Русский остров. Идеология Русской Весны

Ни Донбасс в частности, ни Новороссия в целом не смогут существовать без России даже на среднесрочную историческую перспективу- точно так же и большая Россия не сможет существовать без своего стального сердцаНа Русском Донбассе подул ветер истории. Все «карточные пасьянсы» и «шахматные комбинации», что были до этого, в один день прекратили своё существование. В один весенний день, 1 марта 2014 года, рука Бога смахнула все карты и перевернула все шахматные доски. То, что казалось незыблемым — обратилось в прах. То, что казалось невероятным — стало реальностью.

И та реальность, что появилась, находится в стадии становления. Она ещё не стабилизировалась, не приняла окончательную форму, не стала монолитным куском застывшей лавы — скалой, о которую разобьются любые волны. Она ещё формируется и одному Богу ведомо, сколько ещё продлится этот процесс. Совершенно точно можно сказать только одно: на Донбассе началась революция. И это событие имеет колоссальное значение для всего Русского Мира, неотъемлемой и ключевой частью которого является Донбасс в частности и Новороссии в целом.

Эта революция началась стихийно — ею двигал порыв души русского народа. Не пожелавшего отказаться от себя самого, своих предков, своей веры, своей великой культуры и великой истории. Народ восстал против чуждой фашистской идеологии, катившейся на него чёрной волной с запада. И начавшаяся следом гражданская война сразу же стала гражданской только по форме. На самом деле она была и есть война идеологическая. На организованную, готовившуюся долгие годы идеологическую агрессию, был дан абсолютно стихийный, но от этого невероятно мощный идеологический ответ. В разлившемся море украинского фашизма вырос неприступный русский остров. И в основе его так же лежала идея. С самого начала этот остров был идеологически накалённым до крайней степени. И массовый поток добровольцев — красноречивое тому подтверждение. Именно добровольцев. Не наёмников. А добровольцами всегда движет идея. Туда, где её нет, они просто не едут. Но у этого идеологического накала было свойство, ставшее, одновременно, и сильной, и слабой его стороной: они шёл снизу. Ещё раз: это был абсолютно стихийный выплеск идейной энергии масс. Он исходил из самого народа. Который в один момент решил реализовать свои надежды на более справедливое и правильное общество. Построить собственное будущее, основываясь на своих представлениях об идеальном. Это была сила, потому, что с такой идеей воевать невозможно. Ни одна внешняя угроза не в состоянии сбить подъём, основанный на таких устремлениях. Но это была слабость, потому, что такую спонтанную, стихийную идеологию потом необходимо было подхватить и оформить. Помочь идее окончательно стать материальной силой.

Начавшаяся Русская Весна стала Весной Надежды.

Надежды всего русского народа не только на Донбассе, но и далеко за пределами его границ. Надежда не должна быть обманута. Потому, что, иначе, последствия этого так же будут катастрофическими далеко за пределами Донбасса. Теперь, когда наступило затишье, когда русский остров Донбасс выдержал первый натиск абсолютных врагов своего народа, разбив их волны об острые скалы своих берегов, необходимо собрать все искры полыхнувшего костра великой идеи и бережно их раздуть, не дав погаснуть. Для того чтобы победить, у нас есть только один путь: необходимо реализовать ту идею, которая родилась стихийно и всё ещё витает в воздухе. Республика без идеи не устоит. Ведь именно благодаря идее она и появилась. И только с идеей она сможет жить дальше.

А реализовать идею можно только оформив её в идеологию и сделав эту идеологию не просто государственной — её необходимо сделать основой самого общества. Построить, опираясь на неё, все общественные системы и государственные механизмы.

Идеология, которую предстоит выстроить как ось государства и общества, должна соответствовать двум основным требованиям:
1. Она должна воплощать те идеи, бороться за которые вышел народ, реализовывать их и не противоречить им.
2. Она должна максимально способствовать мобилизации общества и народа. По сути, это идеология национального спасения. Она должна быть идеологией сжатого кулака. Тем, что поможет выстоять и победить.

Без учёта этих двух аспектов любые движения на идеологическом поле Народных Республик не имеют смысла априори.

В данном тексте мы ставим перед собой задачи:
1. Выявить и озвучить основные составляющие тех идей, которые зажгли огонь, горящий на Донбассе, и, благодаря вере в которые, удалось отстоять Народные Республики.
2. Максимально раскрыть их внутреннее содержание.
3. Наметить пути и механизмы реализации этих идей в идеологическом поле и их интеграции в государственное строительство.

Прежде, чем начинать идеологический процесс, необходимо было ответить на один простой и, одновременно, сложный вопрос: а какая она, эта идея? Что именно разбудило народ полтора года назад и подняло его на борьбу. Ведь люди взялись за оружие не только против чего-то, но и за что-то. И это несомненно. Так какие же они, идеи Русской Весны? Понять и озвучить это не составило труда. Потому, что ответ лежал на поверхности. Он очевиден и никем никогда не скрывался. Достаточно было просто протянуть руку.

У идеи, вспыхнувшей 1 марта 2014 года, пять основных компонентов. Пять опорных столпов, на которых она стоит. И рассматривать мы будем именно их.

