Проблема нетрадиционных религиозных течений или, в просторечье, сект, стала особенно актуальной для России сразу после распада Советского Союза. В начале 1990-х гг. в стране стали появляться прежде неизвестные нашим гражданам религиозные движения. Некоторые из них обладали длительной историей за рубежом, другие сформировались буквально за считанные годы и даже месяцы на российской земле. Ряд сект носил откровенно тоталитарный и деструктивный характер, что стало причиной их закрытия правоохранительными органами и заведения уголовных дел в отношении лидеров и их ближайших соратников. Однако до сих пор то и дело российские средства массовой информации сообщают о деятельности новых религиозных сект.
Утром 10 сентября 2015 г. в семи квартирах в г. Москве начались обыски. Эти квартиры использовались адептами т.н. «культа бога Кузи» — успевшей получить скандальную известность секты. Сам «бог Кузя», в миру — Андрей Попов, а также несколько его ближайших соратников, были задержаны сотрудниками полиции для дальнейших разбирательств. Дело в том, что в результате обысков в квартирах секты было изъято 43 миллиона рублей и свыше 100 тысяч долларов США. Правоохранительные органы сочли, что эти деньги могут иметь криминальное происхождение и являться следствием совершения мошеннических действий со стороны «бога Кузи» и его ближайших соратников. Сам Андрей Попов, он же «бог Кузя», заявил, что плохо себя чувствует и не имеет представления, откуда в его квартире взялись столь крупные суммы денег.
Для нормального человека словосочетание «бог Кузя» звучит очень смешно. Между тем, ничего комичного в деятельности человека, которого так называют, и его сторонников, нет. Культ «бога Кузи» — это типичная секта, относительно которой есть все основания подозревать ее в тоталитарности и деструктивности. Когда еще в 2000-х гг. на православных выставках, организуемых Русской Православной Церковью, стали появляться некие богомольцы, собирающие денежные средства под различными предлогами, у многих посетителей не возникало сомнений в том, что это — обычные монахи. Однако затем общественность заинтересовалась деятельностью странных людей, собиравших денежные средства. После обращения депутата Ярослава Нилова, с официальным разъяснением по поводу сбора средств и торговли на православных выставках была вынуждена выступить Русская Православная Церковь. 12 апреля 2013 г. на сайте «Патриархия.ру» появилось «Разъяснение Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества в связи с происходящим на некоторых «православных» выставках и ярмарках». В нем говорилось, что, в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла регулярно поступают коллективные и индивидуальные письма граждан, обеспокоенных происходящим на православных выставках — ярмарках. Но сами ярмарки и выставки стали местом деятельности околоправославных сект, среди которых наибольшее беспокойство вызывает так называемая «секта бога Кузи». Как подчеркивалось в Разъяснении, «выдавая себя за представителей, как правило, малоизвестного храма или монастыря, адепты секты предлагают людям заказывать всевозможные молебны и требы. По имеющимся данным, на одной только выставке секте может принадлежать от 30 до 40 стендов, что в итоге приносит огромный доход руководству секты» (Разъяснение Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества в связи с происходящим на некоторых «православных» выставках и ярмарках // http://www.patriarchia.ru/db/text/2904478.html). Во главе сектантов стоит человек, представляющийся «епископом Романом», однако на самом деле он никакого отношения к Русской Православной Церкви не имеет, — подчеркивалось в Разъяснении.
Под именем «епископа Романа», он же «бог Кузя», скрывался некий Андрей Юрьевич Попов. Он родился в 1977 г. в Долгопрудном и воспитывался без отца — матерью, которая жестоко наказывала его, а затем бабушкой и дедушкой. После перенесенной в возрасте трех месяцев клинической смерти, Андрей рос слабовидящим, однако позже стал представляться полностью слепым. Если верить самому Попову, то ребенком он был очень одаренным. В три года Андрей стал сочинять первые стихи, а в 12 лет получил первый разряд по шахматам. Согласно информации, размещенной на его сайте, среднюю школу Андрей Попов окончил с золотой медалью, а в 1999 г. окончил исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Некоторое время он работал преподавателем, однако затем решил полностью сосредоточить свое внимание на «делах духовных». Именно в конце 1990-х гг. и началась деятельность группы религиозных фанатиков, постепенно превратившейся в целый культ.
