«Жертвы исторических репрессий»: кому и зачем они нужны?

Как известно, «репрессия» — это карательная мера, чаще всего внесудебная, осуществляемая государством по отношению к своим гражданам или институтам. Конечно, наибольшее распространение этот термин получил в результате пропагандисткой кампании по «реабилитации» «жертв политических репрессий» и осуждения «кровавого режима», творившего эти деяния. Правда, в пылу этих саморазоблачений потеряли одну страну — распался Советский Союз.

А мы всё клеймим, всё рисуем прошлое своей родины чёрной краской. И не задумываясь о том, что большая часть из того потока обвинений в адрес советского периода в истории России — откровенная, густопсовая ложь. Что уже впору вводить в широкое распространение новое словосочетание — «жертвы исторических репрессий», поскольку этот процесс очень часто инициируется во властных, или околовластных кабинетах (таких, например, как Совет по правам человека при Президенте РФ). И полагать под ними всех безвинно пострадавших от этой десоветизаторской компанейщины, что вот уже три десятка лет распростёрла своё черное крыло лжи над страной.

Этот термин — «жертвы исторических репрессий» актуален сегодня потому, что именно история России, её «знаковые герои», являются главной целью «десоветизаторов». При этом, было бы наивно думать, что претензии предъявляются исключительно к великой советской эпохе. Нет, под прицелом у этих противников российской истории и такие личности, как Пётр I и Иван Грозный, Дмитрий Донской и Александр Невский… И всё же советский период — главная цель десоветизаторов: и в «списках на уничтожение доброй памяти» находятся такие великие исторические личности, как В.И. Ленин и И.В. Сталин, такие мощные структуры, как РСДРП (РКП(б), ВКП(б), КПСС) и ВЧК (ОГПУ, КГБ), есть в этих «проскрипциях» и менее заметные, но тем не менее очень значимые субъекты и объекты «исторического процесса».

Недавно возникшая в Рязани ситуация вокруг Музея истории молодёжного движения (МИМД, бывший Музей комсомола) как нельзя точно вписывается в определение «жертвы исторических репрессий». Правда, эта коллизия имеет свою специфику: ведь вся вина репрессируемых музейщиков вовсе не в том, что они что-то делают не так, а в том, что они вообще существуют. Однако, давайте по порядку. Региональная исполнительная власть вознамерилась передать здание Музея истории молодёжного движения под Центр А.И. Солженицына, вопреки исторической правде. При этом сам МИМД изначально предполагалось «рассеять» по разным местам: часть экспозиций и персонал разместить в нескольких комнатах «Дома Салтыкова-Щедрина», а что не войдёт (в том числе все фонды) отправить в с. Константиново, в запасники музея-заповедника С.А. Есенина.

Многие общественные объединения области и простые рязанцы выступили резко против этих планов, и видно потому через местные СМИ вдруг стали известны корректировки этих планов власти. Дескать, под Музей истории молодёжного движения будет отдано всё здание «Дома Салтыкова-Щедрина». Но эти сведения пока не подтверждаются ничем, ни финансовыми выкладками, ни официальными документами. А как известно: «слова к делу не пришьёшь…».

Что же стало изначальной причиной столь неожиданно нависшего над МИМД «домоклова меча»? Конечно, можно делать лишь предположения, но есть определённые свидетельства, говорящие о том, что планы размещения в этом здании Центра Солженицына не более чем повод для уничтожения Музея комсомола, пусть и бывшего. При этом, за все постсоветские годы МИМД находился под постоянным «прессингом» со стороны власти. Более того, уже неоднократно вставал вопрос о расформировании музея, но общественности и персоналу раз за разом удавалось спасать «живого свидетеля истории». Тем не менее, дабы не провоцировать власть на уничтожение, из музейных экспозиций в фонды переведены практически все экспонаты, так или иначе связанные с комсомолом. Сегодня основными темами, определяющими содержание музейных залов является тема военного служения Родине. Именно свидетельства о Великой Отечественной, об Афгане и Чечне сегодня служат стержнем экспозиционного пространства музея.
Но власть не унимается в своём стремлении уничтожить саму память о «комсомоле», через расформирование или переименование Музея. Об этом прямо свидетельствуют и работники МИМД, и члены Общественного Совета при министерстве культуры. Особенным рвением в деле уничтожения отличается Марина Вячеславовна Горожанова, первый заместитель министра культуры и туризма Рязанской области. Для неё Музей истории молодёжного движения стал чем-то вроде красной тряпки для быка, настолько агрессивно высокопоставленная чиновница ведёт себя в отношении вверенного её попечению учреждения культуры. Недавно эту информацию, услышанную автором от музейных работников, подтвердила в своей публикации Ирина Кусова, кандидат исторических наук, зав. отделом развития музея-заповедника «Рязанский кремль».

Более того, судя по всему, не только в Рязани, но во всей России начинает понемногу разворачиваться ещё один виток «десоветизации». Вспомним недавнюю, прогремевшую на всю страну, очередную попытку опорочить имя Войкова, вновь возникший из небытия вопрос о перезахоронении Ленина из Мавзолея. Чем же вызвано это новое «обострение» старого десоветизаторского недуга?

На мой взгляд, ответ прост. Мы накануне поры выборных баталий. В этом году состоятся выборы в Госдуму, через два года — президентские выборы. Наши нынешние «либероиды» отнюдь не наивные простачки. И у них нет иллюзий в том, что они смогут демократическим, выборным путём придти к власти. Но есть, как они рассчитывают, и другой — «уличный путь». И как показали события на киевском Майдане — пусть и нелегитимный, пусть и противозаконный, но весьма действенный. А с учётом общемировой политической обстановки — они вполне резонно надеются на помощь извне. Но у российских «майданщиков» есть проблема: попытка «белоленточного» разрушения государства четырёхлетней давности не удалась, в отличие от вполне «успешного» (с точки зрения украинских националистов и либерал-олигархии) первого киевского Майдана 2004 — 2005 года, этого прообраза украинских событий двухлетней давности. И судя по всему, тактикой российских «либероидов» предусмотрено формирование антигосударственных настроений в провинции, поскольку, как правило, региональные власти являются весьма уязвимыми, непоследовательными, нестойкими. А значит, «пятая колонна», скорее всего, хочет попытаться разжечь недовольство властью вне центрального московского региона.

События вокруг МИМД в Рязани, с точки зрения «либералов-общечеловеков», имеют под собой две цели — настроить окончательно народ против областного руководства и начать «раскачивать» протестные настроения в городе и области, имея целью в нужный момент попытаться их возглавить. Что делать в этих условиях патриотической оппозиции, особенно, наблюдая все эти «пируэты», что вытворяет региональный «истеблишмент» в нынешнем «музейном казусе» (а нужно сказать, что областное руководство уже изрядно впутано в многочисленные скандалы вокруг музеев, что ещё больше усугубляет ситуацию)? На мой взгляд, есть две задачи: с одной стороны, работать на предупреждение «скандалов», и на их безусловное и скорейшее разрешение в духе сохранения исторической и культурной правды народа, исторической и культурной традиции страны, а с другой, находить точки для взаимодействия с властью, однако при этом сохранять свою независимость от неё. Задача сложная, но отступать некуда.

Иначе самой большой «жертвой исторических репрессий» станет народ России, и сама страна…

Источник: http://m2demin.livejournal.com/2604.html