Топ-5 суперпроектов оборонной промышленности СССР

В течение почти семи десятилетий оборонно-промышленный комплекс Советского Союза шёл нога в ногу с лучшими западными военными предприятиями. При этом советским конструкторам удавалось удивить своих коллег из стран НАТО дешёвыми, эффективными и инновационными разработками. Однако, как отмечает War Is Boring, в некоторых случаях появлялись весьма неудачные, хоть и амбициозные проекты.

Также не стоит отбрасывать тот факт, что вооружение само по себе не сможет выиграть войну. Помимо технологического развития необходимо уделять время «человеческому фактору», то есть обучать личный состав вооружённых сил, прививать строгую дисциплину и чёткую субординацию. Даже современные беспилотные летательные аппараты и первые прототипы беспилотной бронетехники не смогут обеспечить безоговорочную победу.

Разрабатываемые проекты по созданию новых типов вооружения часто сворачиваются, и практически всегда по уважительной причине. Иногда амбициозные проекты обладают непомерно высокой ценой. Иногда стране необходимо сосредоточить своё внимание на текущие интересы и потребности, а не гнаться за славой и престижем. А иногда свой вклад вносит внутренняя конкуренция.

Линкор класса «Советский Союз»

В период между Первой мировой и Второй мировой войной военно-морские силы СССР рассматривали различные варианты для оживления уже устаревшего флота. Вплоть до первого десятилетия 20-го века российский императорский флот был относительно современным и мощным, однако научно-техническая революция внесла свои коррективы, и советским военно-морским силам было необходимо сократить отставание от ведущих морских держав, которое усилилось из-за гражданской войны в Советском Союзе.

После Русско-японской войны российское судостроительство постоянно отставало от западного. Цусимское сражение привело к разгрому русской эскадры, что привело к существенному ослаблению военно-морских сил Российской империи. А Октябрьская революция привела к отставанию в развитии промышленности и, как следствие, в развитии судостроения.

К концу 1930-х годов советская экономика восстановилась до такого уровня, что Сталин смог всерьёз рассматривать программу восстановления военно-морских и строительства принципиально новых кораблей. Проект линейных кораблей проекта 23 (тип «Советский Союз») возглавил амбициозный план по возвращению лидирующих позиций советскому флоту. Также руководство ВМФ СССР рассматривало возможность постройки авианосцев и линейных крейсеров.

Линкор класса «Советский Союз»

Прототипом «Советского Союза» стали итальянские линейные корабли типа «Литторио». Проект 23 должен был обладать водоизмещением около 60 000 тонн, нести на борту девять 406-мм морских пушек, а также развивать скорость около 28 узлов. Заявленные характеристики делали линкоры этого типа конкурентоспособными с самыми мощными линейными кораблями в мире.

СССР заложили 4 из предполагаемых 16 линкоров в промежутке между 1938 и 1940 годами на судостроительных заводах в Ленинграде, Николаеве (на Чёрном море) и Молотовске (на Белом море). Однако один из чётырех был разобран ещё в 1940 году из-за ряда технических проблем.

406-мм морская пушка Б-37

Остальные три линкора были не достроены из-за начала Великой Отечественной войны. Впоследствии все три корабля были разобраны ещё недостроенными , хотя существовали планы по завершению строительства в Ленинграде даже после окончания Второй мировой войны. Однако в ходе боевых действий в Атлантике и Тихом океане была показана выросшая роль береговой и палубной авиации, а также подводных лодок, что привело к нецелесообразности использования линейных кораблей. В итоге здравый смысл возобладал, и СССР отказались от проекта 23.

Строительство линейных кораблей требовало огромных затрат со стороны Советского Союза, что привело бы к нецелесообразному расходованию значительной части национального дохода на создание всего трёх кораблей. В результате военно-морские силы СССР были бы существенно слабее. Буквально любое использование ресурсов и производственных мощностей являлось лучшим решением, по сравнению с планами по созданию линкоров класса «Советский Союз». Даже Соединённые Штаты, вернувшие линкоры в состав флота в 80-х гг. при президенте Рейгане, в итоге отказались от идеи перестроить их в ракетоносные корабли из-за чрезмерной дороговизны.

Авианосцы проекта «Ульяновск» и «Орёл»

Советский Союз приступил к разработкам в области строительства авианосцев вскоре после Октябрьской революции, однако проблемы в экономике, неразвитость промышленности СССР, и Вторая мировая война внесли свои коррективы в программу создания авианесущих кораблей.

