Выживший

Американский фильм «Выживший», который в прошлом году с успехом прошел в кинотеатрах и получил «Оскара», прекрасно снят и хорошо придуман. Но что стоит выдумка в сравнении с реальной историей о выжившем в 1943 году в горах Аляски русском штурмане Константине Демьяненко.

Историю Константина Демьяненко, который мог пополнить список безвозвратных потерь советских летчиков, но вырвавшегося из «белого безмолвия», описанного Джеком Лондоном в своих рассказах о золотоискателях на Аляске, хорошо знает иркутский журналист Михаил Денискин. Впрочем, даже в своей книге «По следам пропавшего «Бостона» (легкий бомбардировщик Douglas А-20), посвященной советским летчикам, участвовавшим в перегоне самолетов по лэнд-лизу из Америки, он описывает историю Демьяненко без особой лирики.

«Все события связанные с трассой Алсиба* достойны исторических исследований, но реальная достоверность тех событий все равно будет покрыта тайной, – говорит Михаил Денискин. – Гриф секретности снят далеко не полностью, непосредственных участников тех событий, которые могли бы рассказать подробности, уже нет в живых.

Но история, которая произошла с Константином Демьяненко на Аляске – это реальный пример мужества человека, который сумел пройти тяжелейшие испытания, выжил наперекор всем обстоятельствам. Еще сложнее ему было пройти все проверки и опровергнуть обвинения в предательстве, а потом добиться права летать и воевать – он успел поучаствовать в воздушных боях в небе Венгрии и Германии. Правда, его героизм на территории Америки так и остался «белым пятном» в его биографии. Я считаю, что незаслуженно».

Михаил Иннокентьевич Денискин сумел собрать сведения о летчике Константине Демьяненко уже спустя годы после его смерти в 1961 году – по обрывочным сведениям, рассказам ветеранов Алсиба, архивным материалам.

Константин Демьяненко в 1937 году закончил Чкаловское училище штурманов. При отборе на секретную перегоночную трассу Алсиб преимуществом пользовались летчики с боевым опытом. Демьяненко такой опыт получил в финской кампании 1939-40 годов, и потому был зачислен на самый ответственный участок – в 1-й полк, базировавшийся на Аляске. Он неоднократно пересек пролив Беринга между США и СССР, пока не попал в весьма неприятную передрягу.

Бомбардировщик Б-25

 

…27 июня 1943 года группа А-20 «Бостон» с лидером Б-25 поднялась с бетона авиабазы Лэдд-Филд. Самолеты уже подходили к аэродрому Ном, однако по метеоусловиям аэродром самолеты принять отказался – пришлось садиться на запасном аэродроме Галена. Там-то и выяснилось, что штурмана старшего лейтенанта Демьяненко нет в кабине. Он исчез во время полета!

Как потом выяснилось, в плохих условиях видимости штурман открыл колпак стрелка, в кабине которого он находился, чтобы визуально «привязаться» к местности. Ничего не подозревавший пилот совершил маневр, чтобы обойти грозовые облака, самолет заложил вираж, в результате которого Демьяненко выбросило из кабины. Ударившийся ногой о хвостовое оперение самолета старший лейтенант потерял лишь ботинок, но не сознание и сумел открыть парашют.

Поиски пропавшего штурмана возглавил командир авиаполка Михаил Мачин. Но вначале несколько дней лили дожди, и самолеты не могли подняться в небо. Последующие поисковые облеты трассы результатов не дали. Тогда полковник Мачин попросил помощи у начальника базы – американского генерала Гаффни.

Лишь через две недели американский пилот доложил, что в горах на дереве видел нехарактерное белое пятно. Предположили, что это мог быть парашют. Но советские летчики, вылетевшие в указанный район на следующий день, ничего не нашли.

Минули еще две недели безрезультатных поисков. Однажды полковник Мачин сверху заметил слабую струйку дыма. Он направил самолет на снижение, сделал круг и на берегу реки увидел человека, машущего курткой. Это был Демьяненко.

В следующий заход ему сбросили груз: спальный мешок, продукты, пистолет и записку: «Много не ешь. Будь на месте!» Убедившись, что груз принят, Мачин увидел сверху озеро, которое могло быть пригодным для посадки гидросамолета. Для спасения советского летчика американцы послали капитана Бэссила Блэксмита. Вскоре обессиленного и искусанного мошкой Демьяненко доставили в госпиталь Фэрбенкса.

Позже Константин рассказал о своих злоключениях. После приземления он потерял второй ботинок. Ракетницы, чтобы подать сигнал, не было. Спички отсырели. Питался ягодами, кореньями и птицами, которых удавалось подстрелить – патронов в ТТ было всего две обоймы. Часть из них ушла, чтобы отпугивать медведей гризли, которыми так богаты те места. Потом сумел соорудить из сухостоя плотик, на котором по горной речке спустился в долину. Каким-то чудом сумел зажечь последнюю спичку и поджечь сухую траву, дым от которой и разглядел сверху полковник Мачин.

Вроде бы и незамысловатая история – без видимого героизма. Константин Демьяненко и не стремился к какому-то подвигу. В сложившейся ситуации он просто верил, что его не бросят, найдут, выручат. С этой мыслью и шел вперед на исходе сил. Потому и сумел выжить, а потом дойти, вернее, долететь до Победы. Это подвиг? Скорее всего – да.

«Подобных историй, когда наши летчики во время войны оказывались на земле в непростой ситуации – немало, – говорит Михаил Денискин. – Из тех, что случились на Алсибе, можно вспомнить и летчика старшину Владимира Дьякова, который после аварии два месяца находился в тундре, но сумел выжить, дождаться, когда ему на помощь придут оленеводы. И потом опять поднялся в небо, а уже после войны в Липецке руководил клубом «Юных летчиков».

…В пригороде Иркутска, в деревне Пивовариха, есть кладбище. Там традиционно хоронят летчиков. Именно над ним зачастую и взлетают самолеты – взмах крылом над теми, кто отдал авиации годы жизни. Среди могил есть и та, где значится фамилия Константина Демьяненко – человека, который совершил свой скромный подвиг на службе Родине.

*Алсиб («Аляска — Сибирь», «воздушная трасса Красноярск — Уэлькаль», «Красноярская воздушная трасса») — воздушная трасса между Аляской (США) и СССР, построенная и начавшая действовать в 1942 году. Являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске. В качестве второстепенных задач по трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников.

Источник: https://cont.ws/post/335057