Себя Попов представлял сначала как вероучителя, всячески подчеркивая свои сверхъестественные способности. Так, на своем сайте он именуется не иначе как «историк, философ, религиовед, психолог, поэт, писатель, член Союза писателей России, художник, член Союза художников, композитор, певец, биолог, человек энциклопедических знаний», автор более 300 книг, более 40 книг стихов, более 800 музыкальных композиций. В 14 лет к Андрею Попову пришло осознание своей божественной природы, однако до определенного момента он скрывал это от последователей, которых постепенно появлялось все больше. Для удобства вербовки адептов первое время «Кузя» выдавал себя за православного епископа Романа. Так было гораздо проще вербовать доверчивых пожилых женщин — именно эта категория граждан оказалась наиболее падкой на сектантские проповеди. Самозваный «епископ» проповедовал на православных выставках, а также организовывал собственные выступления в здании Почвенного института. В частном доме в Лобне был оборудован самодельный храм, в котором «епископ» проводил богослужения. В конце концов, деятельность «епископа Романа» привлекла внимание Русской Православной Церкви. 2 февраля 2009 г. наместник Свято-Покровского монастыря архимандрит Антоний (Грибан) заявил, что так называемый «владыка» Роман (Попов), представляющийся епископом Сарненской епархии Украинской православной церкви, на самом деле таковым не является, равным образом, как и не является епископом Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В том же 2009 г. прекратились и выступления «епископа» в Почвенном институте. После этого службы стали проходить на квартире в Большом Кондратьевском переулке, по имени которого сектантов прозвали также «кондратами».
После обращения иерарха РПЦ, Андрею Попову более не имело смысла выдавать себя за епископа, после чего он «раскрыл все карты» и провозгласил себя собственно богом. Вероучение Андрея Попова представляет собой мешанину из самых разных религиозных и мистических учений. Так, про самого себя «Кузя» сообщал, что имеет на 82,5% — божественную природу, воплощенную в духе, душе, на 2,5% — человеческую природу, воплощенную в теле, и на 15% — природу Богородицы, воплощенную в любви. Что касается Иисуса Христа, то он, по мнению «Кузи», на 60% имел божественную и на 40% — человеческую природу. Андрей Попов провозгласил себя воплощением сразу нескольких библейских героев и исторических личностей: ««души помощники, живущие в Кузе» — Иисус Христос (0,8 %), Богородица (0,8 %), Сергий Радонежский (0,4 %), архангел Гавриил (0,4 %), Иоанн Креститель (0,4 %), пророк Илия (0,4 %), пророк Моисей (0,4 %), Е. П. Блаватская (0,4 %); «остальные (второстепенные)» — Иосиф Обручник, пророк Иезекииль, Авраам, Соломон, Адам, святой князь Владимир, Николай Угодник, великомученица Екатерина, цесаревич Алексий, Гай Юлий Цезарь, М. В. Ломоносов, М. Ю. Лермонтов, Шива, Е. И. Рерих». Перестав быть «епископом Романом», Андрей Попов все чаще стал упоминаться как «Кузьма», или «Кузя». Так звали попугая, который когда-то жил у него дома и заслужил такую любовь хозяина, что после смерти птицы он взял себе в качестве псевдонима ее имя. Вообще, история взаимоотношений «бога Кузи» и животных — очень интересная и, по своему, трогательная. С детства Андрей Попов мечтал о собственном зоопарке, однако довелось ему иметь лишь краба и попугая — того самого Кузю. Однако когда он возглавил секту и стал собирать деньги с адептов, тут детские мечты «Кузи» о собственном зоопарке нашли свое воплощение. Так, на один из новогодних праздников последователи преподнесли «Кузе» два миллиона рублей на покупку всевозможных животных. Одно время у «Кузи» жили крокодил по кличке Тоша, игуана Гуня, рыбки, бабочки. Затем, во время полицейского рейда, крокодила и игуан изъяли, в последний раз изъяли австралийскую ехидну, броненосца и говорящего попугая. Соседи «бога» жаловались, что он периодически выпускал бабочек и игуан в подъезд. Однако это были лишь самые невинные шалости человека, назвавшегося «богом».