I. Национальное воссоединение

Этот первый момент должен быть обозначен предельно чётко и предельно ясно. Потому что именно в нём отражено то, ради чего всё случилось. И то, ради чего должно произойти и произойдёт ещё очень многое. Это Национальное Воссоединение нашего народа.

В любом идеологическом строительстве всегда и при любых обстоятельствах ключевым вопросом является вопрос идентификации. Он включает в себя два ответа на два вопроса:
1. кто мы?
2. ради чего?

Без этого идеология так же теряет смысл. Этот вопрос является системообразующим. Так кто же мы? Какова наша идентичность. С нашей точки зрения ответ очевиден и он должен быть явно и недвусмысленно поставлен во главу угла: мы русские. А это означает следующее:
1. Мы — часть Русского Мира, а Новороссия — часть русского пространства.
2. Мы стремимся к национальному воссоединению русского народа в рамках единой Родины. Конкретные сроки не имеют значения. Цель такова, а время вторично.
3. Мы полностью относим себя к русской национальной, культурной, исторической и российской государственной идентичности. Никакой другой идентичности у нас нет и быть не может.

На самом деле такая однозначная постановка вопроса — это уже необходимость. Продиктованная объективными обстоятельствами жизни.

Во-первых, идентичностей здесь может быть только две: либо Россия, либо Украина. Третьего не дано. Попытки строить некую «донбасскую идентичность», отдельную от русской, обречены на провал и откровенно разрушительны для Республики. По сути, это попытки создания нового «украинства», только на куда более слабом базисе. Кроме того, в условиях войны это и выглядит, и является откровенным предательством и работой на интересы врага. По большому счёту, кто наш враг на самом деле? Это ведь не бывшее государство «украина», а силы вне её. И цель их, вопреки расхожему мнению, состоит не в том, чтобы вернуть сюда эту самую «украину», а в том, чтобы выдавить отсюда Россию. А делаться это может очень разными методами, в том числе и такими. Для них восстановление нашей Империи — угроза номер один. Для нас же Империя — не блажь, а способ выживания русского народа. Единственный возможный, что доказано нашей тысячелетней историей.

Во-вторых, желание национального воссоединение — это то, что во многом двигало вперёд Русскую Весну, звало людей к оружию, вело на Донбасс потоки добровольцев, готовых за это умереть. Многие и умерли. И кто такие те, что ставят под сомнение идею, оплаченную кровью лучших сынов нашего народа?

В-третьих, ни Донбасс в частности, ни Новороссия в целом не смогут существовать без России даже на среднесрочную историческую перспективу. Мы неотделимы друг от друга культурно, национально, исторически, экономически. Точно так же и большая Россия не сможет существовать без своего стального сердца. Национальное воссоединение (ирредента) — вопрос нашего взаимного выживания.

И это абсолютно справедливо со всех точек зрения. Тем более что Новороссия — не замкнутая система. Она — часть единого субэтнического пространства Южной Руси от Одессы до устья Урала. С едиными культурными устоями, единым индустриальным укладом, едиными предками, единой историей. Южная Русь — это уникальное явление, всегда находившееся в тени, никогда не имевшее амбиций вне Великой Руси, но всегда бывшее её опорой, фундаментом, на который она опиралась. Некоторые учёные считают её «запасной Русью», всегда приходившей на помощь в смутные времена и спасавшей Российскую государственность. Именно здесь возникло русское казачество, практически самостоятельно державшее южные рубежи великой страны и оборонявшее их от невероятно мощной и яростной османской агрессии. Именно отсюда пришло войско, без которого вряд ли получилось бы вышвырнуть из страны польско-литовских оккупантов в 1612 году. Именно Южная Русь практически по собственной инициативе раздвинула Россию почти до великой китайской стены: первое, что сделал атаман Ермак, завоевав Сибирь — попросил русского царя принять её в дар и присоединить к нашему великому общему государству. «И весь мир смотрел, как у камчатских скал Тихий Дон впадал в Тихий океан» (с).

И у нас нет и не может быть никаких иных целей. Любой т. н. «компромисс» по данному вопросу — это измена. И ничто иное. Из этого надо исходить. Это надо осознавать. И это надо говорить в полный голос. В том числе и на уровне идеологии.

II. Память предков

Совершенно очевидно, что донецкая революция произошла не просто так и случилась не на ровном месте. Народ этой земли 25 лет подвергался самому настоящему историческому и культурному террору. Его национальную идентификацию ломали. Всё шло к тому, что ему собирались запретить даже говорить на его языке. Память его предков унижали. Восстание случилось тогда, когда эту память глубоко оскорбили. Когда из могилы вылез фашизм, с которым предки воевали, который предки победили и который потомки русских богатырей, бравших Берлин, ненавидят на уровне культурного кода. Когда начали топтать ногами память Великой Отечественной Войны, а, вместе с ней, и память всех погибших в ней. Когда на щит начали поднимать тех, кто был для предков врагами. И не только это. Произошла агрессивная попытка уничтожить саму нашу культуру и нашу историю — теперь уже окончательно, не ползучим способом, как это делалось предыдущую четверть века, а прямым, предельно брутальным и кровавым путём. А это означало, что той самой национальной идентификации нас просто лишили бы окончательно. Без памяти своих предков люди Донбасса стали бы никем. Именно этого, по сути, и добивались те, кто это всё начал: превратить народ Новороссии в то, что Столыпин сто лет назад назвал «навозом, на котором будут произрастать другие народы». Просто биомассой. Без души, без прошлого, а, значит, и без будущего. И вот именно тогда, когда это произошло, когда эта угроза стала предельно очевидна всем, русский народ Донбасса вдруг проснулся и осознал себя.

