25-тысячный двигатель ЯМЗ-530

С конвейера цеха средних рядных двигателей Ярославского моторного завода сошел 25-тысячный двигатель семейства ЯМЗ-530. Это четырехцилиндровый двигатель ЯМЗ-534 экологического стандарта «Евро-5″ для среднетоннажного автомобиля нового поколения «ГАЗон NEXT».

Завод общей площадью 57 000 кв. м, оснащенный современным технологическим и инженерным оборудованием, работает с 2013 года.  Уровень автоматизации технологического комплекса достигает 90%. Инженерная инфраструктура обеспечивает выполнение самых жестких требований к производственной среде по чистоте, температуре, давлению, освещенности, уровню шума и вибраций. Мощность производства составляет 20 000 в год, с возможностью до 50 000. Объем инвестиций в проект – свыше десяти миллиардов рублей.

Линейка дизельных двигателей семейства ЯМЗ-530 экологического стандарта «Евро-5», серийное производство которых началось в апреле этого года, имеет улучшенные технико-экономические показатели по расходу масла, топлива, расширенный диапазон мощности:

ЯМЗ-534: 150 – 210 л.с.,

ЯМЗ-536: 240 – 330 л.с.,

и крутящего момента:

 ЯМЗ-534: 490 – 780 Н.м.,

 ЯМЗ-536: 900 – 1370 Н.м.

 Конструктивно новые двигатели ЯМЗ-530 максимально унифицированы с аналогами «Евро-4». На данный момент предприятие выпустило свыше 1,5 тысяч двигателей ЯМЗ-530 экологического стандарта «Евро-5».

Двигатели ЯМЗ-530 обладают преимуществом перед импортными аналогами по таким показателям как мощность и крутящий момент при более низком расходе топлива. Невысокая стоимость двигателей при современной конструкции обеспечивает им высокий уровень конкурентоспособности как в России, так и за рубежом.

Двигатели ЯМЗ-534 отгружаются на Горьковский автозавод  для установки на автомобили «ГАЗон NEXT», а также на Павловский и Ликинский автобусные заводы. Двигатели ЯМЗ-536 поставляются на Ликинский автобусный завод и для комплектации продукции Минского автозавода.

«Группа ГАЗ» ведет локализацию комплектующих для семейства двигателей ЯМЗ-530. На сегодняшний день на предприятиях «Группы ГАЗ» и других российских заводах локализован ряд комплектующих, ранее выпускавшихся в Европе, включая отливку блока цилиндров, поковку коленчатого вала, турбокомпрессор и  распределительный вал.

В этом году ЯМЗ планирует начать серийное производство газовых двигателей ЯМЗ-530 экологического стандарта «Евро-5». Двигатели будут устанавливаться как на технику производства «Группы ГАЗ» (автомобили «Урал», автобусы, среднетоннажные грузовики «ГАЗон NEXT»), так и на технику других производителей. 

История создания

На Ярославском моторном заводе пошли на настоящий риск. Ведь создать дизельный двигатель , который бы не просто обладал уникальными характеристиками, но и мог бы создать конкуренцию для моделей мировых производителей, очень и очень сложно. Для этого в середине двухтысячных годов в качестве партнеров в этот проект были приглашены инженеры из Европы. После нескольких лет разработок и экспериментов была создана серия рядных моторов с объемом 1,1 л на каждый цилиндр.

Двигатель стал новинкой не только для всей страны, но и для «Автодизеля». Ведь здесь не только новейшая конструкция, но и другие методы ведения проектирования и разработки. В результате удалось создать силовой агрегат под названием «ЯМЗ-530″.

Схема

 Схему для нового мотора решили выбрать нижневальную. И российские, и европейские специалисты в один голос сказали, что так будет лучше для средних размеров дизелей с небольшими оборотами. Двигатель очень компактный из-за отсутствия распределительных валов в ГБЦ. Сама головка блока цилиндров не отличается большой высотой и другими размерами. Также в этом моторе не найти и длинного привода ГРМ. Инженерам удалось значительно уменьшить вес движущихся и вращающихся узлов и деталей.

Сама конструкция, по сравнению с другими модификациями, стала существенно надежней. Работа агрегата достаточно тихая и отличается увеличенной долговечностью. Все самые важные узлы получают движение от привода коленвала. Это позволяет в значительной мере свести к минимуму вращательные колебания.

Изюминка

 Среди интересных решений в конструкции «ЯМЗ-530» можно выделить систему охлаждения с возможностью обратного хода. Так, охлаждающая жидкость попадает не привычным для многих образом – снизу вверх, а сверху вниз.