«Кому воскресник не отец, тому Кузя — не мать»
За несколько лет «Кузей» была создана очень закрытая и жестко централизованная секта. Он разделил как своих адептов, так и не связанных с сектой людей, на несколько категорий, называемых также «кругами». В первый круг входят жены «бога», которых у него несколько (по одним данным — две, по другим — четыре). Второй круг представлен женщиной, называемой «воскресник» — это главная помощница Попова в организации «духовных» дел. Третий круг — это так называемые «апостолы», или помощники «Кузи», выполняющие его поручения. Женская часть третьего круга может выполнять и функции наложниц «Кузи» — своеобразного «гарема» сектантского «божка». Четвертый круг представлен обычными последователями, которые называются «субботниками» и выполняют функции по сбору средств на православных выставках и ярмарках. В пятый круг «Кузя» включает большую часть человечества — то есть, всех тех, кто не осведомлен о существовании «бога». Наконец, шестую категорию составляют бывшие сектанты и родственники сектантов, отвергающие «божественную природу Кузи» и поэтому рассматриваемые в качестве врагов секты. Их «Кузя» называет «огурцами» или «овощами». В секте установлено строгое подчинение «субботников» «воскресникам», причем дисциплина поддерживается достаточно жестко, вплоть до методов физического воздействия. «Кузя» настраивает своих адептов на разрыв отношений с внешним миром, включая родителей и детей. Детей он советует отдавать в интернаты или старшим родственникам, поскольку родственники являются представителями «темных сил», «демонами». В отношении родственников, согласно сектантскому учению, можно допускать любые методы, вплоть до их физического устранения. На богослужениях в секте используются методы психического воздействия на адептов. В частности, «Кузя» внушает своим последователям, что «властвует» над их жизнями и в любой момент может просто наслать на них смерть — «бросить шарёк» на сектантском жаргоне.
Поскольку секта «Кузи» является тоталитарной, особое место уделяется полному контролю над личной жизнью сектантов. Фактически ее у них нет. Периодически на собраниях секты устраиваются собрания для разбора поведения сектантов, называемые «выдрами». Кстати, последователи «Кузи» еще и платят деньги за участие в подобных обсуждениях, так как уверены, что проходят на них своеобразную процедуру духовного очищения. Прежде всего, на обсуждениях внушается негативное отношение к собственным родственникам, при этом и сами последователи секты подвергаются потоку оскорблений со стороны своего «бога» — так он воспитывает в них «смирение». Более жесткие способы воспитания «смирения» — избиение плетью по спине и даже по лицу. Обычно к таким методам прибегают, когда уличают сектанта в общении с родственниками или в употреблении медицинских препаратов (последние в секте «Кузи» запрещены). Естественно, что сектанты отдают «Кузе» огромные деньги, часто — продают свое недвижимое имущество. Но основной доход, как предполагают эксперты, секта получает от регулярного участия в православных выставках — ярмарках, где ее последователи под видом православных монахов и верующих продают литературу и собирают пожертвования. Только одна торговая точка, подконтрольная «Кузе», в день приносит не менее 200 тысяч рублей. Научный сотрудник Института психологии РАН Р.А. Прокопишин подчеркивает, что «Попов — не сумасшедший, он мошенник, который прекрасно отдаёт отчёт в своих действиях. Нарцисс, которому плевать на людей, который глумится и над ними и над их верой. Образ бога — это роль, к которой он шёл от простого церковного служки, поняв, что на религии можно зарабатывать деньги» (Цит. по: Налбандян, Л. Трагические тайны секты «бога Кузи» // Собеседник.ру. — 13.05.2013 ).
