Не так давно широкая общественность впервые увидела фотографии перспективной боевой машины пехоты на базе универсальной платформы «Армата». Официальная «премьера» этой техники должна состояться только 9 мая, поэтому пока общественности и специалистам остается только строить предположения и пытаться выяснить все возможные подробности, используя лишь имеющиеся скудные материалы. В ожидании первого официального показа новых боевых машин можно вспомнить о предыдущих попытках создания подобных проектов.
В рамках проекта «Армата» разрабатываются несколько типов техники, в том числе боевая машина пехоты тяжелого класса. Предпосылки для появления такой техники просты. В вооруженных конфликтах последних десятилетий, которым были свойственны многочисленные столкновения в городах, существующая бронетехника показала себя не самым лучшим образом. Имеющееся бронирование было недостаточным для защиты от гранатометов или крупнокалиберного стрелкового оружия. Таким образом, перспективные БТР и БМП должны иметь бронирование с более высоким уровнем защиты. Усиление бронирования также приводит к увеличению веса конструкции, в результате чего бронетранспортер или БМП тяжелого класса могут иметь боевую массу на уровне танков.
Известны несколько зарубежных проектов (прежде всего израильских), в которых предлагалось строить тяжелые БТР и БМП на основе существующих танков. Так, израильская промышленность строила новую технику на базе трофейных танков Т-55, а также собственных Centurion и «Меркава». Бронетранспортеры «Ахзарит», «Намер» и т.д. хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации, а также стали примером для зарубежных конструкторов бронетехники.
В девяностых годах сотрудники Конструкторского бюро транспортного машиностроения (г. Омск), видя определенные успехи Израиля, начали разработку нового тяжелого бронетранспортера на танковом шасси. Проект БТР-Т, создававшийся под руководством Д. Агеева, подразумевал переоборудование среднего танка Т-55 с использованием ряда специального оборудования. После такой переделки танк должен был стать высокозащищенным транспортным средством для перевозки бойцов и их огневой поддержки в бою. В проекте БТР-Т предусматривались меры, направленные как на изменение предназначения базовой машины, так и на повышение уровня защиты и некоторых других характеристик.
По понятным причинам, при строительстве бронетранспортера БТР-Т наибольшим изменениям должен был подвергаться бронекорпус базового танка. Для размещения десанта и нового вооружения пришлось разработать специальную надстройку, предназначенную для установки вместо родной крыши танка Т-55. Надстройка имела интересную конструкцию, предназначавшуюся для повышения уровня защиты при атаках сбоку. Так, борта надстройки были сделаны двойными, с большим разносом листов по горизонтали. Фактически внутренние листы представляли собой продолжение бортов корпуса танка, а внешние располагались на уровне бортовых экранов. Между внутренними и внешними бортовыми листами имелся объем для размещения различного оборудования и имущества. В результате вместо «классических» полок над гусеницами находились сравнительно крупные ящики, расположенные вдоль всего корпуса, от лобовой детали корпуса до кормы.
Дополнительное бронирование предусматривалось не только на бортах машины. Новые модули защиты появились на лобовом листе корпуса, была использована новая крыша и противоминная защита. Последняя представляла собой дополнительный бронелист, установленный на некотором расстоянии от днища корпуса. Точные сведения об уровне противоминной защите отсутствуют, однако известно, что доработки лобовой брони, включая установку системы динамической защиты «Контакт-5», позволили довести ее эквивалентный уровень до 600 мм. Таким образом, БТР-Т мог бы вести боевые действия в одних порядках с современными танками разных типов.
Компоновка корпуса после переоборудования базового танка должна была оставаться прежней, хотя и с рядом серьезных оговорок. Все обитаемые объемы, внутри которых располагался экипаж машины и десант, находились в передней и средней частях корпуса. В корме по-прежнему располагалось моторно-трансмиссионное отделение. Подобная компоновка имела как преимущества, так и недостатки. Главным ее плюсом была сравнительная простота переоборудования танков в тяжелые БМП. Основной минус крылся в неудобстве высадки десанта ввиду невозможности обустройства полноценного кормового люка.
Тяжелый бронетранспортер БТР-Т должен был сохранять силовую установку танка, на базе которого он строился. Таким образом, на перспективной технике планировалось использовать дизельные двигатели В-55 различных модификацией с мощностью до 600-620 л.с. Трансмиссия тоже должна была оставаться прежней, без каких-либо изменений. В ее составе предусматривался главный многодисковый фрикцион, пятискоростная коробка передач, бортовые передачи и планетарные механизмы поворота. Общие характеристики подвижности тяжелого бронетранспортера должны были остаться на уровне соответствующих параметров базового среднего танка.