У каждого народа есть собственное «священное предание». Философы называют такое явление «этос» (ἦϑος) — священные камни. И, по сути, народ является народом до тех пор, пока они у него есть. Без них он, в лучшем случае, население, а в худшем то, о чём говорил Столыпин. У некоторых народов подобное священное предание существует в виде эпических произведений: «Илиада» и «Одиссея» у греков, «Рамаяна» и «Махабхарата» у индусов, «Шахнаме» у персов. И это не просто некое литературное творчество. Такие произведения служат осью целых цивилизаций — ведь всё, что мы перечислили, является абсолютно полноценными и самодостаточными цивилизациями в полном смысле слова, имеющими мощнейшие источники внутренней стабилизации. Разрушить их практически невозможно. И одной из основных причин является то самое священное предание. Что, обычно, оно из себя представляет? По сути, ту самую память предков. Чаще всего, память о каком-то конкретном историческом периоде, наиболее славном или памятном для этого народа, который сакрализован и отношение к которому носит квазирелигиозный характер. Для нашего народа таким периодом, безусловно, является Великая Отечественная Война. Наш народ, на протяжении всей своей истории занимался двумя вещами — воевал и строил. В том и другом он являл немыслимые примеры стойкости и героизма. Великая Отечественная Война — апофеоз и того, и другого. А память о Великой Победе — это и есть та самая ось, вокруг которой сейчас удерживается весь русский народ. Это главный из наших священных камней. Он краеугольный. И это не преувеличение — это факт. Известный и врагам тоже. Не удивительно, что основным элементом их культурной и исторической агрессии и в большой России, и на территории бывшего государства «украина» является именно десакрализация Великой Победы. Как главная точка уничтожения нашей памяти предков. Придуманное ими слово «победобесие» уже само по себе говорит о многом — они ведь прекрасно понимают, что отношение к Великой Победе у нашей нации не как к историческому событию, а как к духовному, практически религиозному символу. Оно глубоко метафизично. И враги совершенно обоснованно пытаются использовать против этого символа метафизическую лексику и фразеологию. К сожалению, их старания не прошли даром. Разумеется, разрушить метафизику Великой Победы им не удалось, но в идеологическом поле её удалось серьёзно ослабить. Это факт, увы. По факту, в идеологическое поле всё это, во многом, придётся интегрировать заново. И делать это в том же ключе, в каком враг пытается разрушить — прежде всего, в ключе священного предания. То, с чем нам предстоит работать — это даже не история. Это историческая метафизика.

Разумеется, речь идёт не только о Великой Победе и о Великой Отечественной Войне. Они — несущий элемент, но не вся система и даже не большая её часть. В нашей исторической метафизике существует ещё целый ряд того, что является опорными точками русской национально-культурной идентичности, которые необходимо усиливать, поддерживать и абсолютно сакрализовывать. Были другие великие войны, в которых наш народ выстоял и прославил своё имя: Отечественная Война 1812 года, 2-е Земское Ополчение Минина и Пожарского — это как минимум. Были и отдельные великие события, в которых наши предки показали себя как настоящие герои: кроме Сталинграда и Курской Дуги были ещё Бородинское сражение, битва при Молодях, битва на Куликовом Поле, Ледовое Побоище и разгром Хазарского каганата князем Святославом. Было покорение Сибири Ермаком. Было освобождение Балкан от турецкого ига Скобелевым. Был полёт в космос Гагарина. Была история, которая ещё не изучена и которую только предстоит узнать.

Против всего этого и была развязана война. И в защиту всего этого восстал русский народ Донбасса. Восстал со всем этим за спиной. В душе. В сердце. В памяти. Без этого ни один человек не взялся бы за оружие. У него просто не было бы причин это делать.

На это необходимо делать упор. Но не только на это. Восстановление и сакрализация исторического достоинства нации должно происходить одновременно с восстановлением её исторического единства. Ни один период нашей истории не должен противопоставляться другому. Ни один отрезок нашего прошлого (за исключением кратких отрезков смут) не должен объявляться «нечистым» и «требующим покаяния». Это ещё одна уловка наших врагов, в числе других подкосившая Советский Союз. В историографии советского периода было очень слабое место, в которое ударили, и этот удар стал для неё смертельным. Речь о том, что вся наша история до 1917 года объявлялась ни то, чтоб совсем неправильной, но достойной некоего смущения и лёгкого стыда. Всё, что было до Великой Октябрьской Социалистической Революции, фактически, считалось не вполне полноценным. С этим можно спорить сколько угодно, но факт всё равно останется фактом. После падения СССР, всё поменялось местами. Теперь уже советский период начал объявляться «нечестивым» и «требующим покаяния». Последствия этого стали ещё более разрушительны. Подобную ошибку повторять нельзя. Её необходимо исправлять. И пример можно брать с некоторых бывших товарищей по коммунистическому блоку. Красный Китай, к примеру, не пошёл в этом смысле по тому же пути, что Советский Союз. Китайцы очень ревностно чтят память всех своих династий и коммунистов, по факту, считают одной из них. Такое, конечно, может смотреться довольно занятно с нашей колокольни, но, на самом деле, ничего весёлого в этом нет — всё предельно серьёзно. Таким образом осуществляется историческое единство, историческая преемственность и историческая непрерывность. То, что делает Красный Китай не государством-новорожденным (каковым позиционировала себя Советская Россия), а великой древней цивилизацией, у которой тысячелетия за спиной. А это очень дорогого стоит.

