Соглашение Армения – ЕС и АЭС в Мецаморе

МИД Армении опубликовал неофициальный перевод соглашения Армения – Европейский союз в формате «Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве» (Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement – CEPA). Как «Ритм Евразии» уже писал ранее, в экономическом плане новый документ мало что дает Армении, т. к. она и сейчас имеет режим преференциальной торговли с ЕС (GSP+). Подписание соглашения может лишь способствовать участию Еревана в ряде программ Брюсселя, ориентированных на страны «Восточного партнерства», а также началу диалога о либерализации безвизового режима.

Напомним, что документ был парафирован официальными представителями Брюсселя и Еревана в марте с. г., накануне парламентских выборов в Армении. Тем самым было продемонстрировано, что подписание CEPA по-прежнему остаётся одной из ключевых составляющих политической линии президента Сержа Саргсяна и большей части элиты правящей Республиканской партии Армении (РПА). Само содержание текста документа не противоречит обязательствам Еревана, взятым на себя в рамках Евразийского экономического союза.

Вместе с тем ряд средств массовой информации Армении обратили внимание на следующие обстоятельства в вышеупомянутом соглашении:

- наличие в соглашении де-факто требования ЕС закрыть Армянскую атомную станцию в Мецаморе и как можно скорее принять «дорожную карту» или план действий в целях «обеспечения альтернативных возможностей для стабильного развития Армении». Следует отметить, что помимо Брюсселя, вопрос закрытия этой АЭС на международных площадках лоббируют только Турция и Азербайджан – страны, находящиеся в конфликте с Ереваном и настаивающие на «денуклеаризации» Армении;

- под «альтернативными возможностями» европейские партнёры, очевидно, имеют в виду развитие возобновляемых источников энергии. Достаточно длительное время «зеленую» энергетику в Армении продвигают американцы и европейцы, обещая многомиллиардные инвестиции и помощь в проведении необходимых инфраструктурных реформ. Недавно о намерении США, при обеспечении определенных условий, инвестировать в эту сферу 8 млрд долларов говорил посол США в Ереване Ричард Миллз.

Армянская атомная станция в Мецаморе

На первый взгляд вышеизложенное хорошо коррелирует с тем фактом, что в программе правительства Армении (была принята в первой половине 2017 г.) впервые за прошедшие 20 лет отсутствует положение о строительстве нового блока ААЭС взамен второго, действующего блока, намеченного к выводу из эксплуатации в 2026 г. Однако не все так просто.

Армянская АЭС является ключевым элементом в энергосистеме страны, который тесно связан с Россией, прежде всего, технологически. Условно говоря, она является своеобразной российской «базой» в армянской энергетике (дает 40% от общего объема производства электроэнергии страны). Работы по её глубокой модернизации с целью продления срока эксплуатации до 2026 г. успешно продолжаются. Они проводятся российскими компаниями на средства российского кредита в $270 млн. и гранта в размере $30 млн., т. е. нет никаких признаков того, что АЭС планируют закрывать до 2026 г.

Делать это до 2026-го не рискнет, пожалуй, ни одно правительство Армении, учитывая уроки тяжелейшего энергетического кризиса первой половины 1990-х годов. Правительство начнет процесс закрытия станции только в случае введения в эксплуатацию равноценных альтернативных энергетических мощностей. Соответственно, речь идет о том, что энергетические мощности не могут быть выведены из эксплуатации взамен обещаний на инвестиции в энергетику (как это предполагается в соглашении Армения – Европейский союз.

Кое-кому за публикациями в прессе о возможной судьбе АЭС увиделась какая-то попытка Москвы воздействовать на общественное мнение с целью не допустить подписания Ереваном СЕРА, намеченного на ноябрь. В этом контексте хотелось бы обратить внимание на то, что тезис о консервации и закрытии Армянской АЭС присутствует во всех переговорных документах Еревана с ЕС, начиная с 2004 г. Другое дело, надо ли форсировать этот процесс? Тем более что Международная организация по атомной энергии (МАГАТЭ) неоднократно и постоянно подтверждает безопасность Армянской АЭС. Выходит, что Брюссель требует закрытия абсолютно безопасной, по мнению экспертов уважаемой международной организации, станции.

Нам представляется, что подписание соглашения о расширенном партнёрстве несет с собой и еще одну проблему для будущего развития атомной энергетики Армении. Не все обращают внимание на то, что документ, который планируется подписать в конце осени, – это соглашение не только с ЕС, но и с одним из его влиятельных структур – «Евроатомом». Одной из функций этого влиятельного международного объединения является обеспечение контроля за атомной энергетикой. Подписывая документ, Армения де-факто соглашается с тем, что в будущем все свои шаги в области атомной энергетики она будет согласовывать не только с МАГАТЭ, но и с «Евроатомом». В перспективе это означает снижение возможностей для маневрирования при выборе технологий и партнеров для будущей АЭС.

Единственным реальным партнером в области атомной энергетики для Армении является Россия. Еще пять с половиной лет назад тогдашний глава «Росатома» Сергей Кириенко пообещал, что Россия построит в Армении новый атомный реактор с использованием современных российских технологий. «Мы предлагаем строить энергоблоки самого последнего поколения – поколения «Три плюс», – заявил С. Кириенко в ходе рабочего визита в Ереван. – Они прошли соответствующую проверку по нормам ЕС». Речь идет о том, что ключевые технологические параметры российских энергоблоков нового поколения уже имеют соответствующие сертификации «Евроатома» и поэтому при строительстве новой АЭС в Армении не должно быть серьезных возражений.

Возвращаясь к подписанию Арменией соглашения СЕРА, следует отметить, что процедура подписания может быть отложена либо вообще заблокирована не по вине Еревана, а по иным причинам. В частности, мы не исключаем «технического» тайм-аута в этом вопросе, связанного с тем, что некоторые страны ЕС намеренно не будут торопиться с переводом текста соглашения СЕРА. Отметим, что согласно процедуре подписания таких соглашений, они должны быть заранее переведены на все национальные языки стран ЕС. Кроме того, не исключено, что в документ потребуют внести конкретные пункты, касающиеся проблемы Нагорного Карабаха и не исходящие из интересов Еревана.

По данным армянских экспертов, в этом направлении системно работает азербайджанская дипломатия, которая хотела бы либо заблокировать это соглашение со стороны одной из стран ЕС, либо отложить его подписание. О каких странах идёт речь, естественно, не говорится. Но можно предположить, что среди них окажется, например, тесно сотрудничающая с Баку Венгрия. К слову, вот уже пять лет, как Армения приостановила дипломатические отношения с этой страной ЕС. Тем не менее Ереван не обуславливает развитие отношений с ЕС фактическим отсутствием дипломатических отношений с Будапештом.

Кроме того, кризис во взаимоотношениях Мадрида и «сепаратистов» Каталонии также может стать причиной того, что испанское правительство не захочет торопиться с переводом текста СЕРА, с учетом вовлеченности Армении в нагорно-карабахский конфликт. Наконец, то же может сделать и Румыния, патронирующая интересы в ЕС Республики Молдовы, которая до сих пор не сняла проблему приднестровского конфликта. К слову, Азербайджан тесно сотрудничает и с Бухарестом, и с Кишинёвом (в том числе в рамках ГУАМ).

Нельзя исключить и других неожиданностей в этом достаточно непростом процессе. Так что с прогнозами по поводу подписания соглашения СЕРА между Арменией и ЕС в конце этой осени торопиться не следует.

Источник: https://www.ritmeurasia.org/news—2017-10-25—soglashenie-armenija-es-i-aes-v-mecamore-33107