После всех доработок боевая масса машины должна была увеличиваться до 38,5 т. Габариты БТР-Т соответствовали размерам Т-55 (без учета пушки). Длина корпуса составляла 6,45 м, ширина – 3,27 м, высота – около 2,4 м. Незначительное увеличение боевой массы в сочетании с использованием старого двигателя позволило сохранить подвижность на уровне базового Т-55. Максимальная скорость бронетранспортера БТР-Т достигала 50 км/ч, запас хода – 500 км. Машина могла заезжать на подъем в 32°, забираться на стенку высотой 0,8 м, переезжать ров шириной 2,7 м и преодолевать брод до 1,4 м. Обеспечивалась возможность пересечения водных преград по дну, на глубине не более 5 м.
Для обеспечения огневой поддержки десанта бронетранспортер БТР-Т должен был оснащаться оригинальным боевым модулем. На крыше корпуса предусматривался погон для установки низкопрофильной башни с необходимым вооружением. Для более эффективного использования внутренних объемов корпуса погон башни был сдвинут к левому борту. В подбашенном пространстве имелось рабочее место наводчика, вращавшееся вместе с башней. По задумке авторов проекта, БТР-Т мог оснащаться вооружением различных типов. Он мог нести пулеметы различных типов и калибров, малокалиберные автоматические пушки и управляемые ракеты.
На различных выставках неоднократно демонстрировались несколько прототипов перспективного тяжелого бронетранспортера с разным вооружением. Известно о существовании боевого модуля с дистанционно управляемым пулеметом НСВ, а также башни с автоматической пушкой 2А42 калибра 30 мм, пулеметом и ракетным комплексом «Корнет» с креплением для одного контейнера ракеты. В рекламных материалах фигурировали иные конфигурации боевого модуля с использованием подобных вооружений. Бронетранспортер можно было оснащать модулями с пулеметом и ракетами, пушкой и двумя ракетами или двумя 30-мм пушками. Также в качестве вооружения для БТР-Т предлагались пулемет ПКТ и автоматические гранатометы. Вероятно, разработка и строительство того или иного варианта боевого модуля должна была продолжиться после получения соответствующего заказа.
Независимо от использованного боевого модуля бронетранспортеры БТР-Т должны были оснащаться дымовыми гранатометами. На кормовой части увеличенных гусеничных полок предусматривались четыре группы по три пусковых устройства 902Б «Туча». Их предполагалось использовать для маскировки в бою, с целью дополнительного повышения живучести.
Обитаемые объемы базового танка Т-55 не отличались большими размерами, что, среди прочего, сказалось на вместимости БТР-Т. За счет надстройки корпуса удалось увеличить доступные объемы, обеспечив размещение экипажа и десанта. Собственный экипаж тяжелого бронетранспортера должен был состоять из двух человек: механика-водителя и командира-наводчика. Первый размещался «на старом месте», второй – в башне. В обитаемом объеме удалось поместить только пять мест для размещения десантников. Одно расположили между командиром-наводчиком и правым бортом корпуса. Еще четыре места поместили в кормовой части обитаемого объема, у бортов.
Для посадки и высадки экипаж и десант должны были использовать набор люков в надстройке корпуса. Водитель и командир имели собственные люки, расположенные за лобовым листом и на башне соответственно. Для десанта предусматривались два люка, расположенные в кормовом листе надстройки, между кормовыми частями надгусеничных полок, как на отечественных боевых машинах десанта первых моделей. При высадке десантники должны были поднимать крышки люков и закреплять их в вертикальном положении для использования в качестве дополнительной защиты. После выхода из люка десантникам приходилось идти по крыше моторно-трансмиссионного отделения и спускаться на землю через корму или борт машины.
Обитаемый объем оснащался системой кондиционирования и защиты от оружия массового поражения. Для наблюдения за окружающей обстановкой экипаж и десант могли использовать набор перископических приборов. Характерная конструкция бортов не позволила оснастить БТР-Т набором амбразур для стрельбы из личного оружия. Тем не менее, эта возможность стала платой за значительный рост защищенности экипажа и десантников.
Первая демонстрация прототипа тяжелого бронетранспортера БТР-Т состоялась в 1997 году. Показанная бронемашина была построена омскими специалистами на основе серийного танка Т-55. В дальнейшем прототипы нового бронетранспортера регулярно демонстрировались на различных выставках с целью привлечения потенциальных заказчиков.