В 2014 г. деятельность секты, наконец, привлекла пристальное внимание правоохранительных органов. Причиной полицейских мероприятий в отношении секты стало заявление о нанесении побоев. В квартирах на Краснопролетарской улице и в Большом Кондратьевском переулке 8 мая 2014 г. прошли обыски, в результате которых были обнаружены денежные средства в сумме 240 млн. рублей и 150 тысяч долларов США, религиозная литература и свыше 50 экзотических животных, включая австралийскую ехидну, крокодила, броненосца, игуану, варана. Животные были переданы в Московский зоопарк. Кроме того, были обнаружены видеоматериалы, отнесенные следователями к разряду «детской порнографии». 16 мая 2014 г. уголовное дело, которое возбудил отдел дознания УВД по Центральному административному округу г. Москвы по статье 116 УК РФ в отношении Попова А.Ю., было передано в Управление дознания ГУ МВД РФ по г. Москве. 22 мая 2014 г. в полицию был доставлен для допроса и сам «Кузя», однако он воспользовался конституционным правом и отказался давать показания. Собственно, и в этот раз — через полтора года — «Кузя» точно также не захотел общаться с полицией. Он сослался на плохое самочувствие и напомнил полицейским, что является инвалидом второй группы. Подозрения в мошенничестве лидер секты, разумеется, отверг и сообщил, что никакой подрывной деятельностью не занимается и вообще не понимает, почему мог привлечь внимание правоохранительных органов. В своей деятельности «Кузя» не видит ничего противозаконного. Однако правоохранительные органы возбудили уголовное дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Неизвестно, как будут развиваться события дальше, но если следовать предыдущему опыту — есть серьезные основания считать, что ничем серьезным для «бога Кузи» полицейская акция не закончится. Более того — она поможет ему даже укрепить финансовое положение, поскольку сердобольные адепты бросятся собирать средства на «спасение бога из плена».
«Белое Братство» возвращается из девяностых?
Деятельность секты «бога Кузи» — далеко не единичный случай существования в стране подобных нетрадиционных культов. Духовный вакуум, ставший непосредственным результатом тех проблем и противоречий, с которыми сталкивалось российское общество на протяжении последних двух десятилетий, создал в обществе благодатную почву для распространения всевозможных квазирелигиозных и мистических учений. Многие деструктивные культы действуют фактически и как криминальные организации, занимаясь мошенническими действиями и вымогательством по отношению к попавшим в орбиту их влияния людям. В 1990-е гг. наиболее нашумевшей тоталитарной сектой «отечественного производства» было, безусловно, «Белое Братство» — так сокращенно называли «Великое Белое Братство ЮСМАЛОС». Эта организация появилась в 1990-1991 г. в Киеве. У истоков секты стояли Юрий Кривоногов и Мария Цвигун. Кривоногов провозгласил себя святителем Юоанном Свами (Святым Иоанном Крестителем), а Мария Цвигун — Марией Дэви Христос, то есть — воплощением Иисуса Христа и, одновременно, его матерью и невестой. Тридцатилетняя Мария Маммонова (как была девичья фамилия Цвигун), к этому времени успела закончить факультет журналистики Киевского государственного университета, стать членом Союза журналистов Украины и даже вступить в КПСС. В апреле 1990 г. Мария пережила клиническую смерть, и якобы именно этот опыт способствовал ее «просветлению». В мае 1990 г. с ней познакомился Юрий Кривоногов (род.1941) — бывший научный сотрудник Института клинической и экспериментальной медицины в Новосибирске, в последние годы интересовавшийся кришнаитским учением. Пара объединила усилия и вскоре в городах Советского Союза появились отделения «Белого Братства», проповедовавшего пришествие на землю «Матери Марии» и скорый конец света. Идеология секты представляла собой смесь христианства, индуизма и буддизма, положения которых были синтезированы и искажены. Как и другие тоталитарные секты, «Белое Братство» принуждало своих последователей к разрыву всяческих отношений с родственниками. Члены секты проживали на съемных квартирах, причем квартиры периодически менялись и сектанты переезжали с места на место, иногда меняя даже города. Фактически вся личная жизнь сектантов была поставлена под полный контроль вышестоящих иерархов «Братства».
