В скором времени между Россией и странами Средней Азии может возникнуть «стена», ступить за которую сможет далеко не каждый. Что послужило накалу отношений между бывшими советскими республиками? И во что все это сможет вылиться?
Ситуация действительно накалилась до предела. За последнее время в нашей стране случилось немало ужасных трагедий, которые стали решающим фактором в вопросе ввода новых сдерживающих мер для представителей стран Средней Азии.
Все прекрасно помнят смерть ребенка из Москвы, няня которого дождалась ухода родителей подопечного и совершила ужасное преступление. 4-летняя девочка погибла от рук психически невменяемой Гюльчехры Бобокуловой (пока еще нет результатов психиатрического обследования, хотя информация о том, что виновная является «неадекватной», появляется в СМИ с завидной периодичностью). Есть и другая версия мотива преступления: не исключается, что бывший сожитель этой нянечки из Узбекистана «обрабатывал ее идеями исламского экстремизма». Однако все это – лишь догадки и домыслы, остается ожидать официальной версии. А арест Бобокуловой был продлен до 29 мая Пресненским судом Москвы.
Но не так давно страну потрясло убийство экс-главы полиции Сызрани Андрея Гошта в конце прошлого апреля в Самарской области, в селе Ивашевка. 2 мая были задержаны подозреваемые в убийстве 6 человек (Гошта и его семьи), которым после очных ставок предъявили обвинение. Напомню, что спастись удалось одной лишь девочке – 7-летней племяннице экс-главы полиции, которая сейчас находится в крайне тяжелом состоянии в больнице. Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении выходцев из Азербайджана (до этого появлялась информация, что они являются гражданами Таджикистана, кроме этого) по статьям «убийство двух и более лиц» и «покушение на убийство». Предположительно, мотивом для совершения преступления стало разбойное нападение.
Все эти события подвергают опасности граждан России, именно поэтому первый зампредседателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич выступил с инициативой ввода визового режима со странами Средней Азии, выходцы из которых как раз и стали «главными героями» случившихся трагедий:
Вопрос поставлен, считайте, ребром – либо безопасность граждан России, либо сохранение хороших отношений с бывшими республиками СССР. Получается так, что совместить все это не является возможным – как говорится, третьего не дано.
Кроме этого, в Совфеде предлагают ужесточить требования к предоставлению российского гражданства, и настроены инициаторы очень решительно. Стоит также отметить, что санкции не собираются применять в отношении Казахстана и Киргизии, экономические связи с которыми налажены у России – ЕАЭС.
И данную инициативу поддержали правозащитники, утверждающие, что приведенные примеры совершения преступлений гражданами стран Средней Азии единичны, что масса других преступлений просто не придается огласке – их не афишируют. Так, адвокат Оксана Михалкина заявила, что «ситуация с нелегальной миграцией из Средней Азии достигла своей критической отметки», и введение визового режима просто необходимо России – он позволит сдержать бушующую преступность в стране.
По словам правозащитницы, в ее практике отмечается огромное количество совершаемых преступлений, к примеру, краж с дач, именно приезжими, которым либо не выплатили заработную плату «на стройках», либо они просто оказались на улице, приехав в Россию на заработки. Михалкина предлагает не только ввести визовый режим, но и обязать иностранцев проходить дактилоскопирование.
Еще в марте этого года вице-премьер правительства России Ольга Голодец призвала усилить и ужесточить контроль над иностранными работниками, то есть, мигранты, приехавшие на работу в Россию должны получать разрешение на работу, подтверждая свою квалификацию и никак иначе (это в частности относится именно к трагедии с убийством московской девочки няней):
И дело в том, что, несмотря на затяжной кризис в российской экономике, трудовая миграция не прекращается. Однако, по сравнению с 2014 годом, количество трудовых мигрантов резко снизилось – упало в 2 раза (два года назад в Россию пребывало порядка 3,7 млн мигрантов). Но от снижения этой цифры ситуация не улучшается.
В 2015 году из страны было выдворено почти 120 тысяч мигрантов, которые нарушили российское законодательство, а въезд закрыли для миллиона человек (если говорить более глобально, то за три года Россия закрыла въезд 1,7 млн мигрантов). Что, кстати, касается процедуры дактилоскопической регистрации, то она уже 2 года является обязательной для прохождения трудовыми мигрантами – с момента ее введения почти 7 млн человек прошли данную процедуру.
Благодаря данной идентификации удалось выявить 17,5 тыс нарушителей запрета на въезд в страну, подделавших установочные данные.
Стоит отметить, что с подобной инициативой выступали и ранее: в 2012 году Михаил Прохоров (партия «Гражданская платформа») выступал за введение визового режима со странами Средней Азии. Но тогда он акцентировал свое внимание именно на том, что в Россию въезжают в основном низкоквалифицированные работники, что «не соответствует потребностям экономики». А спустя год после озвучивания данного предложения в администрацию президента РФ Владимира Путина поступили 100 тыс. подписей россиян, которые разделяли и поддерживали инициативу, выдвинутую «Гражданской платформой», но тогда инициатором выступила партия «Новая сила», которая не была зарегистрирована. Данная петиция не получила права на ход.
Тогда же в марте 2013 года Виктор Иванов, директор Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков, поддержал идею ввода визового режима с Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном, обосновав это тем, что именно представители стран Средней Азии являются главными экспортерами наркотических средств в Россию:
Вот только тогда донести эту мысль до Владимира Путина не удалось. По его мнению, ввод виз является несвоевременной мерой, которая усугубит отношения между Россией и странами Средней Азии – оттолкнет партнеров по СНГ. Однако российский лидер тогда сделал хорошую пометку на том, что эти мигранты, в которых нуждался незаполняемый русскими рабочими рынок труда, должны «уважать российские законы и традиции».