В рекламных материалах упоминался целый набор преимуществ предлагаемого бронетранспортера. Утверждалось, что предлагаемый проект позволяет оснастить вооруженные силы современной высокозащищенной техникой для перевозки бойцов и их огневой поддержки. Учитывая распространение танков Т-55, можно было предполагать, что проект БТР-Т заинтересует большое количество стран. За счет использования танкового шасси можно было обеспечить достаточно высокий уровень защиты и подвижность на уровне средних и основных танков распространенных типов. Заказчикам предлагался выбор из нескольких боевых модулей с различным вооружением, что должно было привлечь дополнительное внимание к новой разработке.
Производство машин БТР-Т из имеющихся танков Т-55 можно было развернуть на любых производственных мощностях, имеющих необходимое оборудование. Так, техника для российских вооруженных сил могла строиться в Омске, а нужды зарубежных заказчиков можно было удовлетворять путем кооперации. В таком случае КБТМ могло бы поставлять готовые комплекты оборудования, необходимого для переоснащения танка, а промышленность заказчика должна была самостоятельно переделывать бронетехнику с использованием поставленных комплектующих.
Тем не менее, бронетранспортер БТР-Т не был лишен недостатков. Прежде всего, минусом можно считать устаревшую платформу. Средний танк Т-55 давно не соответствует современным требованиям к подобной технике и поэтому не может эффективно использоваться по своему прямому назначению. Тем не менее, с определенными оговорками, Т-55 может быть хорошей платформой для техники иных классов. Оценивать подобный потенциал этого танка можно только с учетом условий предполагаемой эксплуатации техники на его базе. В материалах по новому проекту упоминалась возможность создания аналогичной боевой машины, построенной на базе шасси иных отечественных танков.
Заметным недостатком, перешедшим бронетранспортеру от базового танка, является достаточно малый объем обитаемого отделения, из-за которого машина БТР-Т способна перевозить только пятерых десантников. Кроме того, на выполнении боевых задач могла негативно сказаться компоновка корпуса. Из-за моторно-трансмиссионного отделения в корме пришлось делать люки десанта в средней части корпуса. Из-за этого десантники должны были спешиваться через крышу корпуса, рискуя получить ранение или быть убитыми.
Стартовым заказчиком тяжелого бронетранспортера БТР-Т могло стать министерство обороны России. На базах хранения сухопутных войск имелось достаточно большое количество неиспользуемых танков Т-54 и Т-55, которые могли бы использоваться в качестве основы для перспективных бронетранспортеров. Тем не менее, в конце девяностых и начале двухтысячных годов наша страна не имела финансовой возможности заказать достаточное количество подобной техники.
Потенциальные заказчики из зарубежных стран тоже не проявили интереса к новой омской разработке. Бронетранспортер БТР-Т имел как плюсы, так и минусы. Вероятно, недостатки машины перевесили, в результате чего она так и не смогла стать предметов контрактов с третьими странами. Получению заказов не поспособствовало даже широкое распространение танков Т-55, имеющихся на вооружении во множестве стран.
В течение длительного времени новости о проекте БТР-Т не поступали. Были основания считать его остановленным ввиду отсутствия перспектив. Тем не менее, осенью 2011 года появились любопытные сведения о строительстве бронетранспортеров на базе средних танков. Сообщалось, что вооруженные силы Бангладеш завершили переоснащение 30 строевых танков Т54А в вариант тяжелого бронетранспортера БТР-Т. Подробности этой переделки и особенности участия российских предприятий (если такое было) остались неизвестными.
Проект создания тяжелого бронетранспортера БТР-Т не увенчался успехом. Российская армия не смогла приобрести такую технику ввиду сложного экономического положения, а кроме того, имела претензии к некоторым особенностям конструкции, наподобие отсутствия амбразур и высадки десанта через люки в кормовом листе надстройки корпуса. Зарубежные страны тоже не стали заказывать готовые БТР-Т или приобретать комплекты оборудования для переоснащения имеющихся танков. Вероятно, причины отказа от покупок были такими же, как и в случае с Минобороны России. Тем не менее, проект БТР-Т, несмотря на неудачное завершение, позволил собрать массу полезной информации о создании бронетранспортеров тяжелого класса. Вполне возможно, что наработки по неудачному проекту БТР-Т спустя несколько лет были использованы в новых проектах, а также позволили сформировать облик перспективной техники аналогичного назначения, в том числе и тяжелой БМП на базе платформы «Армата».
Источник: http://topwar.ru/72156-tyazhelyy-bronetransporter-btr-t.html