Формальным главой секты был провозглашен Виталий Ковальчук, который получил в сектантской иерархии титул Папы и имя «Иоанн Петр Второй». Численность секты росла в геометрической прогрессии, а Мария Дэви Христос собирала на свои «богослужения» целые стадионы. Деятельность «Белого Братства» быстро заинтересовала органы безопасности и милицию. 1 апреля 1992 г. против Цвигун и Кривоноговой были возбуждены уголовные дела по статье 199 УК Республики Украина «Самовольное занятие земельного участка и самовольное строительство» и статье 143 «Мошенничество». Но вскоре следствие по данным статьям было прекращено. Тем не менее, сектанты не унимались. Так, летом 1993 г. адепты ЮСМАЛОС приступили к тактике дебошей в православных храмах. Врываясь в храмы, они провоцировали верующих, устраивая срывы богослужений и хулиганские действия в алтарях. Своей целью сектанты ставили провоцирование православных на совершение убийств дебоширов, однако верующие христиане оказались благоразумными и сдержанными людьми. Кровь сектантов так и не пролилась, поэтому адепты «Белого Братства», ожидавшие конца света, совершили несколько громких выходок. 10 ноября 1993 г. группа из нескольких десятков сектантов попыталась захватить Софийский собор в Киеве, но была задержана милицией. 14 ноября сектанты общей численностью в 600 человек попытались устроить массовые беспорядки в Киеве, однако были рассеяны силами украинской милиции. Во время беспорядков в соборе были арестованы Юрий Кривоногов и Мария Цвигун, а через полгода властям сдался с повинной и Виталий Ковальчук. Следствие по делу Марии Цвигун длилось долго. Лишь 9 февраля 1996 г. Киевский городской суд вынес приговоры: Юрий Кривоногов был осужден на шесть лет, Виталий Ковальчук — на пять, а сама Мария Цвигун — на четыре года колонии общего режима. Освободившись из мест лишения свободы, Мария Цвигун обосновалась в Донецке вместе с новым мужем «апостолом Петром Вторым».
Юрий Кривоногов после освобождения отказался от участия в секте, поменял фамилию на «Сильвестров» и устроился работать в один из киевских магазинов. Зато Мария Цвигун попыталась продолжить деятельность религиозной проповедницы. В 1998-2001 гг. она неоднократно пыталась создать официально зарегистрированную религиозную общину «Белого Братства», но всякий раз получала отказ Комитета по делам религий. Наконец, в 2006 г. она переехала в Москву, также сменив имя и фамилию на «Виктория Преображенская». В Москве бывшая Мария Дэви Христос основала «Космическое полиискусство третьего тысячелетия», направленное на «объединение духовной живописи, графики, поэзии, музыки, танца). В мае 2013 г. стало известно, что Цвигун — Преображенская приступила к возрождению «Белого Братства» и возобновила проповеди с целью набора новых адептов. Вскоре после этого известия в дело вмешались российские правоохранительные органы. 19 июля 2013 года Егорьевский суд Московской области признал религиозную литературу «Белого Братства» экстремистской и включил ее в Федеральный список экстремистских материалов. Такое решение суда было сделано на основе экспертизы Российского института культурологии. В соответствии с судебным решением, было установлено, что религиозная литература «Белого Братства» содержит высказывания, призывающие к пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признакам религиозной принадлежности, нарушению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его религиозной принадлежности, возбуждению религиозной розни» (Литературу религиозной общины «Белое братство» признали экстремистской // NEWSru.com, 19.07.2013). Вполне вероятно, что на членах «Белого Братства» осуществлялась обкатка новейших манипуляционных технологий, позволяющих управлять психикой и поведением людей. Не исключено, что деятельность «Братства», как и многих других тоталитарных сект, проникших или начавших в 1990-е гг. свою деятельность на территории России и других постсоветских государств, была инспирирована американскими спецслужбами. В мае 2015 г. стало известно, что последователи Марии Цвигун возобновили свою деятельность на территории Украины.
