ВМФ России. Ближайшие перспективы развития

Поговорим о двух направлениях: нашей кораблестроительной программе и появлении потенциальных пунктов базирования и военно-морских баз для нашего Флота.

Начну с «железа». Спешу вас расстроить, уважаемые читатели. На сегодняшний день, мы не способны строить корабли первого ранга больших водоизмещений. Связано это с рядом причин :

1. В 90-х годах мы не строили корабли для нашего Флота. Мы строили корабли для Китая, Индии и Вьетнама. В принципе, благодаря этим заказам нам удалось сохранить хоть что-то от былых мощностей.

2. Многие заводские мощности были распроданы, или отданы в аренду «коммерсантам». Соответственно, уничтожена материальная часть и потеряны квалифицированные специалисты.

3. Потерян интеллектуальный ресурс, на котором стояли конструкторские бюро.

Т.е., вы должны понять, одним большим вливанием финансовых средств проблему восстановления Флота не решить. Это факт!

Реально, корабли начали строить с середины 2000-х годов. Так что это за корабли? Это  корабли 3-го и 2-го ранга, ближней и дальней морских зон.  Я не буду подробно рассматривать проекты. Сделаю лишь акцент на том, что их автономность 10-15, и 30  суток соответственно. Все верно — на Большую воду надо возвращаться поэтапно. В начале закрываем прибрежные воды, а уж потом Океан. Так вот, прибрежные воды еще не закрыты. И когда, я слышу слова адмиралов о том, что мы скоро заложим авианосец, или эсминец, меня начинает подташнивать.

Итак, что мы сейчас спускаем на воду? (опущу мимо строк тральщики, малые артиллерийские корабли и малые ракетные корабли)

Основное усилие сейчас делается на сторожевые корабли. Сейчас их называют фрегатами.

1. Проект 11540. 

Серия сторожевых кораблей. В конце 80-х на ССЗ «Янтарь» (г.Калининград) было заложено три корпуса. Первый, «Неустрашимый», вступил в строй в 1994-м году. Второй корпус, «Ярослав Мудрый», вступил в 2009-м году. Третий корпус решили по проекту не достраивать. Судьба его под вопросом. Это корабль дальней морской зоны, с водоизмещением 4500 тонн и  автономностью 30 суток. Проект морально устарел  и продолжения развития не будет.

2. Проект 22350.

Серия фрегатов. Строительство начато с середины 2000-х. «Северная верфь» (г.Санкт-Петербург).  Планируется построить восемь корпусов. Но, строятся они очень медленно. Отдавать 4 года на постройку корпуса- это непозволительная роскошь. Первый корпус «Горшков» до сих пор доводят до ума. Это корабль дальней морской зоны, с водоизмещением 4500 тонн и  автономностью 30 суток. На эти корабли сделана большая ставка. Возможно увеличение количества кораблей в серии.

3. Проект 11356.

Серия фрегатов. Строительство начато с конца 2000-х. ССЗ «Янтарь» (г.Калининград). Строительство данных кораблей будет идти ускоренными темпами, т.к. опыт строительства  пр.1135 в Калининграде есть. Все запланированные шесть корпусов должны пойти на ЧФ. Первый корпус находится на стадии окончания постройки. Это корабль дальней морской зоны, с водоизмещением 4000 тонн и  автономностью 30 суток.

4. Проект 20380.

Серия корветов. По старой классификации он проходил бы, как сторожевой корабль 3-го ранга. Строительство начато с начала 2000-х. «Северная верфь» (г.Санкт-Петербург) и «АССЗ» (г. Комсомольск-на Амуре). Изначально планировалось к постройке два десятка корпусов. В строю находятся четыре корпуса. Данный проект очень проблемный. Связано это с тем, что была попытка сделать универсальный корабль, а получился очень посредственный. Ряд корпусов уже законсервирован на стапелях. Это корабль ближней морской зоны, с водоизмещением 2200 тонн и  автономностью 15 суток.

5. Проект 11661.

Серия сторожевых кораблей 3-го ранга. В конце 80-х на Зеленодольском заводе им.Горького (г.Зеленодольск) было заложено три корпуса. В 2003-м «Татарстан» и в 2012-м «Дагестан» ступили в строй. Третий корпус законсервирован. Проект был переделан как Ракетный корабль 2-го ранга. Противолодочное вооружение отсутствует. Это корабль ближней морской зоны, с водоизмещением 1700 тонн и  автономностью 15 суток.

Итак, верфи перегружены. Строительство крупных кораблей не ведется, поскольку еще не заполнена ниша «ближнего» флота. То, что заложено, будет еще строиться лет 10. Откуда взяться большим кораблям?

Давайте попробуем разобраться. Где строили большие корабли в СССР? Крейсера и авианосцы строили только в Николаеве (ныне Украина) и в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В принципе, корабли водоизмещением до 10000 тонн может потянуть и Калининград. Все. Я не говорю, что это все мощности. Возможно, сегодня есть ресурс у Северодвинска (во всяком случае, большие доки дам были). Как ни крути, а для строительства больших кораблей предстоит большая модернизация судостроительных мощностей. К примеру, можно вложить средства в завод «Залив» (г.Керчь). Великие укры его «убили», а ведь в советские времена там строили супер-танкеры водоизмещением свыше 100 000 тонн. Но, у нас осталось мало времени. Видимо, поэтому в Кремле и решили не пилить тяжелые атомные крейсера пр.1144,  а произвести их глубокую модернизацию (жаль, что только два корпуса). Это не от хорошей жизни. Что ж, плавно  заканчиваем с первой частью «марлезонского балета».

