридически закрепляющий за вузом право пиара очередной решенной технической задачи, никак не влияет на репутацию вуза?
Разве это оставит равнодушными, к примеру, работодателей?
Если в вузе регулярно решаются сложные научные проблемы, разве это плохой повод для новостных пресс-релизов?
Вопрос №5.
Почему именно «промышленный дизайн»?
Вспомните научные семинары и  презентации диссертаций, например за последний год. Какие вопросы чаще всего возникают у аудитории?
В чём новизна? Какова цель? Где применены результаты исследований?
Ответ чаще всего оставляет желать лучшего. Использовано в учебном курсе таком-то, внедрено на заводе таком-то. А где же законченные устройства, применимые массово, или хотя бы рекомендации, как их создать, из чего, из каких узлов они могли бы состоять? Хотя бы схемы, не деталировку.  Т.е. кропотливый труд исследователей наблюдается в избытке, но ярких творческих решений (патентов, оригинальных идей, конструкций) – мизер.
Посмотрите на опыт МТИ, сравните.

РУКИ

Конечно же проверять идеи «в железе» интересно и полезно.
В Массачусетском технологическом для этого существуют так называемые «фаблабы». Место, где студент может что-то прототипировать.
А что у нас? Как работает сегодня вузовский центр прототипирования? Существует ли, отработан ли, как система, его механизм? Где студент возьмет материал? Как ему воспользоваться хотя бы простейшими станками и инструментом? И где вообще те инструменты?
В России в 2000-ые годы был законодательно отработан механизм субсидирования безработных. Под бизнес-план человеку давали около 70 тыс. рублей, и он чаще всего исчезал в неизвестном направлении. Но ведь программа была, процесс такой шел. В вузах нет таких «неизвестных направлений». Есть, кому курировать студента. Так почему бы не появиться такой программе, адаптированной под вузы? Даже за 70 тыс.рублей можно много чего сделать.
Еще раз акцентируем внимание на том, что программа федеральная уже есть, и даже методические указания к ней созданы и изданы министерством.
Инженерная школа (School of Engineering) — самая крупная в МТИ — около 8 тыс. студентов обучаются в ней по программам бакалавриата и 4 тыс. — по программам магистратуры. Она имеет в своем составе восемь кафедр: астронавтики, химии, строительства и охраны окружающей среды, биотехнологий, электротехники и компьютерных наук, материаловедения, механики, ядерных технологий, а также одно междисциплинарное отделение — инженерных систем. Программы обучения инженерной школы считаются самыми лучшими среди технических университетов США. Большинство из них носят междисциплинарный характер, что позволяет школе гибко реагировать на изменения, связанные с научно-техническим прогрессом. Наиболее известными из междисциплинарных исследовательских центров являются Центр технологий, технической политики и промышленного развития, Лаборатория компьютерных наук и искусственного интеллекта, Центр технологических нововведений, Лаборатория промышленного производства и производительности, Лаборатория информатики и систем принятия решений и др.
Именно междисциплинарный характер – одна из изюминок творческих технологий. А что у нас? Сколько кафедр в прошедшем году сотрудничало с центром прототипирования? Сколько междисциплинарных проектов выполнено на обрабатывающих центрах?
Автор данной записки в прошлом учебном году подготовил и подал в ФИПС, через патентный отдел университета, заявку на «сейсмостойкий дом». Готова еще одна заявка, на техническую систему, которая помогла бы северным городам бороться с наледью. На подходе, т.е. в работе, еще четыре патентные заявки. И почти все они носят междисциплинарный характер. Но в вузе не наблюдается системы межкафедрального проектного подхода к подобного рода задачам. Единичные примеры это еще не система. А между тем, специфика промышленного дизайна такова, что процесс решения сложных творческих задач и, соответственно, создания патентных заявок можно поставить буквально на поток. Соответственно появился бы и поток заявок в центр прототипирования. Это ли не нормальный путь к росту рейтингов?
Возвращаясь к МТИ, акцентируем внимание на следующем факте – в его состав входят 32 учебно-исследовательских кафедры, которые объединены в один колледж, и пять так называемых выпускающих (graduate) школ: инженерную, научную, менеджмента, архитектуры и планирования, социально-гуманитарных наук и искусств. Т.е. один из лучших вузов мира совмещает в себе и инженерные науки, и архитектуру, и искусства.
Итого, резюмируем.
Итак,  желание поднять вузовский рейтинг есть, но работают ли оба ключевых компонента эффективно?
Что с головами? Есть ли учебный курс, в котором студенты могли бы изучать творческие методики?
Наличествуют ли «руки»? Есть ли эффективно работающий центр инжиниринга и промдизайна, или центр прототипирования, т.е. фаблаб, если говорить на языке Массачусетской инженерной школы?
Головой и руками – вот девиз Массачусетского технологического института, вуза № 1 в мире на сегодняшний день. Почему бы не изучить опыт, почему не воспользоваться его инструментами, зачем изобретать свой велосипед?
 