По сообщению Международной организации по миграции (МОМ), Россия занимает третье место в мире по числу иностранных мигрантов (в 2013 году мы занимали вторую позицию). На российской территории проживает 11,9 млн мигрантов, однако эта цифра может быть намного больше. К примеру, эксперты РАНХиГС насчитали 4 млн нелегальных мигрантов. И преступность среди мигрантов растет, как заявил секретарь Совета безопасности Николай Патрушев:
Однако, опять же, это лишь зафиксированные правонарушения, сколько их было в действительности – одному Богу известно. В отчете МВД о состоянии преступности за январь-декабрь 2015 года сказано, что «иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации в 2015 году было совершено 46,4 тыс. преступлений» – Патрушев назвал другую цифру. И рост преступности, соответственно, также меньше – 4,4%, а не 5-6%.
Сколько бы ни обращались россияне к правоохранителям, до суда доходит лишь малая доля дел. Как заявила научный сотрудник Института проблем правоприменения (ИПП) Арина Дмитриева, в 2015 году из 29 млн обращений россиян, до суда дошел лишь 1 млн дел.
И проблема не только в этом: в принципе, миграция в России, которая носит достаточно стихийный характер, контролируется не подобающим образом. Президент фонда «Миграция XXI века» Вячеслав Поставнин утверждает, что трудовые мигранты стране нужны (хотя, и этот момент довольно спорный), но того, кто их будет контролировать, нет никакого ведомства, с которого можно было бы «спросить» в случае чего, в стране не имеется. Не хватает координации и эффективности, а их можно было бы достичь путем четкого разграничения функционала.
А данные «недоработки», скажем так, в скором будущем могут перерасти и в более серьезную проблему, учитывая ситуацию в Европе и ее миграционным кризисом. Допустим, что ЕС прекратит принимать беженцев (хотя, конечно, сейчас и предпринимаются все меры, чтобы мигранты были рассредоточены – штрафы предлагают ввести, к примеру, за отказ принять беженца). Что станет с Ближним Востоком? Он просто взорвется. Затем удар будет вынужден принять Северный Кавказ, Центральная Азия. И вот тогда и Россия «хлебнет сполна». И опасения выражают представители ФМС Росси, наплыва беженцев ожидает и глава ведомства Константин Ромодановский:
Если же вернуться к вопросу именно выходцев из Средней Азии, то не стоит упускать из виду еще тот момент, что в странах бывшего СССР никто не отменял проблему того же самого терроризма, который может перекинуться и на Россию, если контроль над миграционными потоками будет не налажен.
25-26 апреля состоялась встреча президента России Владимира Путина с президентом Узбекистана Исламом Керимовым, в ходе которой речь неоднократно заходила о возрастающей угрозе со стороны Афганистана. Спустя несколько дней после этого, глава МИД РФ Сергей Лавров принял участие во встрече министров иностранных дел стран-участниц Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, на которой поднималась тема роста влияния запрещенной на территории России террористической организации «Исламское государство» в Афганистане. Этот факт лишь усугубляет и без того непростую сложившуюся ситуацию в сфере безопасности.
Как-то натыкалась в интернет-пространстве на «шутку» про старого узбека, который перед тем, как вернуться на Родину сказал русскому следующее: мол, не думай, что все мигранты тихие и спокойные, покорно выполняющие любую работу. На самом деле они уже давно вооружились, стали финансово независимы и вынашивают в головах план, реализация которого – дело времени, не более. Мол, будьте на чеку, в час «икс» начнется кровавая расправа. И, знаете, очень бы не хотелось, чтобы этот, казалось бы, бред воплотился в реальность.
А там и Таджикистан граничит с Афганистаном. И с первым отношения у России тоже не самые дружеские. В последнее время таджикские власти то и дело пытаются искоренить все русское, что есть у них в республике, заявляя, что они лишь возрождают свою культуру и национальность, а также чувство патриотизма.
Так что предпринимать какие-то меры однозначно надо, вопрос лишь в том, какие именно и как. Кроме этого, правительство должно сделать выбор в пользу либо обеспечения безопасности своих граждан и, как следствие, ввода визового режима, либо в пользу экономики и продолжения сотрудничества со странами Средней Азии. Но дело в том, что одни лишь визы не решат проблему: обходные пути найти всегда можно. Нужно не только ужесточать контроль над миграционными потоками, но и, возможно, менять отношение к мигрантам. Согласитесь, если постоянно только и слышать о том, что очередной выходец из стран бывшего СНГ совершил преступление, то отношение автоматически будет к большинству мигрантов отрицательным. Не забывайте, что есть еще и просто внутренняя преступность, которую «обеспечивают» наши соотечественники.
В России наблюдается процесс маргинализации людей, которые попав в сложную ситуацию, выбирают неверный (с точки зрения закона) путь. В США, к примеру, к нелегалам относятся иначе, нежели в России: там их не пытаются поймать и выдворить – им помогают стать «легальными». Может, нашей стране тоже нужно было бы попробовать применить такой подход к проблеме.
Но и на этом останавливаться нельзя. Внутренняя работа должна вестись ежеминутно. Стоит «потрясти» и бизнесменов в России, которые нанимают на работу нелегальных мигрантов, тем самым подвергая страну опасности, и дельцов, что продают «липовые» медицинские книжки и разрешения ФМС на работу. Подходить к вопросу нужно комплексно. И, вполне возможно, такая мера, как введение визового режима усложнит путь не только мигрантам, чьи помыслы могут быть не очень-то чистыми, но и бизнесменам, которые хотят сэкономить на рабочей силе.
Источник: http://politrussia.com/world/slishkom-laquo-dorogie-otnosheniya-raquo-441/