Сначала охлаждается самая горячая область – головка блока цилиндров, а затем уже и сами цилиндры. Инженерам удалось добиться с внедрением этой инновации практически максимальной эффективности. Также стоит отметить термическую стабильность размеров узлов и деталей двигателя. Теперь можно без усилий форсировать любой агрегат семейства «ЯМЗ-530». Инженеры применили в этой силовой установке технологию мокрых гильз. Для производства это оказалось немного неудобно, однако, как показала практика, цилиндры охлаждаются более равномерно. Цилиндропоршневая группа имеет больший ресурс. Если необходимо что-нибудь заменить, нет необходимости растачивать цилиндры под нужный размер. Можно сразу же устанавливать номинальные детали. Ресурс, по заверениям разработчиков, составляет более миллиона километров!

Комплектующие

 Разрабатывая новый дизель «ЯМЗ-530», специалисты применили самые лучшие комплектующие. Только представьте, топливную аппаратуру заказали у лидеров отрасли – Bosch, детали для поршневой группы поставила Federal Mogul, блок цилиндров – Fritz Winter. Сухари клапанов, а также вкладыши – Mahle.

Универсальность

Силовой дизельный агрегат «ЯМЗ-530» – это воплощение самых современных и передовых решений. Здесь работает уникальная схема топливоподачи аккумуляторного типа. Контролирует это электронная система управления. Все детали изготавливались с расчетом на работу под большим давлением. Смазочная система, а также эффективное охлаждение позволяют получить литровую мощность до 34 кВт. Привод на основе шестеренок со стороны маховика дает возможность сделать работу агрегата практически бесшумной. Система вентиляции картерных газов закрытого типа полностью интегрирована в крышку головки блока цилиндров. Больше не придется ее обслуживать!

Одни из достоинств этого дизеля – высокая компактность и небольшой вес. Это позволяет значительно упростить процесс установки его в моторный отсек грузового автомобиля. Разработчики смогли заложить в конструкцию различные опции. Это возможность установки компрессора для кондиционера, предпускового подогревателя, а также отопителя кабины.

Двигатель, диктующий новые стандарты

 Агрегат необычайно надежен. Ресурс очень высокий. Интервалы между обслуживанием составляют до 50 000 километров. Это путь к уменьшению расходов на техническое обслуживание почти в 2 раза. Техника с этими моторами отличается высокой экологичностью, бесшумной работой и комфортом. Уровень вибраций и шума составляет не больше 92 Дб. Это позволяет навсегда отказаться от достаточно дорогого капотирования двигательного отсека, а также повышает комфорт для водителя в кабине или для пассажиров в автобусе. Низкий уровень расхода топлива и смазочных материалов полностью подтвержден в ходе различных тестов.

При объеме 1,1 л на цилиндр средний расход составляет до 26 л на 100 км. При этом машина двигается со скоростью 60 км/ч. Высокий крутящий момент до 1226 Нм, доступный на низких оборотах, позволяет автомобилю двигаться очень динамично. Машина легко разгоняется, и ею легко управлять.

 Особенности конструкции

 Для того чтобы достичь высоких уровней экологичности, инженеры применили специальную систему – EGR. Она способствует улучшению процесса рециркуляции газов. Также в конструкции имеется катализатор с возможностью замены фильтров. Следит за параметрами работы новый блок управления. Мотор оснащен множеством датчиков, которые четко следят за состоянием всех основных узлов.

 Технические характеристики

 На что способна базовая версия этого мотора? Итак, это рядный, четырехцилиндровый силовой агрегат. Рабочий объем его составляет 4,4 л. В зависимости от модификации мощность может варьироваться от 136 до 190 лошадиных сил для версии на четыре цилиндра. Количество оборотов коленчатого вала для базового агрегата составляет 2300 об/мин. Максимальный крутящий момент – 710 Нм при 1600 оборотах. Что касается расхода топлива «ЯМЗ-530», характеристики показывают, что аппетиты агрегата составляют 143 грамма на одну лошадиную силу за час. Масса двигателя составляет всего 480 кг в базовой версии.

Шестицилиндровая версия отличается лучшими характеристиками. Объем агрегата составляет 6,6 л. По оснащению эта версия является полной копией четырехцилиндровой. Здесь такой же привод узлов, та же система охлаждения, установлен турбонаддув. Мощность в зависимости от модификации составит от 270 до 312 лошадиных сил. Крутящий момент в этой версии – 1226 Нм на 1600 об/мин. Минимальный расход топлива – 194 грамма на 1 лошадиную силу за час.

Источник: http://finobzor.ru/show-14998-25-tysyachnyy-dvigatel-yamz-530.html