Часть 2

В первой части обзора было предложено сделать преподавание творческих методик в университете явлением массовым, охватывающим все кафедры, даже гуманитарные. Как вариант, на базе учебного курса промышленного дизайна, характерной особенностью которого является нацеленность на создание конечных продуктов. Что помогло бы органично соединить фундаментальные исследования и задачи прикладного характера, включая вопросы проектного подхода к обучению студентов и рост не только рейтингов, но и доходов от НИОКР. В качестве примера приводился успешный опыт мирового лидера, Массачусетского технологического института.

Обзор был бы неполон, если бы мы не посмотрели также на опыт и наших вузов, прежде всего лидеров российского рейтинга (см. приложение 1).

Кстати, сразу бросается в глаза динамика процесса. В начале века  в России было всего около 30 вузов, где велось обучение по специальности «Дизайн».  На данный момент таковых уже 165 (см. приложение 2).
Итак, лидеры российского рейтинга:
МГТУ им. Н.Э. Баумана
(4-е место в рейтинге российских вузов)
Один из ведущих технических университетов России. Судя по качеству методических пособий, созданных здесь, промышленный дизайн прописался в МГТУ всерьез и надолго. Есть в его структуре и соответствующая кафедра.
—————————————-——————
Национальный исследовательский Томский  политехнический университет НИУ
(7-е место в рейтинге российских вузов)
Здесь (в структуре Института кибернетики) создали кафедру инженерной графики и промышленного дизайна, интегрировав в её состав и соответствующий центр.
Соответственно, обучение по этому направлению охватывает все технические кафедры, всех студентов, изучающих инженерную графику. Цитируем:
Программа направления “Дизайн” (профиль “Промышленный дизайн”) разработана для подготовки специалистов широкого профиля, владеющих не только академическими знаниями в области теории искусств, композиции, цветоведения и колористики, но и обладающих навыками использования компьютерных технологий в практической деятельности.
Важнейшим аспектом обучения дизайнеров является развитие нестандартного творческого подхода, позволяющего в процессе обучения и в дальнейшей практической деятельности формировать проектные замыслы. Обучение дизайну состоит в создании принципиально новых, прогрессивных проектных решений, креативных инновационных идей и образов, а также освоении технических средств практической деятельности, изучение теории формообразования и формирования пространства.
—————————————-———-
Сибирский федеральный университет
(14-е место в рейтинге российских вузов)
Здесь поступили иначе. Создали кафедру дизайна в составе структурного подразделения университета – института архитектуры и дизайна:
—————————————-—————————————-———
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
(11-е место в рейтинге российских вузов)
Здесь также пошли по пути создания кафедры инженерной графики и дизайна.
Об её успехах и проектах можно судить по новостям:
О том, чем занят в данный момент Инжиниринговый центр СПбПУ:
СПбПУ принимает участие в международном проекте TEMPUS
Основная цель проекта: разработать и внедрить магистерскую программу в области компьютерного дизайна, согласованную с европейскими университетами, и основанную на стандартах европейских вузов.
Задачи проекта:
•Создать магистерскую программу в области цифрового искусства и графического дизайна, провести переподготовку преподавательского состава российских университетов.
•Разработать международное гибридное образовательное пространство, основанное на современных образовательных технологиях.
•Разработать механизмы обеспечения качества образовательных программ в области компьютерного дизайна.
•Распространить полученный опыт проекта в российских университетах.
•В рамках проекта планируется обучение российских студентов по магистерским программам в области компьютерного дизайна в европейских университетах.
Сроки проекта: 1 декабря 2013 года – 30 ноября 2016 года.
Координатор: университет Аберта (Португалия)
Участники проекта:
•Университет Аальто (Финляндия)
•Университет Тииссайд (Великобритания)
•Европейская Ассоциация дизайна (Нидерланды)
•Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А. (координатор активности российских вузов)
•Российский государственный гуманитарный университет
•Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
•Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
•Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова
•Магнитогорский государственный университет
•Уральская государственная архитектурно-художественная Академия
•Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
•Сибирский федеральный университет
•Школа издательского и медиабизнеса (Москва)
•Компания СОФИТ (Саратов)
•Компания DDL Creative Lab (С.– Петербург)
•Союз дизайнеров России (Саратовское региональное отделение)
Совместный европейский проект ТЕМПУС “Enhancement of Russian creative education: new Master program in Digital Arts in line with EU standards»
Улучшение Российского креативного образования: новая магистерская программа в области Цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС
Итак, налицо очевидный тренд – в ведущих российских вузах внедряется курс дизайна и декларируется развитие нестандартного творческого подхода, позволяющего в процессе обучения и в дальнейшей практической деятельности формировать проектные замыслы.
Показателен и состав участников процесса.  Три зарубежных и девять российских университетов, при поддержке Союза Дизайнеров России и ряда бизнес-структур, заняты разработкой магистерской программы в области компьютерного дизайна. Девять университетов России, в числе которых и лидеры рейтингов!
Очевидно, что и другим вузам не стоит оставаться в стороне от этого процесса.
Небольшая ремарка ретроспективного характера.
Вопрос необходимости развития промышленного дизайна и технологий создания предметной среды обсуждается в обществе давно, еще с нулевых годов. Автор обзора также неоднократно участвовал в этом процессе, в частности в дискуссиях, организованных журналом «Эксперт».
Несколько лет интенсивного труда на нескольких федеральных интернет-площадках, от споров в Живом Журнале до длительной многомесячной дискуссии с правительственными экспертами на форуме Комиссии по модернизации при Президенте РФ. Тысячи комментариев, писем, статей, ответов на вопросы.
В 2010 году автором данного обзора была даже учреждена некоммерческая организация, основной целью которой была популяризация и развитие этой отрасли.
Сейчас стоит констатировать, как говорится с чувством глубокого удовлетворения (да что скрывать, просто с радостью и ощущением выполненного долга), что задуманное несколькими энтузиастами получилось. Процесс, как говорится, пошёл.
 

