Украина нуждается в срочном создании нового военного флота для противодействия планам России.
Об этом, выступая на круглом столе «Украинский юг: современные вызовы и стратегические
приоритеты развития», заявил член наблюдательного совета Благотворительного фонда «Майдан зарубежных дел» Андрей Клименко.
«40 новых боевых знамен будет вручено в Крыму в ближайшее время. Боевые знамена вручаются подразделениям типа «полк», «бригада», это 40*2000 военнослужащих. Таким образом, к тем 40-35 тыс, которые там уже есть, добавятся еще 80 тыс. военнослужащих. На Черноморский флот России в ближайшие год-два пойдут 4-6 кораблей типа «корвет», «фрегат», 4-6 новых, современных подлодок.
Крым, в котором я прожил почти всю свою жизнь, превращается не просто в военную базу, он превращается в военную базу, которой там никогда не было. Он превращается в многофункциональную военную базу, комплексную самодостаточную группировку. Раньше там никогда не было противокорабельных ракет берегового базирования, и многих еще тех элементов, родов войск и всего прочего, что там есть сейчас.
Зачем все, против кого все это? Ответ понятен. Не исключено, что если конфликт на Донбассе войдет в какую-то там более латентную форму, то на Черное море придет Мистраль. Россия сегодня имеет, после того, как братья-болгары отремонтировали «Цезаря Куникова», 7 больших десантных кораблей Черноморского флота, плюс 3-4 других флотов РФ, которые постоянно здесь болтаются.
Каждый большой десантный корабль – это батальонно-тактическая группа с 10-12 танками или 20 плавучими БТРами, это значит, что они накрывают все 6-7 десантоопасных направлений, которые мы имеем от Измаила до Скадовска.
Круизный сезон в Одессе был провален без всякой войны. Просто потому, что страховые компании не посоветовали круизным операторам ходить в Одессу, ну кое-кто ходил, на свой риск. Представьте себе, что происходит инцидент – подрывается на мине иностранный корабль, который следует в Одессу, Ильичевск или Николаев. Или происходит диверсия на корабле, взрывается что-то, я вас уверяю, что даже без десантных или военно-морских операций прекратится весь или большая часть экспорта и импорта Украины, а сегодня весь экспорт и импорт Украины морской. При условии того, что Мариуполь и Бердянск практически полностью вылетают из этого всего транзитного или там экспортно-импортного оборота, он прекратит существовать. Или российский военный корабль становится напротив входа в порт Ильичевск или порт Одесса, или Днепробугский лиман. Будет тот же самый эффект.
Поэтому без серьезного отношения к сектору безопасности и формированию на Юге Украины очень мощного современного оборонительного района, включающего все виды вооруженных сил, не обойтись. А у нас сегодня нет ВМС Украины, их просто нет. У нас есть один фрегат, один устаревший десантный корабль, который нам не нужен, и один тральщик. Есть еще три катера – ракетный и два артиллерийских. Все. Все остальное – вспомогательные суда. Один «Сагайдачный» младше 20 лет, он 93-го года. Все остальное – старое, восстанавливать это не имеет смысла.
Нам нужно строить. Нам нужна масштабная программа по строительству украинского флота и созданию мощной системы береговой обороны и территориальной обороны как её элемента на всём протяжении, от Измаила до Скадовска. Нам нужно строить серьезную оборону в Херсоне. Должна быть особая программа для тех четырех районов Херсонской области, которые прилегают к административной границе оккупированного Крыма, причем, с учетом того, что там живет с десяток тысяч крымских татар. И люди из Крыма будут уезжать, эмиграция будет продолжаться, и там тоже ж надо что-то делать.
Я за последние две недели очень много общался с военными моряками уровня командиров кораблей, это те самые капитан-лейтенанты, которые вывели части своих экипажей, из Крыма, и сегодня они в Одессе, Очакове, и т.д. Они мне говорят: «ты знаешь, во время разных общественных бурлений в Одессе наши моряки и офицеры снимали военную форму, по гражданке шли и участвовали». И мне кажется, что для поддержания боевого духа граждан Украины даже самое наличие человека в военно-морской форме на улицах этих городов – это мощный психологический фактор. Наши здесь, для наших граждан, и т.д.
Как сказал один известный британский адмирал, если ты не контролируешь море – его контролирует противник. Посмотрите, как выглядит сегодня шельф. Одесское месторождение, на котором стоят так называемые вышки Бойко, они немножко ближе к побережью Одесской области, чем к побережью Крыма. Там стал один российский ракетный катер. И они добывают, и собираются бурить 5 скважин новых на Одесском месторождении, и увеличивать добычу газа, который они у нас украли, с 2 млрд до 2, 5 млрд. уже в следующем году. Так вот если б у нас там было пару кораблей соответствующего класса, которые встали бы рядом, я вас уверяю, этот корабль к этой вышке не пошел бы.
Нам нужно сегодня строить корабли, потому что покупать дорого, нам также нужно сегодня просить по принципу ленд-лиза и у американцев, и у скандинавов, и у немцев, у которых они есть, нам нужно иметь флот из 18-20 многоцелевых военных кораблей, которые в состоянии противостоять угрозе. Нужны корабли вооруженные, условно говоря, ракетой «Гарпун», против которой крейсер «Москва», великий, страшный и ужасный, — ничто. Он только на уровне 5 метров над водой может сбивать, а она летит на уровне несколько сантиметров. Все это должно базироваться в Скадовске, Одессе, Измаиле, может быть, нам нужно думать о Дунайской флотилии в каком-то виде, производиться это все должно на Николаевских заводах, и на Ленинской кузне, которая строила корветы, не говоря уже о катерах. И нам нужно уговаривать наших союзников из НАТО, пока все это будет происходить, чтобы они постоянно держали здесь, как они делали весь этот год с начала крымского кризиса, небольшую эскадру своих суперсовременных кораблей.
Я рассматриваю наличие американского фрегата с ракетами «Гарпун» и с теми противоракетами, которые сбивают русские баллистические ракеты на этапе взлета, лучшей гарантией инвестиций в регионе в наше настоящее время. У нас нет других гарантий. Когда у вас на рейд в Одессу регулярно приходит в гости американский эсминец типа «Арли Бёрк» — в глазах иностранного инвестора, это будет лучшей гарантией инвестиций, поверьте мне», — заключил Клименко.