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

После окончания войны, ещё при Сталине, начались работы по созданию производственных мощностей для строительства авианосцев и авианесущих крейсеров. В итоге в середине 60-х годов на вооружение были приняты два крейсера проекта 1123 (шифр «Кондор, по классификации НАТО Moskva-class), которые являлись вертолётоносцами, а в период с 1970-х по 1980-е были заложены авианесущие крейсеры проекта 1143 (по классификации НАТО Kiev-class).

Следующий шаг был сложнее. Некоторые выступали за последовательный шаг в развитии — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.7, в то время как другие утверждали, что пора приступать к строительству полноценного атомного суперавианосца, которым должен был стать проект 1160 шифр «Орёл». В результате продолжительных споров и закулисных игр все работы по проекту 1160 были свёрнуты, а советский военно-морской флот пошёл по постепенному пути развития проекта 1143.

Руководство советского флота ожидало, что авианесущий крейсер класса «Ульяновск» превзойдёт «Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова». Оборудованный ядерной силовой установкой «Ульяновск» с водоизмещением более 80 000 тонн мог стать первым настоящим конкурентом для американских суперавианосцев. Несмотря на то, что проект 1143.7 сохранял трамплин, «Ульяновск» должен был получить две паровые катапульты. Это позволило бы оперативно поднимать в воздух истребители и авиационные комплексы радиообнаружения и наведения, что делало проект 1143.7 более или менее равным его американским соперникам.

Предполагаемый вид авианосца «Ульяновск»

Однако в дело вмешалась катастрофа. В результате развала Советского Союза корабль отошёл Украине и продолжение строительства «Ульяновска» стало рискованным занятиям в условиях ограниченного финансирования и проблем в экономике. Проект 1143.7 был разобран на стапеле.

Тяжёлые бомбардировщики

Хотя советские военно-воздушные силы не славились активным использованием стратегических бомбардировщиков во время Второй мировой войны, в межвоенный период (между Первой и Второй мировой войной) советские авиаконструкторы активно занимались разработкой четырёхмоторных бомбардировщиков с большим радиусом действия. К началу войны в СССР было выпущено бомбардировщиков больше, чем в любой другой стране, хотя большинство из них являлись устаревшими ТБ-3 (также АНТ-6).

С началом войны советские пилоты были вынуждены пересесть на бомбардировщики Пе-8 (также ТБ-7 и АНТ-42), которые по характеристикам были сопоставимы с бомбардировщиками Avro Lancaster и Boeing B-17. Однако Пе-8 так и не добился такой же известности, как его аналоги. Причиной этому стали проблемы с производительностью и поставками из-за необходимости максимального увеличения выпуска самолётов фронтовой авиации.

Тяжёлый бомбардировщик Пе-8

Также в процессе развития советских военно-воздушных сил инженеры экспериментировали с поистине грандиозными проектами, вроде семидвигательного тяжелого бомбардировщика К-7, который в полете был похож на целую группу бомбардировщиков Junkers. К сожалению, прототип бомбардировщика разбился во время восьмого тестового полета, а все работы по созданию К-7 были прекращены.

Наиболее перспективные в то время направления развития стратегических бомбардировщиков вращалась вокруг семейства ТБ-3 (АНТ-6)/АНТ-20/ТБ-6 (АНТ-26), которые представляли собой «монстров» с шестью или более двигателями. Этот концепт принёс в жертву скорость и маневренность для использования тяжёлого вооружения, основываясь на теории, согласно которой строй бомбардировщиков мог защищаться от преследующих их истребителей.

Транспортный самолёт АНТ-20 обладал восемью двигателями и мог перевозить 72 пассажиров. Но в 1935 году этот самолёт потерпел крушение под Москвой, в результате чего погибло 49 человек, что привело к закрытию проекта. Также был свёрнут и проект по созданию двенадцатидвигательного бомбардировщика АНТ-26, который мог нести до 15 тонн бомбовой нагрузки, что значительно превышало аналогичный показатель американского B-29.

АНТ-20 «Максим Горький» в полёте

Руководство ВВС СССР решило не идти в этом направлении, что впоследствии явилось правильным решением. Этот проект, скорее всего, серьёзно затормозил бы развитие советской тактической авиации, а также привёл бы к значительному уменьшению ресурсов сухопутных войск Красной Армии вследствие огромных расходов на создание тяжёлых бомбардировщиков. Тем более гигантский АНТ-26 стал бы лёгкой добычей для немецких перехватчиков, несмотря на то что этот бомбардировщик мог взлетать с аэродромов, находящихся вне радиуса действия Люфтваффе.

