Перебазирование ополченцев во главе со Стрелковым в Донецк и последующие медийные скандалы выдавили из фокуса внимания ряд немаловажных новостей. В руководстве Новороссии произошли кадровые перестановки, и ускорился процесс формирования новых элит.
От симуляции к деятельности
На начальном этапе восстания Донецк опережал Луганск по скорости создания управленческих структур, однако теперь луганчане взяли реванш. Всё дело в том, что степень влияния местных луганских элит на ход восстания была куда меньше, чем в Донецке. Донецкие элитарии оказались не только профессионально непригодными, но и неспособными осознавать изменившиеся реалии политической жизни на руинах Украины.
Таким образом время, которое выиграл Игорь Иванович, перемалывая силы Киева под Славянском, утеряно по причине неадекватности новых элит Новороссии. К счастью, катастрофа не наступила, и теперь прорехи в обороне спешно латаются, а просчёты в управлении исправляются.
В то же время в ЛНР проблем с низкой управляемостью не наблюдалось, так как вся полнота власти находилась в руках главы республики — Валерия Болотова. А потому руководство республики серьёзно продвинулось в деле выстраивания вертикали власти и уже заканчивает формирование банковской системы республики.
Итак, к середине июля на Донбассе полностью прекратили своё функционирование доставшиеся республикам в наследство от Киева органы государственной власти. На их место пришли внесистемные управленцы из народа. Сама же структура органов местного самоуправления не претерпела изменений и продолжает действовать в прежнем виде. В свою очередь система государственного управления проходит этап коренной перестройки: к вновь созданной гражданской администрации добавилась военная. Теперь в зоне боёв вся полнота власти находится в руках полевых командиров.
Как показал первый этап государственного строительства, управленцы из народа не обладают необходимой квалификацией и опытом, а потому на втором этапе построения Новороссии часть из них была заменена квалифицированными «варягами».
И пришли «варяги»
Из последних наиболее значимых назначений, ставших известными общественности, стоит отметить смену состава кабинета министров в ЛНР и назначение вице-премьером Владимира Антюфеева, бывшего шефа КГБ Приднестровья. В его компетенции: курирование правоохранительных органов, создание в ДНР структур госбезопасности и формирование органов юстиции. Примечательно, что 8 июля, накануне назначения Антюфеева вице-премьером, ополченцы взяли под контроль здание МВД в Донецке, а весь личный состав милиции был приведён к присяге на верность ДНР. Данный факт подчёркивает появившуюся координацию между ведомствами ДНР и спешное исправление просчётов, допущенных на первом этапе восстания.
Кроме того, небезынтересным является руководящий состав Совмина Луганской народной республики. Так, пост главы правительства занял Марат Баширов — политконсультант, гражданин РФ, работавший в начале 90-х в органах МВД г. Ижевска. Примечательно, что Баширов в 2011–2012 гг. признан лучшим специалистом по связям с органами государственной власти в электроэнергетической отрасли. Именно обеспечение жизнедеятельности города и назвал Баширов своей главной задачей. Бывший глава Совмина Василий Никитин в новом правительстве будет курировать вопросы социальной политики. Финансами республики будет ведать Дмитрий Семёнов, гражданин РФ, занимавшийся созданием финансовых систем в Абхазии и Южной Осетии. Работой с профсоюзами будет заниматься бывший «регионал» и депутат облсовета Олег Акимов, которого приняли в руководящий состав республики.
Таким образом, высшие руководящие посты в двух республиках занимают варяги — граждане Российской Федерации. Примечательно, что высшие должностные лица ДНР (И. Стрелков, А. Бородай, В. Антюфеев) лично знакомы, ранее проживали в Москве и прошли войну в Приднестровье. Луганской народной республикой руководит В. Болотов, никак не связанный с местными элитами, а на жизненно важные посты в правительстве назначены компетентные управленцы из РФ.