Часть 3

1. Слово «творчество» крайне соблазнительно и коварно. Преподаватель вуза тоже человек, ему хочется творить, ваять, лепить, рисовать «нетленку».

Но вместе с рождением нового возникает и закономерный вопрос о том, как результат творчества тиражировать. Иными словами, неизбежно появляется задача технологической подготовки производства. Серийного производства.
Обратите внимание на преамбулу Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»:
В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики постановляю:
….
Государство реформирует систему образования таким образом, чтобы она генерировала инновации. А, как известно, инновация это новая идея, ставшая товаром.
Вот и получается, что промышленный дизайн, как инструмент создания новой предметной среды, есть средство перехода к требованиям инновационной экономики и системы образования и науки.
Возвращаясь к производственным технологиям, отметим одну важную деталь.
Да, создать новое возможно и в таких компьютерных программах, как 3D Max. Её инструментарий — поистине кладезь для творческого человека.
Но, как потом создавать технологическую оснастку? Как сделать инженерный расчет? Как обеспечить точность, надежность, приемлемые допуски? Как создать программу механической обработки на станке с ЧПУ? А если остро необходимо, чтобы компьютер понимал 3Д-железяку, как действительно железяку, т.е. как деталь из конкретного материала, а не просто как набор байтов? А как создать сборку из сотен деталей? Возникают десятки вопросов, на которые программы такого рода вряд ли дадут ответ.
Для создания материальной предметной среды необходимы другие программные комплексы – трехмерные твёрдотельные параметрические системы.
Соответственно, у преподавателей дисциплины «промышленный дизайн» нет иного пути, кроме как самим знать и уметь пользоваться таким программным обеспечением.
2. Еще одна «ошибка», заставляющая задуматься, встречается сразу у нескольких вузов.
Наряду с решением высокотехнологичных задач, их центры промышленного дизайна декларируют, что оказывают услуги широкого спектра. Например, создание выставочных стендов или корпоративной атрибутики.
Само по себе это нормально (деньги же надо зарабатывать), однако распыляет время. Решаются мелкие локальные задачи, лежат под сукном глобальные.
3. Как уже отмечалось, за последние 15 лет число вузов, где преподается «дизайн», выросло многократно.
Обзор учебных программ показывает, что многие вузы по-прежнему практикуют «старые» методы, обкатанные еще в начале 20-го века.
Еще раз. Методы, которым уже более века!
Разве человечество остановилось в развитии? Разве не меняется материальная база высшего образования?
Но. Если вузы год за годом не демонстрируют достижений в сфере создания новинок, да и выдающихся результатов в международных рейтингах тоже, возникает закономерный вопрос — а всё ли так ладно и складно в их программах?
Согласитесь, ведь глупо же сейчас всерьез думать о проектировании пленочных фотоаппаратов или паровых двигателей.  Почему же методы дизайна не могут быть усовершенствованы?
Ключевой вопрос – желание некоторых вузов отнести эту специальность к разряду творческих до такой степени, что даже соответствующие кафедры они располагают в соответствующих подразделениях. Например, создают в своей структуре т.н. институты искусств, высшие школы искусств, факультеты искусств.
И лишь некоторые вузы пошли по правильному пути, объединив дизайн и инженерные технологии. Что характерно, именно эти вузы сейчас лидеры российского рейтинга. Например, МГТУ им. Баумана.  Именно в их методических пособиях упоминаются, в частности труды американского дизайнера В. Папанека, который предложил прекраснейшее толкование современных проектных методов и роли самих дизайнеров.
Итак, еще одна «ошибка», которой стоит воспользоваться, это устаревший подход к методологии обучения. Акцент на дизайн, как искусство. Обучение студентов рисованию и прикладному творчеству.  Да, это тоже имеет право на место в учебных программах.
Но.
Вопрос.
Вы когда посещаете магазин, одежду покупаете осознанно? Выбираете то, что нравится, по стилю, фасону, цвету…? Или берете всё наугад, с закрытыми глазами? Согласитесь, подавляющее большинство нормальных людей (не художников!) в состоянии сделать осознанный выбор, что нравится, а что нет.
Аналогично  и с появлением компьютерных систем трехмерного проектирования всё радикально изменилось в проектном деле. Если на экране мы видим несколько моделей (созданных, что интересно, достаточно быстро), можем ли мы сделать осознанный выбор? Да. Обязательно ли при этом мы должны быть дипломированными художниками? Нет.
Иными словами, принципиальное изменение, которое произошло с этим направлением обучения, как раз и заключается в возможности сделать творцами студентов любых специальностей. Даже гуманитариев.
Вовсе не обязательно сбивать будущих менеджеров или экономистов с «пути истинного», обязывая их изучать компьютерные технологии.
С другой стороны, необходимость подготовки компетентных специалистов подталкивает к тому, чтобы как минимум ознакомить гуманитариев с этими технологиями. Чтобы хотя бы знали, имели представление, как создаются новые рыночные продукты.
Может быть, именно в этом кроется масса проблем высшей школы? Одни умеют создавать, другие – управлять, продавать, организовывать, и не хватает лишь объединения их компетенций?

Как рассказать гуманитариям об инновациях? Вероятно, убрав задачу обучения академическому рисунку, эскизированию и всему, что с этим сопряжено, но сделав акцент на компьютерное моделирование и методики решения творческих задач.
Вот типичный бакалаврский курс -
http://design.bmstu.ru/ru/modules/pages/?pageid=5
Вполне достижимая задача сделать на основе этого курс для гуманитариев.