Голод и боль «Шамбалы»
Еще одной опасной сектой, на протяжении двадцати лет существовавшей на территории России, был «Ашрам Шамбалы» (у этой секты были и другие названия — «Беловодье», Путь в «Беловодье», Международная академия «Путь к счастью», «Российская тантрическая школа», Сотиданандана йога-центр). Ее филиалы действовали в 18 субъектах Российской Федерации, объединяя примерно 15-20 тысяч человек. Во главе секты стоял некий Константин Руднев 1967 года рождения. После окончания машиностроительного техникума в родном Новосибирске, Руднев был призван в ряды Советской Армии. Именно там впервые проявились его странные наклонности — солдат стал убеждать командование преобразовать воинскую часть по образцу монастыря Шаолинь. В конце концов, его прямо из подразделения отправили в Самарскую психиатрическую больницу, где он находился до 1989 г. Освободившись из психбольницы, Руднев вернулся в Новосибирск и создал оздоровительный центр, на базе которого в 1990 г. и появился «Ашрам Шамбалы». Свои взгляды Руднев излагал в книжке «Путь дурака», в которой высмеивал основные социальные институты современной цивилизации, включая семью и государство, выступал против рождения детей и работы, а взамен призывал к беспорядочным половым связям, называя это «тантрическим служением». Себя Руднев называл сразу несколькими именами, звучащими достаточно экзотично: «Аватар Муни», «Сотилиан Сикориский», «Алтай Каган Богомудр», «Эмбрион, попавший на землю через НЛО» и т.д. Лидеру секты ассистировали Елена Захарова — она же «Шри Суби Лакшми Дэви», или Селена, выполнявшая функции главной жрицы культа, и Павел Хандожко — «Шри Ганеша» — бывший хирург, руководивший «тантрическими сеансами».
— фото: http://www.nsk.kp.ru/
«Ашрам Шамбалы» имел много общего с другими тоталитарными сектами, включая и описанные выше «секту бога Кузи» и «Белое Братство». Так, от адептов требовалось полное расторжение связей с внешним миром. Люди из внешнего мира назывались не иначе как «мыши». Естественно, что в отношении них допускались любые неблаговидные поступки, более того — они были даже желательными. Отказываясь от мирской жизни, адепты «Ашрама» помещались в съемные квартиры или дома. В одной комнате обычно жило 16-20 человек. В шесть утра сектантов ждал подъем с последующими часовыми физическими упражнениями — отжиманиями под музыку. Такая разминка повторялась ежечасно, в том числе и в ночное время. Лишение адептов секты нормального сна рассматривалось как один из надежных способов полного уничтожения воли и подчинения психики. В течение дня сектанты занимались изготовлением всевозможных предметов на продажу — магических амулетов, браслетов, а также переписыванием сектантской литературы. Фактически сектанты голодали, питаясь лишь очистками овощей и перловой крупой. Хроническое недоедание превращало адептов секты в полуживотных, готовых накинуться на товарища по несчастью с целью отнять дополнительный кусок убогой пищи. У некоторых от недоедания выпадали волосы и зубы, на что Руднев заявлял им о нормальности этого явления в процессе превращения в «человека шестой расы». «Визитной карточкой» секты Руднева были групповые оргии, в том числе и насильственного характера, гомосексуальные акты, а также издевательства над сектантами, включая прижигание кожи или окунание в унитаз. Как сообщают СМИ, продажа недвижимости сектантов, видеопродукции оккультного и порнографического содержания, принесли Рудневу не менее 10 млн долларов.