Полагаю, что данные кадровые назначения свидетельствуют не только о солидных дружественных связях А. Бородая, но и об осознании руководителями республик стоящих перед ними вызовов, а также о поддержке восстания из Москвы. По крайней мере, республики получили то, чего им отчаянно не хватало: грамотных управленцев с опытом преодоления кризисных явлений и создания государственных институтов.
Итак, после данных кадровых назначений управляемость и выживаемость Новороссии повышается, что даёт им существенное преимущество перед Киевом, в котором также происходят кадровые метаморфозы.
Лояльность и деньги против идеи
На первое место в разгорающемся противостоянии между П. Порошенко, И. Коломойским и Ю. Тимошенко выходят кадры. Именно от способности сторон взять под контроль ключевые посты в республике, назначив на них верных соратников по борьбе, зависит выживание каждого из претендентов на киевский престол.
И если Порошенко связан по рукам и ногам отсутствием полномочий и необходимого количества «штыков» в парламенте, то Коломойского ограничивает только формальное пребывание отстраиваемого им квазигосударства в составе Украины. Тимошенко же пытается сохранить своё влияние, используя подковёрные игры. Впрочем, переход Порошенко в атаку на позиции Каганата может вынудить Коломойского начать обособление подконтрольных ему областей в отдельное государство.
Примечательно, что Коломойский, как и Порошенко, назначает управленцев на должности, руководствуясь не принципами профессионализма, а лояльностью. При этом лояльность бюрократа своему патрону отнюдь не означает наличие у чиновника необходимых навыков и должного уровня профессионализма. А с ним как раз проблемы — что в Евромайдане, что в Каганате. Министр обороны Галетей, например, не способен грамотно руководить вооружёнными силами, а кандидат на занятие должности главы райадминистрации от Каганата с 7-ю судимостями не сможет управлять вверенной ему территорией. На этом фоне О. Ляшко в кресле военного коменданта Донбасса смотрится даже органично. Но такие пустяки пока никого не волнуют: исход междоусобицы Киева и Днепропетровска куда важнее.
Пока государственная машина Киева худо-бедно существует за счёт запаса прочности, унаследованного от УССР. После неизбежного дефолта государственные институты (как в Евромайдане, так и в Каганате) прекратят своё существование. Если, конечно же, Коломойский не решит ускорить процесс и окончательно обособиться от Киева. Примечательно, но Киев, в отличие от Новороссии, обременён социальными обязательствами: высока вероятность того, что гнев среднестатистических киевлян в случае дефолта будет обращён на Порошенко. Перед элитами Новороссии также стоят вызовы социальных обязательств, но население понимает всю сложность переходного периода и относится к новым элитам лояльнее.
Рождение новых элит
Подводя итоги, стоит заметить, что на наших глазах разворачивается гибель выродившихся элит постсоветской Украины и их вытеснение новыми элитами, костяк которых состоит из пришлых управленцев — «варягов». Кроме того, большинство лидеров первого этапа восстания, к сожалению, оказалось неспособно к управлению республиками. Впрочем, в этом нет ничего удивительного и постыдного: созидание качественно отличается от разрушения, в котором поднаторели украинские элитарии, а потому у лидеров первой волны просто не было необходимого управленческого опыта.
Ключевыми критериями попадания в элитарную обойму Новороссии будут не столько лояльность лидерам, сколько профессионализм и верность идее построения Новороссии на обломках Украины. При этом происходит ломка всех существующих традиционных схем, что выражается, в частности, в девальвации роли олигархата. По мере расширения региона восстания и присоединения к Новороссии новых регионов стоит ожидать дополнительного кадрового пополнения из России, а также постепенного подтягивания оставшихся толковых управленцев из числа граждан бывшей Украины.
Что же касается государственной машины Киева, то дни её сочтены: государственный аппарат Евромайдана напоминает автомобиль, лишённый управления. А значит, впереди авария или разборка на запчасти.