Необходимо создание (либо восстановление) практических общественных и государственных механизмов интеграции исторической метафизики в идеологическое поле. Прежде всего, эти механизмы касаются информации. Необходимо выстроить чёткую систему ориентирования народа, дачи ему однозначных и ясных информационных установок относительно его священных камней. Это должна быть догматическая система, исключающая любые попытки некорректного обсуждения или, тем более, «переосмысления» того, что сакрально. Куда ведёт такое «переосмысление» мы уже видели в 80-е годы, в период правления Горбачёва. И чем оно заканчивается, мы тоже хорошо помним.

Далее идёт система образования и воспитания. В работе с детьми и молодёжью подобная идеологическая накачка должна осуществляться наиболее активно. Здесь будет кстати и старый добрый советский опыт, и уже новые наработки, относящиеся к постсоветскому периоду. Ни о каком «негосударственном» или «независимом» образовании даже речи быть не может: во всём мире оно предназначено не только для дачи молодому поколению определённого багажа знаний, но и для закладки в него идей, позволяющих сохраняться государству и нации. К чему ведёт отделение одного от другого, мы так же уже в курсе.

И третье: работа в сфере культуры, как массовой, так и элитарной. На службу этому должно быть поставлено всё: кинематограф, интернет, печатное слово и все иные каналы коммуникации. Они все должны контролироваться для реализации информационной политики в данном ключе. Это не говорит о том, что необходимо создать «министерство правды» (хотя, на определённом этапе и такой вариант может быть актуален). Это говорит о необходимости создания информационной системы, насыщающей среду определённым нарративом. А выстроена система может быть каким угодно образом. Здесь есть только один критерий — максимальная эффективность. А подробности уже можно обсуждать.

На самом деле всё то, о чём мы говорили в этом разделе, на русском Донбассе уже начало воплощаться в жизнь стихийно. Посмотрите на Саур-Могилу. Сейчас это уже не просто памятник. Это самый настоящий храм. Священное место во всех смыслах этого слова. И святыня там — именно память предков. Саур-Могила — это символ, квинтэссенция того, о чём шла здесь речь. Но всего этого, к сожалению, мало. Критически мало. А чтобы стало достаточно, необходимо работать на уровне государственной машины. И работать эффективно, а не символически. За этим тоже надо очень внимательно следить.

В заключении этого раздела имеет смысл сказать вот что. Донбасс — это маленькая Россия. Маленький русский остров с абсолютно теми же цивилизационными кодами, что и у большого русского континента. И его историческое достоинство и историческое единство должно быть таким, как будто он и есть большая Россия. Другим оно быть не может. Потому, что существует в едином культурно-историческом пространстве Русского Мира и русского народа, и просто не существует вне его. Крайне желательно об этом помнить. И делать выводы, не взирая на нынешнюю весьма спорную политическую карту.

III. Справедливость

Причины начала революции 1 марта и её мощнейшего развития не ограничивались прямой агрессией украинских фашистов против народа Донбасса. Эта агрессия послужила спусковым механизмом для высвобождения очень многого из того, что накопилось в народной душе. А причин для гнева у неё было действительно более чем достаточно. Давайте будем называть вещи своими именами: 25 лет наш народ жил в кошмаре, где чёрное называли белым, а само понятие справедливости было осмеяно. Сделано «неприличным». И что самое чудовищное: он знал, что живёт в кошмаре. Причём, знала даже та его часть, которая просто в силу возраста не помнила той жизни, которая была до этого. И первое, чего он захотел, на секунду ощутив собственную силу — от этого кошмара избавиться. Ясным и чётко проявленным желанием народа, поднявшегося на революцию, было желание зачеркнуть то, что происходило с ним, начиная с 1991 года.

Народ потребовал социализма.

Причём, потребовал совершенно недвусмысленно. Он потребовал национализации имущества олигархов. Он потребовал народного образования и здравоохранения. Он потребовал возвращения в народную собственность всего, что создавалось всей нацией, а потом было в наглую украдено… то есть, пардон, приватизировано кучкой подонков. И потребовал построения государства в таком русле, чтобы подобное было исключено в дальнейшем. Об этом говорили все, от пенсионерок на лавочке, до солдат на передовой: мы воюем за справедливость и мы хотим социализма. На Донбассе каждый из тех, кто воевал и не воевал, об этом знает. Отрицать это — подлость и ложь.

Капитализм, как модель общества, русским народом яростно отторгается. Причём, уже не в первый раз.

Однако если кто-то полагает, что причиной такого отторжения является только желание поменять модель экономических отношений в обществе, то это его глубочайшее заблуждение. Тоже самое относится и к тем, кто думает, что острая реакция вызвана только минувшими двадцатью пятью годами. На самом деле, подоплёка у всего этого куда более глубокая. Причём, как духовная, так и историческая.