С 1999 г. правоохранительные органы предпринимали неоднократные попытки пресечения противоправной деятельности, осуществляемой Константином Рудневым и его ближайшими помощниками. Так, в 1999 г. прокуратурой Новосибирска было возбуждено уголовное дело по статье 239 УК РФ («Организация объединения, посягающего на личность и права граждан»). Но поскольку Руднев скрылся из поля зрения правоохранительных органов, следствие было приостановлено. В сентябре 2004 г. Руднев все же был задержан и дал письменное обязательство явки в прокуратуру на допросы. В конце октября 2008 г. полиция провела обыски в двух загородных домах в Новосибирской области, принадлежащих Константину Рудневу. Обыск принес новосибирским оперативникам неожиданный улов: задержали шестерых человек, находившихся в уголовном розыске, изъяли значительное количество наркотических веществ, 23 ноутбука с порнографической видеопродукцией. В октябре 2010 г. Константин Руднев и несколько его ближайших соратников были арестованы. В операции участвовали сотрудники Следственного комитета, ФСБ и МВД. Рудневу и его соратникам были предъявлены обвинения по целому ряду статей УК РФ, включая создание религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан (ч. 1 ст. 239 УК РФ), изнасилование (ч. 1 ст. 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (ч. 1 ст. 132 УК РФ), незаконное хранение и сбыт наркотических средств (ст. 228.1 УК РФ). Потерпевшими от деятельности Руднева были признаны пятнадцать человек, которые подали к нему иски о возмещении морального и материального ущерба в общем размере 18 млн. рублей. 7 февраля 2013 года Константин Руднев был признан виновным по ч.1 ст.239 (создание религиозного объединения), ч.1 ст.131 (изнасилование), ч.1 ст.132 (насильственные действия сексуального характера), ч.1 ст.30, ч.3 ст.228.1 (приготовление к незаконному сбыту наркотических средств в особо крупном размере) Уголовного кодекса РФ. Суд приговорил Руднева Константина Дмитриевича к одиннадцати годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Кроме того, был назначен штраф в размере 100 тысяч рублей и 3,7 млн. рублей были взысканы судом в пользу потерпевших. Несколько позже один из граждан, признанных потерпевшим по делу Руднева, добился отдельно присуждения лидеру секты выплаты компенсации в размере 500 тысяч рублей.
Активность сект как способ разрушения российского общества
Появление и деструктивная деятельность тоталитарных сект на территории России является, в первую очередь, следствием враждебной политики Запада, направленной на разрушение российского государства и общества. Конечно, могут существовать и автономные секты, деятельность которых всецело формируется их лидером — больным человеком, мошенником или фанатиком, за которым следует некоторое количество адептов. Однако большинство таких сект крайне малочисленны и практически неизвестны. В случае же многочисленных, активных и богатых сект мы видим совершенно иную ситуацию. Деятельность секты, как и любого другого общественного объединения, требует вливания значительных финансовых ресурсов. Без поддержки «извне» секта никогда не выйдет на всероссийский уровень, не сможет охватить десятки тысяч адептов. В современном мире религиозные противоречия часто используются в качестве основного инструмента политической дестабилизации в конкурентных или враждебных странах. Достаточно обратить внимание на события, происходящие на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В событиях на Украине также имеет место значительный религиозный подтекст, хотя и менее выраженный в силу невысокого уровня религиозности украинского населения. Широкое распространение сект в постсоветской России, на фоне деидеологизации постсоветского общества и девальвации прежних культурных и нравственных ценностей, стимулировалось, в первую очередь, Соединенными Штатами Америки. Именно оттуда в Россию засылалась большая часть сектантских проповедников, привозились многотысячные тиражи пропагандистской литературы. В результате, за сравнительно короткий промежуток времени на территории Российской Федерации осуществляли свою деятельность сотни сект, преимущественно — иностранного происхождения. В орбиту их деятельности оказались вовлечены миллионы российских граждан, прежде бывших атеистами или православными христианами, мусульманами, представителями других традиционных конфессий России. Причем, в первую очередь, акцент делался на молодежь — именно молодые люди из приличных семей представляли особый интерес для зарубежных проповедников.
