Верните советских инженеров

ШвейцарияВот, допустим, убогие вагоны НеВа, к разработке которых приложили свои экономные руки чешские инженеры из «Шкоды», и которые из-за лени и недомыслия закупил Петербургский метрополитен. Казалось бы, отличные вагоны — тихие, экономичные, с видеокамерами…

На практике же появление этих вагонов просто закрыло для меня одну из веток метрополитена. Я в этих вагонах ездить не могу — очень велика вероятность удариться головой об один из поручней, которые низкорослые чешские гении густо понатыкали поперёк (!) вагона на высоте где-то в 180-190 сантиметров от пола:

http://www.sdelanounas.ru/blogs/3304/

Ладно, я решу для себя проблему просто: буду просто тратить теперь немного больше времени и ездить в нужные мне места на той ветке исключительно на автомобиле. А что делать, скажем школьникам и студентам ростом 190+, которым нужно использовать метро ежедневно?

Вагоны ведь движутся. Поручни расположены таким образом, что при движении вагона удары головой становятся для высоких людей практически неизбежны, как ни страхуйся.

Как так получилось, что чешские инженеры не подумали об очевидном?

Очень просто — такова европейская идеология, идеология сознательной жадности. Подобную бессмысленную экономию на грани (или за гранью) жлобства можно также наблюдать в IKEA и, вообще, в продукции очень многих фирм центральной и северной Европы. Все эти крошечные домики в метр шириной — это же чисто европейская история.

Требующая размаха русская душа не готова ужиматься иначе как временно, с целью пережить трудные времена. Для европейца экономия — неотъемлемая часть жизни, европеец экономит на себе не по необходимости, а потому, что считает это правильным. Могли чехи не ставить поручни на такой низкой высоте? Могли. Но ведь рассчитывать на удобство людей высокого роста это так неэкономно, они должны терпеть…

В лучшую сторону отличаются итальянцы — итальянские мастера стараются экономить хотя бы не в ущерб комфорту. Немцы же, чехи и скандинавы… Вот, допустим, ходит из Москвы в Хельсинки поезд «Лев Толстой» с немецкими вагонами. Казалось бы, как можно испортить вагон купе?

Ан нет, немцам удалось. Мало того, что они каким-то образом сумели укоротить койки сантиметров на десять, сделав их тем самым абсолютно некомфортными для высоких людей, так они ещё и заделали наглухо багажное отделение над коридором. Всё блестит и сверкает, сортир просторный и чистый как на океанском лайнере. А пользоваться вагоном невозможно. Жлобы-с.

Я особенно ярко воспринимаю всё это европейское жлобство, так как мне повезло иметь двухметровый рост. Однако можно вспомнить, например, температуру в европейских домах — благо низкую температуру любит весьма мало кто. Русскому человеку непонятно, какая радость иметь роскошный дом в уютном европейском городке и держать там температуру… в +18 градусов. Европейцу, наоборот, непонятно, зачем тратить деньги на обогрев воздуха. Не лучше ли подрожать от холода, закутавшись в три свитера и две пары шерстяных носков, но зато сэкономить немного денег?

В России, да и в Советском Союзе экономить таким образом было не принято. У советской техники была масса проблем — однако проблемы шли не от скудоумия инженеров, а от весьма ограниченного набора компонентов, которые мог использовать в своей работе инженер. Когда нашим инженерам давали возможность развернуться, они обычно делали удобно и хорошо. В качестве примера могу привести самолёты Ту-204 — весьма удобные с точки зрения пассажира.

Вообще, эргономика — далеко не самое сильное место европейцев. До сих пор с содроганием вспоминаю немецкий видеомагнитофон Grundig, который можно было запрограммировать на запись телепередач в определённое время. 

Казалось бы, чего тут сложного — нажал кнопку «Отложенная запись», указал время начала и время конца записи. Вечером пришёл домой, а на кассете — «Утиные истории», или кого я там хотел записать…

Ага, как же. Насколько немцы талантливы и аккуратны по технической части, настолько же они беспомощны, когда нужно сделать что-то удобное. В том возрасте я знал несколько языков программирования и увлекался высшей математикой. Однако мне потребовалось огромное количество времени и усилий, чтобы объяснить видеомагнитофону, чего я от него хочу.

Шведы, кстати, особо не отстают. На моём встроенном шведском духовом шкафу есть часы, которые отстают на 3 минуты. Я знаю только один способ скорректировать отставание: обесточить нужную часть кухни, а когда духовка включится, выставить на ней время. Если я где-то ошибусь и нажму не туда, мне придётся обесточивать розетки снова.

Спрашивается, кто мешал добавить кнопку «установить время»? Никто не мешал. Европейская экономность — бессмысленная и беспощадная.

Пожалуй, хватит примеров. Перейдём к выводам.

У всех есть сильные и слабые места. Сильные места европейской инженерной мысли — умение сделать экономично и надёжно. Слабые места — отсутствие желания включать мозг. Помните все эти бесчисленные истории про русскую смекалку, которая обескураживает жителей Запада, привыкших делать всё квадратно-гнездовым способом? Так вот, это не анекдоты, наши люди и вправду сообразительнее в этом плане. Свежая история:

— Мишаня, привет! Я хочу новую батарейку в сигнализацию от машины вставить, поможешь мне потом время настроить?
— Поменяй батарейку в полночь.

Другой вопрос, что в России довольно плохо обстоят дела со станками и инфраструктурой. Поэтому придумать-то мы можем что угодно, а вот воплотить сначала в реальных чертежах, а потом в металле — это уже далеко не так просто.

Однако и здесь очень многое меняется. За последние 15 лет на территории России открылось огромное количество западных производств — с западным оборудованием, западной производственной культурой и, вообще, с возможностью научиться у Запада всему лучшему.

Много где — в той же атомной отрасли, например — мы и сейчас номер один в мире. Однако, скажем, по автомобилестроению мы серьёзно отстали от наших западных коллег. Сейчас на территории России уже работает больше десяти автозаводов, которые выпускают «иномарки» — причём это уже не отвёрточная сборка, а полноценные производства.

Поэтому пора уже возвращаться постепенно к конструированию и своих автомобилей. Уверен, что наши инженеры при наличии у них соответствующих ресурсов способны разрабатывать машины одновременно и качественные и ориентированные на живого человека.

Сейчас в Петербурге идут работы по проекту «Кортеж» — создаётся российский президентский лимузин и линейка автомобилей сопровождения. Выпуск автомобилей планируется начать уже в 2018 году:

http://russian.rt.com/article/70523

Денег на проект выделяется достаточно, необходимая квалификация у наших конструкторов однозначно есть. В принципе, чиновники среднего ранга уже сейчас предпочитают ездить на выпускаемых в России «тойотах» и «фордах». Если проект «Кортеж» завершится успешно, пересадить на полностью российские автомобили можно будет и чиновников уровня министров и выше.

Я буду внимательно следить за этим проектом. Конечно, это всего лишь один завод, мощности которого в первые годы вряд ли внесут существенный вклад в те 2 миллиона автомобилей, которые выпускаются ежегодно в России. Однако появление такого рода проектов может означать для нас переход на следующий этап развития: от впитывания западного опыта к объединению этого опыта с российским.

PS. Сейчас на проекте «Руксперт» создаётся статья про российский автопром:

http://ruxpert.ru/Российский_автопром

Подскажите мне, пожалуйста, где найти статистику для этой статьи? Особенно меня интересуют данные по локализации производства на разных автозаводах.

Источник: http://fritzmorgen.livejournal.com/755387.html