ВП-150 «Вятка»: триумфальная история первого мотороллера в СССР

741347_foto-retro-mopedovСвоим появлением отечественный мотороллер ВП-150 «Вятка» обязан главе советского правительства Н.С.Хрущеву, который в своё время любил поколесить по «заграницам», сея разумное, доброе, вечное, то есть гордо неся светоч социализма в тёмный империалистический стан.

Впрочем, прагматизма Никита Сергеевич не был лишён и никогда не упускал возможности позаимствовать у иностранцев интересные новинки: кукурузу для сельхоза, особую компоновку турбин для гражданской авиации и прочие занимательные вещицы, глобальные и не очень.

Так уж вышло, что Хрущёва очень впечатлил необычный двухколёсный транспорт и своим волевым решением перед Вятско-Полянским машиностроительным заводом ставится задача — в кратчайшие сроки спроектировать и начать массовое производство мотороллеров во благо трудящихся.

Глядя на советскую «Вятку» можно без труда догадаться, у кого была позаимствована концепция мотороллера и переняты ключевые элементы дизайна. Конечно же, в советской «Вятке» невооруженным глазом можно заметить итальянские корни знаменитой «Веспы».

Стоит отметить, что это сейчас Vespa является в первую очередь дорогим аксессуаром для модников, нежели средством передвижения. История и причины появления «Веспы» на свет довольно суровы. После окончания Второй Мировой ведущая итальянская авиастроительная фирма «Пьяджо» оказалась не у дел – нужда в истребителях отпала. предприятие еле-еле сводило концы с концами. Тогда инженер фирмы Агостино Д’Aсканио представил своему начальнику Энрико Пьяджи бизнес-план по производству необычного транспорта. Ключевыми моментами были его простота, удобство, а самое главное – дешевизна. Автомобили стоили дорого, мотоцикл тоже не каждый мог себе позволить, а мотороллер – в самый раз и доступно всем. Схожую концепцию преследовали и советские инженеры.

К чести отечественных конструкторов стоит признать, что потрудились они на славу и некоторые конструкторские решения мотороллера «Вятка» были просто блестящими. Его двигатель имел 150 куб. сантиметров рабочего объема. Охлаждение воздушное, но принудительное. Мощность до 5,5 лошадиных сил при оборотах 4800. За 11 секунд развивал скорость 50 км/час. На сотню километров хватало трех литров низкосортного бензина А-66. Движок имел горизонтальную компоновку, а прямо под цилиндром крепился глушитель (на удивление тихий). Сам двигатель был сблокирован в одно целое с коробкой передач. И о трансмиссии стоит рассказать поподробнее: она была трехступенчатой, однако шестерни постоянно находились в зацеплении. Для переключения крестообразный ползун передвигался внутри полого вторичного вала. Таким образом он и соединял вал со шлицами нужной шестерни. Переключались передачи тросиком, как на мопедах «Верховина», или «Рига».

Крутящий момент на колесо передавался не посредством цепи или кардана. О вариаторе, само собой, тоже не могло быть и речи. Инженерное решение было простым и гениальным: колесо просто сидело на хвостовике вторичного вала. Таким образом, двигатель и колесо составляли единое целое и качались на неровностях вместе. Подвески на пружинах с гидравлическими амортизаторами, колеса крепились четырьмя гайками по-автомобильному. Конструкция их тоже необычна – они представляли собой две половинки, соединяемые между собой в шести точках, очень удобно для снятия покрышки. Для этого не требовалось никаких особых инструментов, кроме пары гаечных ключей. Вес мотороллера составлял 118 килограмм. Заявленная скорость 70 км/ч, но имелся запас и можно было выжать из юркого малыша и 85 км/ч.

Ну а дальше, эксперимента ради, решили отойти от основного концепта. Тогда с конвейера сошли модели с грузовой платформой и фургоном. При собственном весе около 300 кг перевозил 250 кг груза. Одного лишь не учли – на своей исторической родине мотороллер чинно колесил по ровненьким асфальтовым дорогам и колхозные колеи для него были в диковинку. Однако, акклиматизацию он прошёл, что называется «на ура!». Не оправдались лишь надежды на ожидаемую дешевизну. По цене «Вятка» догнала легкий 125-ти кубовый мотоцикл «Ковровец». Однако, это не помешало мотороллеру надёжно занять свою нишу. Даже в наши дни в российской глубинке можно встретить работоспособные образцы ВП-150. Правда выглядят они так, будто пережили парочку техногенных катастроф и зомби-апокалипсис в довесок. Что, впрочем, не мешает им, деловито урча, рассекать по ухабистым сельским дорогам…

Источник: http://finobzor.ru/show-33545-vp-150-vyatka-triumfalnaya-istoriya-pervogo-motorollera-v-sssr.html