Цифровая Россия и управленческий беспредел

Любое цифровое устройство работает в двоичной системе исчисления, а двоичная система имеет только два значения: 0 или 1, «да» или «нет» (сделано или не сделано, разобрались или не разобрались). Никаких других промежуточных значений (типа «не знаю», «не видел», «не заметил», «пропустил») в цифровой системе не предусмотрено.

При взгляде на последние события в России становится абсолютно ясно, что до цифровой системы управления России придется идти еще много-много лет, но самая очевидная проблема — это полное отсутствие обратной связи, особенно в контурах управления нижнего уровня (район, город, область/край). А без эффективной обратной связи практически невозможно никакое управление, хоть цифровое, хоть аналоговое.

Вызывает полное недоумение и непонимание тот факт, что президент теперь занимается свалками, невыплаченными зарплатами, стройками, организацией лечения больных и т. д. по списку. А чем занимаются ВСЕ нижние уровни управления, начиная с правительства и кончая районными администрациями? Это же просто позор, когда на весь мир говорят, что медицина у нас ни к черту, зарплаты не платят, дома не строят или строят так, что жить там невозможно, да еще и рядом со свалками… Т. е. всё то, о чем нам каждый день говорят наши СМИ, не соответствует действительности? Иными словами, кругом враньё и очковтирательство, а главу государства вводят в заблуждение? Было интересно наблюдать за реакцией президента на задаваемые вопросы и за ответами… Такое, кстати, повторяется уже не первый год.

Как у специалиста в области управления, у меня есть только следующие объяснения такого положения дел.

1. Неправильное распределение функций. Т. е. все эти вопросы являются прерогативой президента и его администрации. Ну что же, тогда все понятно, так и должна функционировать такая система. Все проблемы могут быть решены только президентом! Жаль только, что прямая линия проводится 4 часа в году: управляющее воздействие продолжается только те самые 4 часа в году. Видимо, остальные 364 дня и 20 часов все чиновники набираются сил для работы во время прямой линии президента с народом в следующем году.

2. Функции распределены правильно, но отсутствует обратная связь. У каждого уровня управления нет достоверной информации о том, что происходит на местах и чем живут люди. А потому принять правильное управляющее воздействие для решения возникших проблем просто объективно невозможно.

3. Функции распределены правильно, имеется обратная связь, т. е. чиновники на местах ЗНАЮТ проблемы, НО решать их не хотят в силу тех или иных причин. Или, может быть, хотят, но не могут, не знают, как правильно действовать. Или ресурсов нет. Не запланировали средства на перенос свалки или организацию лечения больных граждан.

4. Функции распределены правильно, имеется обратная связь. Все чиновники хотят, могут и делают, но слишком долго или спустя много лет. И это встречает полное непонимание, раздражение и даже протесты граждан, которых эти проблемы волнуют.

Возможны и другие варианты объяснения существующей ситуации, о которых даже и говорить не хочется, но мне кажется, что проблемы лежат прежде всего в двух областях:

1. Неверной организации обратной связи с электоратом или даже полного её отсутствия.

2. Неправильного выбора приоритетов в каждом отдельном регионе, городе, районе по времени. Для одного района сегодня архиважной проблемой, требующей немедленного вмешательства и решения, могут являться свалка под носом или невыплата зарплаты, а у другого района такой проблемы нет.

Для решения этих проблем с максимальной эффективностью нужно полностью пересмотреть организацию этой обратной связи с населением. Сейчас практически у всех госорганизаций и даже на сайте госуслуг имеются разделы работы с обращениями граждан, где любой гражданин может послать обращение по любому вопросу. Но очень часто многим гражданам не совсем понятно, куда идти и с кем разговаривать, если возникла проблема. Почему бы президенту не дать поручение и не создать единый, постоянно действующий веб-сайт для обращений граждан? Может, тогда и не будет заметно удивление на его лице во время прямых линий. А соответствующие органы и службы будут просто своевременно выполнять свою работу, как и должны. А то ведь что сегодня происходит: задали вопрос президенту, он отреагировал, и сразу же — полиция, прокуратура, Минздрав, МЧС, телевидение, репортажи и т. д., и счастливый конец, а виновных нет, и миллионы граждан остались со своими проблемами до следующих прямых линий: авось повезет и удастся решить вопрос через президента, а если он не узнал, так всё тихо, как будто и нет проблемы. Чем-то смахивает на лотерею. Так и хочется спросить президента: «Не надоело слышать об одних и тех же проблемах? Может, пора заставить работать тех, кто эти проблемы должен решать?» С таким положением дел ПОРА ЗАКАНЧИВАТЬ и настраивать систему на работу в автоматическом, а не ручном режиме.