Повторимся: эта попытка построения капитализма на пространстве Русского Мира далеко не первая. Предыдущая осуществлялась, начиная со второй половины 19-го века и закончилась октябрём 1917 года. И произошло это не только потому, что народ не устроили сами капиталистические отношения. Отнюдь нет. В первую очередь это случилось из-за того, что русская культурная идентичность и капитализм несовместимы. Духовно и этически. Начнём с того, что в основе капитализма лежит не только экономика, а ещё и протестантская этика. Что было в высшей степени наглядно расписано Максом Вебером. С этической точки зрения можно совершенно определённо сказать одно: основе всей капиталистической системы лежит культ личного обогащения любой ценой. И пусть кто-нибудь рискнёт утверждать, что это не так. Тихо умирающий ныне проект Модерн, породивший капитализм, полагал человека неисправимым и фундаментально порочным существом, которое нельзя изменить и по сему его пороки надо не искоренять, а «использовать, как движущую силу прогресса». Вопрос: где здесь мораль? Если она и существует, то это весьма специфическая и весьма извращённая «своя» мораль. Сродни той, которая присутствует у бандитов, маньяков и извращенцев, у которых она тоже глубоко «своя». Все россказни о том, что «общие интересы — это сумма личных интересов», являются не более чем дымовой завесой для этой абсолютно аморальной религии жадности.

Даже если сравнить социализм и капитализм с чисто энциклопедической точки зрения, то мы увидим, что если целью социализма является «реализация идеалов свободы и справедливости», то целью капитализма является «умножение капитала и получение максимальной прибыли». Даже на первый взгляд очевидно, что между двумя этими моделями общества пропасть, в которой экономика откровенно на вторых ролях. Она — всего лишь инструмент, не более. Основная часть этого айсберга лежит в области этики.

А ещё духовности. Причём в прямом, религиозном смысле слова. Капитализм так же не появился на ровном месте. Всё в нашем мире рождается в области идей. И вырастает из идеологии определённого рода. По сути, капитализм вырос из духовной традиции кальвинизма. А её основатель, Жан Кальвин (вожак вполне одиозной тоталитарной секты периода Реформации), утверждал, что целью жизни истинного христианина является усердно трудиться для стяжания богатства. И критерием божественной благодати, в рамках его этической концепции, являлось количество денег. Чем больше денег — тем больше божественной благодати лежит на их обладателе. Тот же самый Макс Вебер несколько столетий спустя восхищался Кальвином и писал о том, что развитие этой идеи Кальвина «…одарило современного предпринимателя кристально чистой совестью, а также трудолюбивыми работниками; он же, взамен на их аскетическую преданность призванию и непротивление беспощадной капиталистической эксплуатации, давал им перспективу вечного спасения» (с). Фантастически аморальная ересь, от которой отцы-основатели всех традиционных и древних христианских церквей вполне определённо перевернулись в гробах.

В рамках капиталистического общества количество денег стало критерием «достойности» человека. Причём, даже не общественной, а экзистенциальной. Происхождение капитала, по большому счёту, значения не имело. Иными словами, если вор, убийца или мошенник стяжал богатство любым путём, включая тот, на который он вступил, то он автоматически становился столпом общества. Практически, святым. Именно эта духовная чума навязывалась русскому обществу четверть века. Нельзя сказать даже, что навязывалась она «в одном флаконе с капитализмом». Просто потому, что она и есть капитализм. А экономические отношения — всего лишь продолжение этой этики.

Излишне говорить, что со всем русским это несовместимо на уровне цивилизационного и национально-культурного ядра. И уж как минимум на уровне понимания того, что хорошо, а что плохо, и что справедливо, а что нет. И теперь нам предстоит вернуть всё на круги своя.

Восстанавливать социалистические отношения в обществе не просто. Но и не так тяжело, как некоторым кажется. Как минимум, с экономической точки зрения, война, в этом смысле — великое окно возможностей. Старой экономики больше нет. Она уничтожена войной. Просто стёрта с лица земли, вот и всё. Можно, конечно, попытаться восстановить её такой, какой она была. Только, во-первых, это будет не совсем то, чего хотели люди, которые сначала делали революцию, а потом воевали за Республику. А, во-вторых, зачем? Она не была ни эффективной, ни, хотя бы даже просто хорошей. Она была криминально-олигархической. И именно против этого, во многом, восстали люди.

Очевидно, что восстановление социализма предусматривает:
- мобилизацию экономического потенциала и постановку его в полной мере на службу государству и обществу (национализация крупных и средних промышленных предприятий и восстановление коллективных моделей в сельском хозяйстве);
- восстановление общественных фондов потребления социалистического образца (бесплатное образование и здравоохранение, и т.д.);
- ликвидировать криминально-олигархические структуры (иллюзии о том, что их можно как-то интегрировать в государственную ткань Республики, ложны и опасны для её будущего — они в любом случае будут преследовать только собственные интересы, не совместимые с тем, что хотел от революции народ).

