Технические новшества: Россия возрождает производство экранопланов

Технические новшества: Россия возрождает производство экраноплановСтроительство экранопланов – идея для российского общества не новая. Еще при СССР активно размышляли и реализовывали проекты по строительству инфраструктуры и техники как  гражданской авиации, так и военной. В то время серьезно стоял вопрос отсутствия путей и оперативного перемещения людей и грузов.

История создания экранопланов

Возникшую сложность пытались решить путем строительства новой техники – экранопланов, работа которых строилась на новом физическом принципе – экранировании. Открытие серьезно поменяло представления людей о способе передвижения. Суть принципа сводится к следующему: при движении летательного аппарата происходит нарастание подъемной силы посредством экранирующей способности ровных поверхностей (земля,вода, лед).

Простыми словами: поток воздуха под аппаратом образует воздушную подушку из-за повышенного давления под несущей плоскостью, аэродинамическая хорда которой должна быть меньше высоты движения. Данное открытие  позволило создавать аппараты, передвигающиеся с огромными скоростями при заметной экономии топлива по сравнению с летательными аппаратами.

Пионерами в теории передвижения новым способом стало СССР, когда в 1923 году вышла знаменитая работа под названием «Влияние земли на аэродинамические свойства крыла» под авторством Б.Н. Юрьева. Правда, работы по созданию самих аппаратов начались несколько позже, так как в 1920-1930 годы ни одно из государств не располагало нужными техническими ресурсами.

В 1950-ые годы ситуация поменялась. За работу взялся выдающийся советский конструктор кораблей, экранопланов и экранолетов Алексеев Ростислав Евгеньевич, и в 1960 году мир увидел первый в своем роде экраноплан, который получил название СМ – 1. Он предназначался для исследований и исполнял роль лаборатории. На нем отрабатывалась пилотажная техника, собиралась эксплуатационная статистика и исследовалась специфика материалов для применения в дальнейшем. Испытания проводились в Каспии, на испытательной станции № 1.

В то время экранопланы больше интересовали военные ведомства, так как были дешевле в использовании, экономичней по топливу и могли передвигаться на огромных скоростях по тем местностям, где обычное судно пройти не могло. Кроме того, такие суда могли идти ниже рубежа обнаружения радара. В связи с подобными нуждами в СССР построили экраноплан под кодовым названием КМ – «корабль макет». В будущем мир будет знать его под именованием «Каспийский Монстр». И такое название появилось не с проста, так как экраноплан достигал в длину 92 метров, взлетная масса составляла 544 тонны. «КМ» развивал скорость в 500 км\ч и мог лететь на высоте свыше 30 метров. Его эксплуатация закончилась печально, так как  в 1980 году КМ был разбит из-за пилотажной ошибки.

Следующие две разработки серии экранопланов носили военный характер. Это десантный экраноплан «Орленок» и ракетный монстр морей «Лунь». «Орленок» был способен доставить 200 человек десанта со всем достижением со скоростью 500 км.ч в любую необходимую точку. Но к сожалению, подвергся самому неблагополучному риску – встрече со встречной волной. В результате такого происшествия экраноплан был разбит. Но несмотря на повреждения успешно дошел до базы, чем доказал невероятную живучесть экранопланов в аварийной ситуации. Было построено 5 таких экранопланов, которые отданы в распоряжение 11 отдельной авиагруппы.

Проект был закрыт в связи со смертью покровителя проекта – министра обороны СССП Устинова Д.Ф. Проектные деньги были переданы на реализацию интересов флота. Перспективный проект «Лунь», способный потопить вражеское авианосное соединение на скорости 500 км\ч не получил своего развития из-за горбачевской перестройки и утраты финансирования.

После 1985 года строительство военных экранопланов было прекращено. Но Алексеев Ростислав Евгеньевич предложил произвести конверсия военного производства и разрабатывать экранопланы для гражданского и ведомственного использования. Инициатива была встречена с болшим энтузиазмом и Россия увидела такие замечательные аппараты, как

- Спасатель. Строился на базе проекта «Лунь» для МВФ. Морское судно (а экранопланы считаются водными судами), предназначалось для поиска пострадавших на воде. Оно оснащалось самыми современными поисковыми системами, медицинскими палатами, операционными и реанимациями.

- Пассажирские экранопланы «Акваглайд-2», «Волга-2», «Иволга». Все эти суда являлись превосходными средствами скоростной доставки людей. Данные аппараты перевозят около 10-16 человек.

Экономическая выгода

- Суда на таком принципе передвижения обладают отличным соотношением скорости движения к потреблению топлива. По показателю кономичности, экранопланы дают дестикратную экономию по отношению к самолетам.

- Способность передвижения по рекам. Некоторые корабли не в состоянии пройти по неглубоководной реке, что затрудняет транспортную доставку грузов и людей. Экранопланы, в связи с «парением над водой» легко справляются с этой задачей. Кроме того, их размеры можно свободно конструировать под любые нужды. Они обойдутся дешевле строительства корабля. И опять же играет на руку фактор скорости.

- Расширение транспортной сети. Строительство таких аппаратов способно связать труднодоступные зоны, что способствует включению в транспортную карту новых регионов. Данное обстоятельство способно привести к экономическому росту отстающих регионов.

- Выгода водных работ. Экранопланы устойчивы к сильным морским волнам и могут выдерживать шторм в 3-4 балла. Данное обстоятельство позволяет производить работы быстро и без привлечения дорогостоящих судов.

Современные тенденции

Несмотря на социальные потрясения прошлых лет и экономические неурядицы, Россия сегодня вновь открывает перспективные проекты. «Роскосмос» к 2020 году планируется внедрить экранопланы в работу космических ведомств, которые будут заниматься спасением утопающих космонавтов после приземления.

Также есть интересные разработки в сфере строительства экранолетов. Такие суда могут не только идти по воде, используя эффект экрана, но и летать как самолеты. Это существенно расширяет их преимущества по применению и совершенствует способности транспортной системы России.

Источник: http://politexpert.net/12409-tehnicheskie-novshestva-rossiya-vozrozhdaet-proizvodstvo-ekranoplanov