В 90-х-2000-х годах мы отказались от многих наших военных баз: Сомали, Куба, Вьетнам. Потом Лавров и Клинтон нажали на кнопку «перегрузка», и мы поняли, что нас опять пытаются нагнуть в позу «бегущего египтянина». А, по сему,  переходим ко второй части»марлезонского балета».

Мы возвращаемся в Большую Политику. Не надо быть геополитиком, что бы понять, что для нас сейчас жизненно важны два региона: Центральная Америка и Ближний Восток. Для остатков нашего ВМФ увеличилась нагрузка. Почему для остатков? Давайте перечислим и кратко прокомментируем наши корабли, которые могут выполнять задачи на дальних рубежах (рассматриваю только корабли на ходу):

1. пр.1143.5 — Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Кузнецов». Увы, Флагман нашего Флота, не смотря на свои 65 000 солидных тонн водоизмещения, уже не авианесущий крейсер, а просто легкий авианосец. Его авиационная группировка очень мала, а возможности использовать 20 крылатых ракет «Гранит» уже давно нет (спасибо раздолбаям, которые затопили ракетных шахты еще в 90-х). Добавим к этому, его постоянные проблемы с котлами. Это Флагман ремонта. Жаль, что продали индусам «Горшков». Это была очень большая ошибка.

2. пр.1144-1144.1 — Тяжелый атомный ракетный крейсер. «Петр Великий» постоянно находится под нагрузкой. Ему предстоит модернизация. «Адмирал Нахимов» планируется к модернизации. С «Адмиралом Лазаревым» ситуация неясна. «Адмирал Ушаков» пойдет на иголки.

3. пр. 1164 — Ракетный крейсер. «Москва» (ЧФ). Он самый старый и требует серьезного ремонта. Поэтому, в ближайшее время его ждет завод. «Маршал Устинов» находится на капитальном ремонте и планируется к передаче на ТОФ. «Варяг» достаточно свежий и ходит на Дальнем Востоке. Вообще, тому, кто их раскидал по флотам нужно гвоздь в голову вбить. Распылять силы этой ударной группировки -это верх тупости.

4. пр. 956 — Эсминец. Осталось 5 ходовых корпусов. Этот проект не стоит рассматривать вообще. Оставшиеся и разбросанные по флотам, они представляют собой одну головную боль, в связи с постоянными поломками котлов.

5. пр.1555-1155.1 — Большой противолодочный корабль. Осталось 8 ходовых корпусов. Корабли успешно несут боевую службу. Но, вооружение этих кораблей очень слабое. Судя по скудным данным, у наших стратегов есть желание выполнить модернизацию этих кораблей. И это все, господа-товарищи.

Вывод- существующий корабельный состав РФ, на сегодняшний день, не готов к серьезным боевым действиям. И это то же факт!

Недавно, в прессе стали появляться новости о возможном расширении пунктов базирования нашего Флота. Это уже интересно. В Центральной Америке появилась возможность получить передышку нашим кораблям в Никарагуа и Кубе. Это значит, что в ближайшей перспективе, мы можем создать корабельную группировку в Карибском бассейне и в зоне Панамского Канала. И теперь совсем необязательно гнать через Океан большие корабли, чтобы засветиться на недельку-другую. Достаточно подготовить ремонтную базу и пункты обслуживания и постоянное присутствие наших морячков «под боком» у дяди Сэма гарантированно. Приятно? Естественно!

Переходим к Средиземному морю. Как я понял, в связи с крайне неспокойной обстановкой в Сирии, ВВ решил подстраховать Тартус базой на Кипре. А это очень интересно. Теперь нам не надо гонять остатки Черноморского Флота из Севастополя через два турецких пролива. Учитывая, что до Сирии и Ливии рукой подать, предполагаю создание на Кипре отряда боевых кораблей ближней морской зоны (читай выше). Здесь же можно разместить группировку «москитного» флота.  «Бора» и «Самум» (пр.1239,) и группа ракетных катеров (пр.1241) здесь смотрелись бы очень шикарно. Во всяком случае, наши «западные партнеры», этому явно не обрадуются. В общем, здесь уже есть выбор. А это вселяет определенный оптимизм.

Я рассмотрел только строительство основных и достаточно крупных проектов кораблей. А ведь не надо забывать, идет строительство минно-тральных, десантных, патрульных кораблей и катеров. А еще нужны суда вспомогательного флота.  Еще есть Береговая Охрана Пограничной службы ФСБ, которая на ВМФ не замыкается. Этим ребятам то же нужны корабли и катера.

В заключении, хочу сказать, что наша кораблестроительная программа пока идет твердой поступью на восстановление. Но, процесс этот займет не один десяток лет.

Потерпите. Всему свое время. 

Источник: http://cont.ws/post/76560/