Но это лишь часть того, что сделать жизненно необходимо. Прежде чем перейти ко второй части, мы хотим сразу чётко и ясно оговорить один существенный и важный момент. Борьба с олигархическим и антинациональным капиталом не означает борьбу с частным предпринимательством, как таковым. Частная инициатива — это такой же творческий и созидательный труд, как и всё остальное. Это надлежит помнить и понимать абсолютно. И не давать возможности врагам использовать спекуляции на эту тему в целях подрыва идеологии Республики. Такую ошибку допустил Советский Союз при Хрущёве (до него частное предпринимательство в Советской России существовало вполне себе спокойно и даже во время Великой Отечественной Войны, в разгар эпохи Сталина, большая часть сапог для Красной Армии была изготовлена именно частными артелями).

Мелкий частный предприниматель не враг народа, а соль земли. В таких государствах, как Италия, именно он тащит экономику на своей спине. Мелкий частный предприниматель — это всегда патриот и всегда труженик. Он предан своей Родине и своему народу. Мутация, которая превращает его в капиталиста и врага народа, для которого интересы транснационального капитала выше интересов Родины и народа, происходит тогда, когда он переступает определённую черту. Именно эту «тонкую красную линию» необходимо зафиксировать и сделать непреодолимым крепостным рвом. Для того чтобы исключить появление тех самых криминально-олигархических структур в будущем.

Сделать это не так уж и тяжело. Для этого необходимы две вещи: политическая воля и понимание самой сути процесса. Так в чём же причина? В чём источник опасности? Он в том, что экономическая наука определяет, как «концентрацию капитала». Превращение предпринимателя в капиталиста происходит тогда, когда его капитал достигает определённого уровня концентрации. Именно это и необходимо предотвращать. На самом деле такой механизм в современной практике существует уде лет 100 и его всего лишь нужно серьёзно перекалибровать для новых задач. Этот механизм: антимонопольное законодательство. По сути своей оно направлено на то же самое: недопущение концентрации капитала в одних руках выше определённой планки. Весь вопрос в том, чтобы переустановить саму эту планку. Сделать её не просто ниже, а существенно ниже. Ведь опасность этой концентрации состоит в том, что она неизбежно ведёт к коррумпированию и перерождению государственного аппарата. Он больше не служит ни народу, ни стране. Он служит олигархическому капиталу. Эту возможность необходимо устранить во что бы то ни стало. И сделать это нужно именно таким путём. Просто установить ограничение: цех — можно, фабрику — нельзя. Это упрочённая модель, но вполне наглядная.

Могут существовать и иные механизмы. Но для того, чтобы их найти, надо однозначно задать направления движения. Принять принципиальное решение о построении справедливой модели общества, совместимой с нашей культурой и ментальностью. Кроме социализма иной такой системы не придумано по сей день.

IV. Православие

Начало событий на русском Донбассе было обусловлено ещё одним серьёзным фактором: оно сопровождалось мощнейшим всплеском религиозности. Понятие «духовность» вдруг мгновенно перестало быть абстрактным и начало так же становиться материальной силой. Причины у этого, в общем, те же самые. Повторимся: народ пережил 25 лет кошмара. И это был не только кошмар несправедливости, но и кошмар бездуховности. Полной. Тотальной. И следующее, чего он захотел — возврата к собственным духовным основам. А они всегда заложены в религии, которую народ исповедует, и в религиозной традиции, которой он живёт. Это прошито в его культурном ядре. Это можно извлечь только вместе с душой. И это мгновенно вышло наружу. У многих приезжавших в Республику в тот период самым первым впечатлением о революционном Донбассе была накалённая религиозность людей, которая просто бросилась в глаза сразу же после пересечения границы. И всё было искренне. И всё было серьёзней некуда. Начавшаяся в Республике тогда стихийная кампания по закрытию ночных клубов, борделей, настоящий погром наркоторговли и пришлых иностранных сект — всё это было тому ярчайшим подтверждением. Этот подъём оказался так велик, что потрясена была даже Церковь. Она банально этого не ожидала и оказалась не готова. Впрочем, за это её можно простить: готов не был никто.

Вообще, упрёки, звучащие в адрес Православной Церкви Донбасса о том, что она не достаточно участвует в жизни воюющего народа, мягко говоря, не вполне справедливы. Церковь только восстанавливает здесь свои позиции, фактически, заново проводя катехизацию народа. Ещё пару десятилетий назад на весь многомиллионный Донбасс было менее десятка священников. Разумеется, на момент написания этого текста ситуация лучше, но по-прежнему далека от желательной. Тем не менее, за время войны не закрылся ни один приход (даже в разбомбленных храмах), ни один священник не уехал, бросив паству, все до одного храмы (особенно в районах и в местах, близких к фронту) стали настоящими центрами помощи населению, полюсами, вокруг которых собирались люди. Православная Церковь все эти страшные месяцы была со своим народом, чем заслужила его глубочайшее уважение. Православие не на словах, а на деле стало одной из мощнейших опор Русской Весны и так же занимает ключевое место в её идеологии.

Оговоримся, что другие традиционные конфессии, представленные на Донбассе, так же внесли свою лепту. И так же стали духовным стержнем в тех группах населения, которые к ним принадлежат. Мирное сосуществование русского Православия с ними не должно быть поставлено под сомнение ни кем и никогда. Но и ключевая роль Православия в духовной сфере Новороссии так же не должна ставиться под сомнение.