4. Типичная реакция тех, кто не в курсе дела, — что ещё за «дизайн», хохлома что — ли?
Нет, не хохлома.
Создавая новое, промышленному дизайнеру придется обеспечить гармонию всех пяти компонентов продукта – функционал, эстетика, эргономика, экономика, социалка. И как же при этом не разобраться во всех тонкостях и нюансах проекта?
В итоге вокруг него, как жемчужина вокруг песчинки, собирается команда специалистов, решается сложнейшая задача, реализуется проект. Т.е. речь идет не о «хохломе», а о создании продукта от и до, от идеи до серийного производства.
Недаром же в английском языке «дизайнер» это «конструктор».
5.  Еще одна характерная особенность стратегии вузов – поиск всего наилучшего за рубежом. В тоже время, обратите внимание, и иностранные вузы не гнушаются изучать российский опыт. Звучит сие конечно банально, но…
Занимаясь много лет изучением различных творческих методик, автор данного обзора пришел к выводу, что наилучший вариант создан не где-то за рубежом, а именно в России, в Пермском государственном техническом университете.
Учебник, обобщающий этот курс, носит название «Проектирование нестандартного оборудования». Авторы – два пермских профессора, А.Г.Схиртладзе и С.Г.Ярушин.
Опыт практического применения изложенных в книге методик показывает, что этой теоретической базы достаточно для решения сложнейших задач. И это не ТРИЗ, к которой у научного сообщества немало вопросов, а опыт российского университета.
Если интегрировать этот учебник в программу дисциплины «промышленный дизайн», получится  полноценный учебный курс, позволяющий внедрить проектный подход в любой технический университет. К сожалению, этой книги в библиотеке нашего университета  нет.
6. Одна из ключевых и сложнейших задач, поставленных Президентом России в небезызвестных «майских» указах – создание в стране 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест.
Взгляните на сайт Народного Фронта, где контролируется выполнение этих указов, что общественность подразумевает под этими местами:
Видите, какая иллюстрация использована? Фотография обрабатывающего центра с ЧПУ.
В данный момент в стране несколько предприятий серийно производят низкобюджетные трехкоординатные фрезерные станки. Самые простые модели стоят несколько десятков тысяч рублей. Соответственно, ими несложно оснастить учебный класс. При этом технологии аналогичны тем, что используются на промышленных ОЦ.
Сначала создается компьютерная модель, затем – программа обработки поверхности (G-коды), управляющая движением инструмента.
Освоив такой станочек, будущие промышленные дизайнеры смогут качественно решать массу производственных задач.
Создание нового рыночного продукта сопровождается всеми «ингредиентами» термина «новизна». Функциональная изюминка, новое конструктивное решение,  усовершенствование технологии производства или создание принципиально новой и т.д.
Естественно, весь этот «букет» имеет прямое отношение к тому, что называется «создание высокотехнологичных рабочих мест». Ибо какое же современное производство может сегодня обойтись без комплексной автоматизации и компьютеризации?
Именно это – один из ключевых моментов в т.н. майских указах Президента РФ.
