Похоже, это одна из последних статей, в которой говорится об украинском машиностроении как о явлении существующем. Последующие материалы, скорее всего, будут являться лишь историческими трактатами о некогда мощной отрасли экономики Украины.
Ты помнишь, как все начиналось?
Независимость Украина встретила с мощным машиностроением. По состоянию на 1984 г. машиностроение было ведущей отраслью промышленности по численности занятых рабочих, количество которых составляло 28,3% всех работающих. В 1990 г. машиностроение занимало 30,5% в общем объёме промышленного производства УССР. Республика производила 100% советских роторных экскаваторов, кукурузо- и свёклоуборочных комбайнов, 95,4% угольных очистительных комбайнов, 40,5% доменного и сталеплавильного оборудования, около 47% силовых трансформаторов, 33,8% прокатного оборудования, 24% крупных электрических машин… На данный момент доля машиностроения в экономике Украины упала до 12%, количество занятых в секторе уменьшилось вчетверо. На научные исследования в области машиностроения расходуется лишь 0,1% ВВП. Материально-техническая база украинского машиностроения в целом изношена на 70%. Еще в мае 2006 г. министр промышленной политики Украины В.Баранчук сообщил журналистам, что 82% станочного парка предприятий украинского машиностроения нуждается в обновлении.
Украина потеряла целые отрасли промышленности. Это касается таких наиболее наукоемких и высокотехнологичных секторов, как производство вычислительной техники, средств автоматизации, роботов и т.п. Перестало существовать сельскохозяйственное машиностроение. По сравнению с 1990 г. объемы производства в отрасли уменьшились на 87% при общем уровне его падения в машиностроении на 63%. Почти в 20 раз уменьшился выпуск тракторов, практически остановилось производство свеклоуборочных комбайнов, в 17 раз сократилось производство плугов, в 50 раз уменьшились объемы производства машин для внесения удобрений.
Печальна ситуация и в ВПК, в состав которого ко времени провозглашения независимости входило 3594 предприятия, на которых работало около 3 млн. человек. Уже к 1997 г. количество оборонных предприятий сократилось в пять раз, доля оборонного производства в украинской промышленности упала с 35 до 6%, около 550 предприятий были закрыты. В космическую отрасль входило 140 предприятий и институтов, которые обеспечивали работой 200 тыс. человек. Сейчас их осталось 30.
Степень деградации промышленного потенциала страны еще лучше видна на примерах отдельных предприятий. В частности, только в Харькове было 142 научно-исследовательских института, более 100 заводов, 45 высших учебных заведений. При СССР в Харькове работало около 600 тыс. рабочих и 250 тыс. инженерно-технических работников. Сейчас общее количество занятых в машиностроительной отрасли составляет 600 тыс. человек, т.е. столько же, сколько было рабочих в одном Харькове. Сейчас город больше похож на руины. Ликвидированы такие известные предприятия, как Авторемонтный завод, ВНИИТ Электромаш, завод «Радиодеталь», завод «Серп и Молот», завод тракторных двигателей ХЗТД, Харьковский завод тракторных самоходных шасси и многие другие. В Киеве исчезли легендарные заводы «Арсенал» и «Большевик», последние дни доживает НПО «Маяк». В Луганской области обанкротились три крупных станкозавода — Луганский, Краснореченский и Ивановский, в Одессе — завод фрезерных станков им. Кирова.
Даже в таких условиях машиностроение остается одной из ведущих экспортных отраслей страны, принося в государственную казну 12% доходов от внешней торговли.
Нам не жить без России
Неофашистский государственный переворот, произошедший в феврале 2014 года, нанес ощутимый удар по машиностроительному сектору экономики.
По данным Госстата Украины, падение производства в машиностроении в марте 2014 г. составило 17,4%. Производство компьютеров, электронной и оптической продукции сократилось на 24,3%, машин и оборудования общего назначения – на 10,8%, машин и оборудования для добывающей промышленности и строительства – на 5,6 %, сельского и лесного хозяйства – на 15,7%.
Наибольшие потери понесло транспортное машиностроение, которое с начала года снизилось на 32-36%, а вагоностроение сократило выпуск продукции на 81%. При этом уменьшение производства «Азовмаша» составило 85%, Крюковского вагоностроительного завода – 80,6%. По словам аналитика инвестиционной компании «Арт-капитал» А.Андрейченко, причиной стало падение спроса со стороны России, ранее закупавшей 80% продукции вагоностроительных заводов.
Российский фактор влияет и на показатели работы украинских производителей электрического оборудования, доля экспорта которой в страны СНГ составляет 45%, а доля экспорта аккумуляторов – 75%. Чтобы понять степень катастрофы, необходимо вспомнить, что в 2009 г. машиностроительное производство Украины уже обвалилось на 54,6%, так и не вернувшись к докризисным показателям.