Секты могут использоваться для фактического разрушения национальной культуры. Не является секретом тот факт, что человек, вступающий в ряды какой-либо секты или культа, более не ассоциирует себя со своей национальной общностью. Секта заменяет ему не только семью, но и народ, нацию, Родину. Происходит полное изменение человеческой личности, а в масштабе социальной группы или социума в целом — коренная цивилизационная трансформация. Известно, что многие представители сект американского происхождения, будучи от рождения русскоязычными людьми, родившимися и выросшими в России, в русскоязычном окружении, после более-менее долговременного пребывания в секте даже разговаривают на родном русском языке с имитацией американского акцента. Эта манера говорить прививается им на еженедельных богослужениях и едва ли не ежедневных собраниях. Происходит и постепенное усвоение американских культурно-поведенческих норм. Как отмечает адвокат Александр Корелов, председатель Юридического комитета защиты прав и достоинства личности при Российской ассоциации центров изучения религий и сект, «первым же государством в мире, менталитет, культура и политика которого были радикально изменены сектами, стала Южная Корея. Она, начинания с 50-х годов, находясь под протекторатом США, была намеренно наводнена неопротестантскими пасторами. Сейчас пятидесятники и баптисты составляю около 30 % населения, и Корея с ее древнейшей культурой, стремительно теряя самобытность, становится все более похожей на один из баптистских штатов США» (Секты как инструмент информационных войн и разрушения социального единства государства // http://www.k-istine.ru/).
Деятельность сект представляет собой большую опасность для национальной безопасности российского государства. В первую очередь, следует помнить о том, что практически все секты иностранного происхождения представляют собой «агентов иностранного влияния» на территории России, с дисциплинированной и готовой на выполнение любых поручений своего руководства паствой. Известно, что во время Евромайдана на Украине достаточно внушительная часть собравшихся на площади демонстрантов была представлена, в том числе, и сектантами. Секты американского происхождения по приказу своего центрального руководства за океаном вывели на улицы украинской столицы своих сторонников. Да, это не были боевики, подобные «Правому сектору», но большое количество женщин и молодых людей, имитировавших «мирный характер протеста», было представлено как раз сектантами. Во главе большинства сект иностранного происхождения стоят граждане иностранных государств, некоторые из них постоянно проживают на территории России или приезжают в нашу страну «наездами» — для контроля над деятельностью своих местных сторонников. Естественно, что эти люди действуют полностью в интересах своих государств. К примеру, деятельность мормонов на территории Российской Федерации до сих пор вызывает многочисленные вопросы у российской общественности. Ведь на территории России, практически в каждом крупном городе, присутствуют группы американских граждан — молодых боеспособных людей, которые осуществляют проповедническую деятельность, но не исключено, что последняя может являться и прикрытием для реализации каких-либо иных функций. Пока деятельностью иностранных религиозных сект на территории Российской Федерации озабочены, прежде всего, православные общественные организации, однако этот вопрос должен волновать, в первую очередь, органы власти, особенно — правоохранительные органы и службы, отвечающие за безопасность российского государства и защиту конституционного строя.
Деструктивные культы и секты, рассмотренные в настоящей статье, имеют разное происхождение. «Белое Братство», вполне возможно, создавалось именно с целью манипуляции массовым сознанием и изучения возможностей управления поведением людей. «Ашрам Шамбалы» — это плод творчества не совсем адекватного человека, к тому же корыстно мотивированного. Примерно подобный тип секты представляет собой и культ «бога Кузи», с той лишь разницей, что он может быть использован антироссийскими силами для дискредитации православия — ведь не случайно сектанты «Кузи» наиболее активно действуют на православных мероприятиях, а сам «Кузя» до недавнего времени пытался выдавать себя за православного священнослужителя. В любом случае, секты представляют собой значительную опасность для российского государства и в общем списке задач по обеспечению национальной безопасности страны борьба с влиянием деструктивных и иностранных сект должна занимать важное место.
Источник: http://topwar.ru/82297-sekty-kak-ugroza-nacionalnoy-bezopasnosti-rossii.html