Ведь есть же у нас единые и всем известные номера: 01, 02, 03. Почему бы не сделать то же самое с обращениями граждан? Ведь что сегодня происходит:

1. Сейчас гражданин не видит других, уже поданных ранее обращений, следовательно, не видит и принятых по этим обращениям решений. А ведь это могло бы существенно ускорить процесс работы с обращением: если аналогичная проблема уже была поднята в одном из предыдущих обращений и решение по ней уже есть, нет необходимости поднимать вопрос заново. Нужно только выразить свое отношение к принятому решению (если решение уже принято в виде «удовлетворен», «не удовлетворен») либо просто присоединиться или дополнить уже сделанное обращение, сделав его коллективным. Одно только это усовершенствование позволит существенно сократить сроки и ресурсы, необходимые для работы с обращениями. Если кто-то написал о свалке под окнами, то нет необходимости объяснять индивидуально каждому из 10 000 жителей района, что московских чиновников сегодня это не волнует, и перенесена она будет только через 5 лет. А вот если под таким обращением подпишутся 90% жителей района, то для чиновников районной администрации это будет приоритет номер один. Мало того, получив доступ к такой информации, любой гражданин, скорее всего, воспользуется возможностью и выразит своё отношение к другим поднятым вопросам в ранее поданных обращениях других граждан, проживающих в определенной местности. Этот веб-сайт будет местом постоянно действующего плебисцита по всем поднятым проблемам региона. Это просто неоценимый шанс для любого гражданина напрямую поучаствовать в управлении, а для чиновника (если он действительно хочет работать) — улучшить свои показатели и правильно и обоснованно расставить приоритеты. Собственно, приоритеты будут автоматически расставлены самими гражданами, проживающими на данной территории, а не неизвестным чиновником в далеком московском офисе.

2. На таком федеральном ресурсе, как на ладони, можно будет увидеть, чем живет и дышит страна. Не будет необходимости вызывать в Кремль губернаторов с отчетами о проделанной работе. Достаточно будет только посмотреть на характер и статистику работы с обращениями граждан, чтобы понять, как сами граждане оценивают работу чиновника любого уровня и что РЕАЛЬНО творится на бескрайних просторах России практически в реальном времени.

3. Кроме того, на этом же ресурсе можно организовать раздел общественного контроля, где любой гражданин может просигнализировать практически в режиме реального времени о любой замеченной им проблеме с приложением фото или видео. Это может быть все что угодно: поломанный снаряд на детской площадке, вырытая яма без ограждения, колодец без крышки, неправильно припаркованный во дворе жилого дома автомобиль, нарушения в технологии укладки дорожного покрытия и т. д. В Москве уже есть положительный опыт в этой части. Так что начало положено.

4. Видя реальную картину происходящего, практически в реальном масштабе времени, в любом регионе власть любого уровня должна будет принимать жесткие и своевременные решения, в том числе и кадровые, так как, если проблема в приемлемые сроки не может быть решена на локальном уровне, она автоматически становится проблемой более высокого уровня управления, и так до тех пор, пока не будет решена или не достигнет уровня правительства и администрации президента. Получив доступ к такой информации, с одной стороны, любой чиновник или кандидат на избираемую должность будет ВЫНУЖДЕН иметь четкий план решения всех проблем, а с другой стороны, граждане будут иметь возможность объективно оценить результаты работы того или иного избранника или чиновника. Для всех назначенцев эта постоянно обновляемая информация будет положена в основу формирования плана работ, обеспечивая максимально быструю реакцию на происходящее.

В советские времена за многие безобразия, творимые чиновниками, просто расстреливали, обеспечивая тем самым естественный отбор среди управленцев. Сейчас времена другие, но эволюцию через естественный отбор никто не отменял, просто её нужно организовать правильно. В интересах власти и всех граждан сделать это нужно как можно быстрее и эффективнее, иначе останется только революционный путь, а это очень нежелательный вариант. В наших общих интересах как можно быстрее найти тех талантливых, желающих и умеющих работать управленцев, которые будут видеть и хотеть решать реальные жизненные проблемы граждан России, а не воров, фантазеров и мечтателей, ездящих с мигалками и умеющих только писать красивые отчеты и коллекционировать дорогие часы, бриллианты и валюту. Современные информационные технологии позволяют нам выразить своё мнение быстро и эффективно, но хочет ли власть слышать голос народа, зависит только от власти. Глухая к обращениям своих гражданам власть обречена и не имеет права и не будет управлять такой великой страной, как Россия.

Источник: https://topwar.ru/120244-cifrovaya-rossiya-i-upravlencheskiy-bespredel.html