Именно в рамках общей стратегии развития науки, промышленности и образования появилась и т.н. «дорожная карта» развития промышленного дизайна, уже упоминавшаяся в первой части обзора.
Поэтому девять российских университетов, в рамках выполнения майских указов Президента, заняты разработкой магистерской программы курса дизайна.
7. Большая проблема это, безусловно, кадры.
Предлагается воспользоваться тем, что рекомендует федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Министерством образования и науки РФ (приказ № 780 от 04.02.2010 г.), по направлению подготовки 072500 Дизайн.
Обратите внимание на п. 7.16. Стандарт прямо указывает на то, что к преподавателям с учеными степенями и/или учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, являющиеся членами Союза дизайнеров Российской Федерации.
Это означает два важных нюанса:
Во-первых, членом СДР, как правило, может стать профессионал, уже реализовавший на практике творческий проект. В нашем случае это может быть процесс создания и запуска в серийное производство какого-нибудь рыночного изделия. Т.е. предлагается насытить кафедру специалистами-практиками.
Да, в СДР вступают не только промдизайнеры, но и те, кто увлекается графикой, рисует обложки, рекламу, сайты и т.д. Но кто мешает вузу организовать фильтр, привлечь только тех, кто создает новую предметную среду и готов поделиться знаниями с молодежью?
Во-вторых, это создает сильный стимул для проектной деятельности молодежи. Видя, как некто двигается вверх по карьерной лестнице, они будут также стремиться к созданию,  воплощению «в железе»  и коммерциализации своих продуктов.
8. Еще одно требование Федерального образовательного стандарта –
Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися проектно-художественной, художественно-творческой, научной и (или) научно-методической деятельностью.
Согласитесь, странно, если преподаватель вуза сам никогда не создавал ничего.
Как бы Вы отнеслись к тому, если, придя в автошколу, услышите от инструктора – «сам я водить машину не умею, и никогда не ездил, но зато читал мемуары Шумахера»?
9. Предложение возможно спорного характера.
Желателен широкий охват аудитории, даже представителей гуманитарных специальностей  (экономисты, маркетологи, менеджеры…) стоило бы познакомить с творческими технологиями, с тем, как создаются инновационные продукты.
Какова цель? Зачем?
Неоднократно встречаются примеры того, что выпускники гуманитарных специальностей создают инновационные бизнесы. Почему бы им не помочь еще на старте? Разве стране не нужны производственные стартапы?
Стартапы на самом деле нужны и вузам. И для репутации и рейтингов тоже.
В заключение отметим, что промышленный дизайн хоть и является, по сути, универсальным заменителем того, что когда-то называлось прикладной наукой, не решит всех проблем вузов. Не стоит забывать, что в высшей школе существуют и другие жизненно важные дисциплины, тот же сопромат, например. Однако, учитывая многоотраслевой характер дизайна, он способен сильно повлиять и на рейтинги, и на результаты проектной деятельности, в том числе и финансовые. Может именно с развития этой дисциплины и начнется возрождение прикладной науки, а вслед за этим и развитие России в целом. Тот самый вожделенный переход от сырьевой модели к инновационной.