Интеграция — не простой процесс

Руководство Белоруссии, как и руководство Казахстана, опасалось, что если договор о ЕАЭС вступит в силу, на них Запад также распространит свои санкцииЕвразийская интеграция является новой формой экономического сотрудничества, которое отвечает складывающимся сегодня на международной арене экономическим реалиям. Рано или поздно Евразийский экономический союз, договор о создании которого вступил в силу год назад, 1 января 2015 года, станет одним из глобальных игроков, определяющих мировую повестку дня. ЕАЭС был сформирован на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, который, в свою очередь, был первым шагом к становлению наднационального центра экономической силы на евразийском континенте.

Основными целями ЕАЭС являются:

- создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения. Т. е создание полноценного экономического объединения, которое призвано обеспечить интересы всех его участников в современном высококонкурентном мире, стать гарантом их успешного социально-экономического развития и способствовать повышению жизненного уровня людей. Путем создания Евразийского экономического союза можно добиться хорошего результата в гонке за инвестициями, созданием рабочих мест, разработкой новых технологий и развитием передовых производств;

- стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза. Принять участие в евразийской интеграции может любое государство, которое отвечает определенным критериям, причем речь идет не только о тех странах, которые входят в Содружество Независимых Государств. Евразийский экономический союз не представляет собой реинкарнацию СССР, а создает иную, высокоэффективную модель сотрудничества, основанную на взаимной выгоде и уважении всех прав его членов. Поэтому еще одна цель этой интеграции — сохранение экономического суверенитета участников этого процесса. В современном мире достичь этого можно только посредством углубления экономического сотрудничества;

- всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Создание Евразийского экономического союза включалоет в себя 5 этапов:

1) этап создания зоны свободной торговли (ЗСТ), предполагающий беспошлинную торговлю между государствами-участниками, но при этом их самостоятельную торговую политику в отношении третьих стран;

2) этап создания Таможенного союза (ТС), предполагающий образование единой таможенной территории с беспрепятственным перемещением товаров внутри неё и выработкой уже общей таможенной и внешнеторговой политики;

3) этап создания единого рынка (экономического пространства) (ЕЭП), предполагающий свободу движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы внутри ЕЭП;

4) этап создания экономического союза, в рамках которого государства-члены координируют экономическую политику друг с другом;

5) абсолютная экономическая интеграция, в рамках которой наднациональный орган определяет денежную, налоговую, торговую и социальную политику для всех государств-членов.

Несмотря на все преимущества, Евразийский экономический союз мог так и не начать свою работу с 1 января 2015 года. Если в России его ратификация прошла совершенно гладко, то в Беларуси и Казахстане все было сложнее.

Рассмотрим опасения Белоруссии и Казахстана по поводу вступления в ЕАЭС. В прошлом Александр Лукашенко неоднократно критиковал договор о создании Евразийского экономического союза, каждый раз заявляя, что он не учитывает экономических интересов Белоруссии.

Во-первых, «нефтяной конфликт» между Минском и Москвой. Дело в том, что 18 сентября 2014 года правительство РФ направило в Госдуму законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс. В частности, они включали так называемый «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, задача которого заключалась в том, чтобы отчасти возместить для российского бюджета на 2015 год возможные потери от изменений на нефтяном рынке. «Налоговый маневр» позволил бы России, в том числе, избежать и крупных финансовых потерь, связанных с исключением пошлин из торгового режима Евразийского экономического союза.

В рамках новой модели экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты резко снижались, но одновременно столь же резко повышался налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По планам правительства, вывозные таможенные пошлины сократятся поэтапно: в 1,7 раза за три года на нефть, в 1,7-5 раз на нефтепродукты с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть в те же 1,7 раза.

О том, что нефтяной маневр Москвы создаст сложности для ЕАЭС, заявил и Александр Лукашенко. Такой «налоговый маневр», в частности, сильно бил по белорусским нефтепереработчикам (а через них — по белорусскому бюджету), так как увеличение НДПИ автоматически приводило к росту цены на сырую нефть.

Если бы Россия действительно увеличила ставку НДПИ на нефть, белорусскому правительству пришлось бы пойти либо на повышение цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, либо на снижение прибылей нефтеперерабатывающих заводов. В первом случае власти получили бы явное недовольство электората, поскольку цены на бензин и так растут едва ли не каждый квартал. Во втором произошло бы заметное сокращение поступлений в бюджет, компенсировать же их налогами с населения в предвыборный год проблематично.

Было, впрочем, и другое мнение об истинных причинах поведения белорусской стороны. Когда 29 мая 2014 года три президента подписывали договор о ЕАЭС международных санкций против России еще не было, как не было и ответных санкций вроде продуктового эмбарго. Так что руководство Белоруссии, как и руководство Казахстана, опасалось, что если договор о ЕАЭС вступит в силу, на них Запад также распространит свои санкции. Беларусь только начала хорошо зарабатывать на взаимных санкциях между Россией и Западом, и Лукашенко совсем не выгодно было терять эту «золотую жилу».

Что касается Казахстана, то вопрос о возможном затягивании Астаной процесса вступления в ЕАЭС начал активно обсуждаться после того, как стало известно, что вхождение в этот союз предполагает отсутствие права на выход.

На самом деле существует пункт, что Казахстан может выйти из союза. И если в первой версии это был срок в три года, то в подписанной версии — всего лишь 12 месяцев. То есть если Казахстан решит для себя, что союз ему выгоды не несет, то он подает заявление, которое не требует одобрения, то есть в одностороннем порядке, и через 12 месяцев страна считается вышедшей из экономического союза.

Активно обсуждались слова Нурсултана Назарбаева о праве Казахстана в случае угрозы для интересов и суверенитета страны отказаться от вступления в Евразийский экономический союз. «Если не будут выполняться правила, описанные в договоре, Казахстан имеет право выйти из ЕАЭС. Я уже это говорил, и повторяю снова. Казахстан не будет входить в организации, которые угрожают нашей независимости. Независимость — это самое главное наше богатство», — отмечал президент.

Также настораживало Казахстан рост отрицательного сальдо между Казахстаном и Россией. Известно, что Казахстан закупает у России намного больше, чем продает, то есть является рынком сбыта для российских бизнесменов и предпринимателей.

Для снижения этого процесса необходимо было задуматься о повышении эффективности государственного управления.

Источник: http://evrazia.org/article/2823