На этом фоне идеологический процесс в данном вопросе должен происходить по трём основным направлениям:
- помощь Церкви;
- борьба с духовной агрессией;
- выстраивание жизни общества в соответствии с духовным содержанием веры.

Помощь Православной церкви необходима. И речь идёт не о банальном финансировании, а о полномасштабном сотрудничестве Республики и Церкви в вопросах катехизации населения, работы с человеком и обществом. Необходимо расширение и поощрение миссионерской работы Православной Церкви во всех стратах общества, включая армию. Тема религии и духовности должна быть представлена во всех отраслях государственной информационной политики, включая военную пропаганду, которая должна сводиться не только к милитаризму, но и к духовному содержанию происходящего (опорной идеей должно стать то, что мы воюем не только за Родину, но ещё и за свою веру). Телевидение, интернет, печатные средства информации и наглядная агитация — всё должно содержать эту смысловую нагрузку в той степени, в какой она продиктована необходимостью. Необходимо создание богословских и миссионерских школ. Необходимы образовательные и воспитательные программы для детей и молодёжи. А, главное: создание инфраструктуры. Восстановление разрушенных храмов и строительство новых (разумеется, тогда, когда воюющий Донбасс сможет это себе позволить). Несколько лет назад Патриархом в Москве было сказано, что мы сейчас переживаем новое Крещение Руси. Для Донбасса, как для очень важной части русского пространства, это актуальнее, чем, возможно, для всех остальных.

Борьба с духовной агрессией — вопрос далеко не праздный и далеко не академический. Ослабление и слом традиционного Православия на русском пространстве — одна из самых приоритетных задач врага. Не менее приоритетная, чем десакрализация Великой Победы. И на территории бывшего государства «украина» такие программы осуществлялись врагом активней всего. До начала революции Донбасс, как и вся остальная территория бывшей УССР, являлся настоящим заповедником сект самого разнообразного вида и направленности. Сама эта направленность не имела значения. Ещё сто лет назад иезуитами был сформулирован принцип, согласно которому не важно, чем именно будет расшатываться Православие, важен только результат. Политика духовной агрессии против нас проводилась, проводится и будет проводиться дальше — это надо осознать, принять и действовать в соответствии с ситуацией. А действие может быть только одно: разделение конфессий на традиционные религии и секты, с последующим полным устранением последних — изгнанием и запретом на возвращение в дальнейшем. Деятельность иностранных религиозных сект на нашей территории должна быть криминализована, а их прозелитизм должен стать составом преступления. И необходимость этого продиктована не только защитой духовного пространства, но и национальной безопасностью Республики. Не секрет, что 100% данных сект напрямую управляется из-за рубежа (а большинство и вовсе из-за океана). На майдане они уже показали, что являются, фактически, прекрасно организованной живой силой, пехотой врага, которую он может использовать в любой момент. После начала войны они совершенно очевидным образом показали себя и на территории Народных Республик. Их изгнание было не только духовным актом, но и государственной необходимостью: почти все они стали вести себя, как филиал разведки врага — собирали информацию, хранили оружие, помогали диверсионным группам противника. Эта деятельность была пресечена с максимальной жёсткостью. Но сейчас они начали активно возвращаться. Допустить этого нельзя. Однако есть дополнительный, но очень важный аспект в этом вопросе. Часть неканонических религиозных сообществ протестантского типа не захотела предавать Донбасс и осталась верной Республике и её людям. Это была очень малая часть: 5-10%, не более. Но она была и есть. И эти общины должны быть защищены. Их необходимо выделить отдельным законом. Персонально. В качестве особого исключения. Они — достойные люди и патриоты. Они не должны пострадать «за компанию». Когда у нас рубят лес — часто летит слишком много щепок. Справедливо будет минимизировать их количество.

Третье направление, пожалуй, самое важное. Духовные основы общества недостаточно декларировать. По ним надо выстраивать жизнь этого общества. Прошедшая кампания по закрытию ночных клубов и борделей закончилась, а всё закрытое начало открываться снова. Если из кампаний это не перерастёт в государственную политику — то грош цена любой пропаганде. Та же ситуация и с наркоторговлей. В первые полгода Русской Весны её практически выжгли калёным железом. Жесточайшими, бескомпромиссными методами. Но она начала возвращаться. И вернётся в полном объёме. Если за неё не взяться по-настоящему принципиально. То же самое необходимо делать и в других проблемных секторах общественной жизни. Делать, а не говорить. Показывать на деле, а не на словах, что мы не только призываем людей к духовным основам, но и сами живём по ним. В противном случае всякое идеологическое действие потеряет смысл. Самая разрушительная вещь для любой идеологии — это лицемерие. Не удивительно, что в одной из мировых религий оно включено в их аналог списка смертных грехов.

V. Коллективизм

Тем, что проявилось в полной мере уже в ходе революции, было стремление народа к возрождению коллективизма — того, чем всегда традиционно отличался русский народ. Философия крайнего индивидуализма, воспетая Карлом Поппером и навязываемая нам в минувшие четверть века вместе со всеми прочими, не менее замечательными либеральными ценностями, народом принята не была. К сожалению, искусственная атомизация нашего общества зашла очень далеко и преодолевать её последствия необходимо всеобщими усилиями. Тем более что это тоже совсем не абстрактный вопрос: восстановление коллективизма — решающее условие восстановления традиционного общества с традиционными ценностями. То есть того, к чему, по сути, и стремится та идея, что начала Русскую Весну.