Супертяжёлый танк Т-42

Немецкие и советские образцы танков несколько сблизились в 1930-х годах из-за активного сотрудничества в Казанском танковом училище. Веймарская Германия и СССР, которые в начале своего существования были мировыми изгоями, начали плодотворное сотрудничество в конце 1920-х годов в авиастроительной и танкостроительной областях, а также в области создания химического оружия. К моменту прекращения сотрудничества из-за прихода к власти нацистов, и советы, и немцы обладали обилием инновационных идей для создания передовой бронетехники.

В межвоенный период многие страны рассматривали возможность строительства сверхтяжёлых танков, которые весят в три, или даже в четыре раза больше, чем стандартный боевой танк. Одним из ведущих конструкторов в этой области являлся немецкий инженер Эдвард Гротте, который работал над созданием подобных танков, как для Германии, так и для СССР.

Наиболее интригующе выглядел проект Т-42 — 100-тонный зверь с тремя башнями, способный развивать скорость до 17 миль в час и с экипажем из 14-15 человек. Однако Т-42 так и не дошли до стадии прототипа, правда в результате в советских военных кругах было обращено серьёзное внимание на тяжёлые танки. При этом другие, несколько более реалистичные проекты, включая Т-100, СМК, КВ-4 и КВ-5, также не были допущены до серийного производства. Только Т-35, 45-тонный танк с пятью башнями, добрался до ввода в состав вооружённых сил. Но практически все из 60 выпущенных танков были потеряны в самом начале операции «Барбаросса», большинство из Т-35 были потеряны в результате механических дефектов, что показало абсолютную несостоятельность супертяжёлых танков в бою.

Предполагаемый вид танка Т-42

Как и большинство сверхтяжёлых танков, Т-42 был слишком тяжёлым, слишком дорогим и слишком медленным. Поэтому на этом проекте поставили крест. А после потери всех Т-35 было принято решение полностью отказаться от супертяжёлых танков, поскольку в условиях реальной войны они были практически бесполезны.

Стратегический бомбардировщик Сухой Т-4

Многие советские бомбардировщики послевоенной эпохи были напрямую скопированы с американских аналогов. Например, Ту-4 являлся прямой копией трофейного американского бомбардировщика B-29. Однако были и исключения. Например, Сухой Т-4 был ответом СССР на сверхзвуковой бомбардировщик B-70 Valkyrie. Массивный, невероятно быстрый бомбардировщик, способный достигать фантастических высот во многом превзошел известные пределы возможностей оборонной промышленности Советского Союза.

Т-4 развивал скорость в 3 Маха, а практический потолок составлял 25 000 метров. При этом детище Сухого было похоже на B-70 и визуально, и по возможностям, однако не являлся прямой копией Valkyrie. Также Т-4 мог быть использован в качестве разведывательного самолёта и в качестве доставщика противокорабельных ракет.

Сухой Т-4 на стоянке

К сожалению, Сухой Т-4 так и не вышел в серийное производство. Во многом это вызвано внутренней конкуренцией между конструкторскими группами Туполева и Сухого. Туполев воспользовался своими связями и выбил «зелёный свет» для своего проекта Ту-22, который, к слову, до сих пор остаётся на вооружении Дальней авиации Российской Федерации. «ОКБ Сухого» была вынуждена сосредоточиться на работе в сфере фронтовой авиации и добилась там существенных успехов, однако Т-4 имел все шансы стать самым лучшим в мире бомбардировщиком.

Заключение

Вооружённые силы СССР славились сочетанием грандиозного видения советских военных инженеров и их талантов с имевшей серьёзные ограничения оборонно-промышленной базой. В некоторых случаях эти ограничения приводили к созданию превосходного оружия, вроде танков Т-34 и истребителей МиГ-21. В других случаях подобные рамки приводили к отказу от ненужных проектов, вроде гигантских тяжёлых бомбардировщиков, огромных линкоров и гигантских танков. Но, к сожалению, Советский Союз распался, что привело к отказу от ряда перспективных проектов, и существенно изменило баланс сил в мире.

Источник: https://cont.ws/post/306500