Разрушает машиностроительный сектор, значительная часть которого сосредоточена в Донбассе, и военный фактор. В частности, после артиллерийского обстрела Краматорска были частично разрушены цеха машиностроительных предприятий Энергомашспецсталь (ЭМСС) и Краматорский завод тяжелого станкостроения (КЗТС). Приостановлена работа еще двух крупнейших заводов города — Новокраматорского машиностроительного и Старокраматорского машиностроительного заводов. Из-за волюнтаристского решения Верховной рады Украины закрыть границы с РФ и активных боевых действий большинство предприятий Донбасса не в состоянии выполнять свои контрактные обязательства.
Производители бьют тревогу. По словам народного депутата Украины Ю.Шаповала, «основные потребители продукции кременчугских предприятий находятся в России и в странах СНГ. Они в настоящее время по политическим мотивам прекратили покупать кременчугские вагоны, кременчугские автомобили, кременчугские колеса». Вторит ему и технический специалист Харьковского авиационного завода 32-летний Александр, поддерживающий расширение автономии региона, что поможет сохранить связи с Россией, являющейся потребителем 70-80% продукции завода.
В целом Россия и другие страны СНГ являются потребителями 60% машиностроительного экспорта Украины. Из-за провоцирования конфликта с РФ за первые четыре месяца 2014 года экспорт локомотивов с Украины в Россию упал на 60%, машин и оборудования — на 50%. Поутверждению президента Украинского аналитического центра А.Охрименко, «если в ближайшее время не восстановить нормальную работу предприятий на востоке Украины, может произойти существенное падение общих объемов экспорта, до 20% в целом за год».
Несмотря на это, представители киевской хунты «рекомендуют» предприятиям отказываться от сотрудничества с Россией, запрещено военно-техническое сотрудничество. Даже госпредприятие «Антонов» заблокировало программу замены двигателей на российских Ан-2, которая была подписана летом прошлого года.
Операция ассоциация – приказано уничтожить
Подписание 27 июня 2014 г. Соглашения об ассоциации с ЕС означает смерть украинского машиностроения. Это признал даже министр экономики киевской хунты Павел Шеремета, заявивший, что «с подписанием Соглашения можем потерять машиностроение, так как большинство этих предприятий находится на Востоке».
С этим согласна и глава экономической комиссии Украинского союза промышленников и предпринимателей Ю.Дроговоз: «Еще немного и мы действительно потеряем машиностроение в Украине. Оно работает еще на старых резервах. Эта отрасль нуждается в инвестициях и переоснащении. В таком состоянии эти предприятия в основном работали на российский рынок. Спад производства произошел не столько в связи с подписанием Соглашения с ЕС, сколько из-за ухудшений отношений с Россией».
Взяв на себя обязательства перейти на европейские стандарты производства, «евроинтеграторы» не посчитались с тем, что продукция украинского машиностроения неконкурентоспособна на европейских рынках. Глава ассоциации «Поставщики Таможенного союза» О.Ногинскийподчеркнул, что «европейцы потребовали, чтобы техрегламент по машинам и оборудованию для внутреннего рынка начал действовать в течение первого же года после подписания. Под это, в первую очередь, попадает машиностроение… Внутри Украины компании будут вынуждены приобретать оборудование опять же по европейским стандартам. Эта продукция европейских компаний будет вытеснять украинских производителей с их же собственного рынка. А отсюда вывод, что фактически все предприятия, а это более 10 тысяч предприятий, окажутся на грани закрытия». Это будет означать потерю от 1,5 до 3 млн. рабочих мест и потерю специалистов, которые попросту пополнят кадровый потенциал России. Например, на одном из предприятий Иркутска главным технологом завода тяжелого машиностроения стал беженец из Краматорска, более 10 лет работавший на аналогичной должности на Украине, а ведущим инженером — бывший сотрудник металлургического комбината города Алчевска Луганской области.
Но, похоже, именно полное уничтожение украинского машиностроения и является целью киевского режима, спешащего уничтожить отечественную высокотехнологичную отрасль в угоду европейским и американским заказчикам государственного переворота. По мнению американского аналитического центра RAND, это избавит украинский бюджет от обременительных дотаций и позволит снизить зависимость от импорта российских энергоносителей. Видимо, расчёт делается и на осложнение реализации программы перевооружения российской армии, исходя из сохранившейся зависимости России от украинских поставщиков.
Словно в выполнение директив американской «фабрики мысли» Верховная рада отказалась признать машиностроение одной из приоритетных отраслей промышленности Украины. Законопроект предусматривал меры государственной поддержки производителям компьютеров, электронной и оптической продукции, электрического оборудования, производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, а также других транспортных средств до 1 января 2020 года.
Чего еще лишится Украина вследствие подписания ассоциации с ЕС и антироссийской истерии, мы увидим в ближайшее время.
Источник: http://politobzor.net/show-27988-ukrainskoe-mashinostroenie-rekviem.html