Коллективное начало в русском народе весьма сильно, даже не смотря на тот постмодернистский удар, который был по нему нанесён. Рано или поздно оно восстановится и на общественном уровне, хотя бы даже если просто не мешать. Но процесс восстановления будет слишком долгим и формы, в какие он может вылиться, совершенно непредсказуемы. Отсутствие предсказуемости в таком вопросе означает невозможность прогнозирования и проектирования. Чего в нашей нынешней ситуации позволять себе просто нельзя. Равно, как и большую затяжку по времени. Вывод здесь очевиден: восстановление коллективистской ментальности в обществе — идеологическая задача из числа особо приоритетных. И находится она на самом стыке идеологии и государственного строительства. Потому, что саму структуру государства необходимо отстраивать именно исходя из этого. Необходимо отстраивание модели государственного и политического устройства, которая наиболее полно обеспечивала бы реализацию тех идей, которые принесла весна 2014 года. Ведь бесполезно приучать людей к коллективизму, не приучая их к ответственности.

Как минимум, это влечёт за собой отказ от системы т. н. «западной демократии». Она просто не в состоянии реализовать то, что необходимо реализовать. Она не рассчитана на коллективистски ориентированное общество. По одной простой причине: она выстроена на принципе «проголосовали и забыли на несколько лет». Это развивает у народа безответственность и инфантильность и, по сути, делает его не способным поддерживать идейные основы общества самостоятельно. Но главная неразрешимая проблема западной модели в том, что концепция «прав человека» в ней абсолютизирована. В её рамках права одного индивида становятся приоритетней прав всего общества, что ведёт к полному разрушению общественной ткани. Что отражается и на структуре государственного устройства. Для нашего общества такое совершенно неприемлемо.

С нашей точки зрения необходим постоянно действующий механизм, обеспечивающий реальное участие общества в управлении государством. Механизм, основанный на том самом коллективизме. Сознательно не будем использовать затасканное слово «соборность». Хотя, оно сюда подходит лучше всего. На мой взгляд, наиболее близка к этому была система советов, действовавшая в Советской России в первое десятилетие её существования. Она представляла из себя единый вертикально и горизонтально интегрированный механизм прямого народовластия. Через который общество действительно имело возможность не просто управлять государством — оно само являлось государством. Первичным субъектом власти в таком обществе должна являться местная коммуна. Которой должны быть отданы максимальные полномочия по самоуправлению, вплоть до правоохранительных функций (система шерифов, избираемых населением, здесь была бы весьма кстати, а старых участковых инспекторов вполне можно переориентировать на иные функции — им может быть отведена роль «законников» при шерифах, осуществляющих надзор за их деятельностью с этой точки зрения). И с опорой на эту коммуну должна выстраиваться вся властная пирамида. Как, собственно, и происходило в России в первые годы советской власти. Грубо говоря: можно подкупить 450 депутатов государственной думы — а как ты подкупишь весь народ? Да никак. Очень похожая система существовала в Ливии при Каддафи. И показывала блестящие результаты. По нашему мнению, именно государственная модель такого плана может наиболее полно обеспечить реализацию того, ради чего наш народ взялся за оружие.

Кроме того, имеет смысл сохранить систему постоянно действующего народного ополчения, как костяка гражданского общества: ты защищаешь Родину — ты управляешь страной. Первичные структурные единицы ополчения также можно привязать к местным коммунам, что, тем более, послужит усилению чувства ответственности, а также коллективному сплочению и общественному слаживанию народа.

Может быть разработан и применён ещё целый комплекс мер той же направленности, но основная цель здесь одна и ей подчинено всё: создание крепкой общины, как основы общества. Того, что во всех языках Ближнего Востока называется словом «махаля». А мы условно именуем «коммуной». Именно такое общество является устойчивым к внешнему воздействию. Именно такое общество обладает мощными внутренними механизмами саморегулирования и самовосстановления. Именно такое общество максимально быстро мобилизуется для исполнения любых задач.

И именно его строительство является реализацией идей коллективизма, поднятых на поверхность восстанием народного духа 1 марта 2014 года.

Заключение

Таковы основы идеологии Русской Весны. Их можно разделить на две неравные части. Первая — это то, что озвучено в самом начале. В первом пункте. Национальное Воссоединение — это именно то, что послужило главной причиной русского восстания и революции 1 марта. А все остальные пункты — это нечто более глубинное. Это, по сути, краткое описание нашего культурного, цивилизационного и духовного кода. И весной 2014 года сам этот код восстал. Он поднялся на борьбу вместе с народом, хранящим его в своей душе.

Маленький русский остров Донбасс способен выдержать любые штормы. Но что бы ни происходило, надо помнить: он никогда не был и не будет сам по себе. Излишне говорить, что если он падёт, то весь Русский Мир окажется под его руинами. Но прежде всего он — часть великого русского континента, на соединение с которым его толкают тектонические процессы истории. Наш народ должен воссоединиться. Наша Родина должна воссоединиться. Мы обязаны восстановить то, что долгие века созидали наши предки. Это наш долг. И мы обязаны сделать то, чего он от нас требует.

Источник: http://evrazia.org/article/2831