Соглашения об отводе вооружений на самом деле появились еще в процессе подписания минских договорённостей в рамках «Минска-2».
То, что сейчас это положено на бумагу, конечно, хорошо, но до тех пор, пока это не подписано, это не прорыв.
Многое подписано и не выполняется, и сегодня, по большому счету, в практической плоскости ничего не изменилось. И соглашение пока не подписано, а только составлено.
Но это заседание контактной группы, с моей точки зрения, является знаковым и, может быть, даже рубежным в другом отношении.
Раньше Россия была одиноким борцом за справедливость, а против нее коллективно выступали Франция, Германия, ОБСЕ и Украина. А сейчас, когда выходит представитель ОБСЕ и заявляет, что, к сожалению, не удалось подписать соглашение об отводе артиллерии калибром менее 100 мм – это говорит о том, что вина падает на Киев.
Киев начинает противопоставлять себя коллективной позиции. Все остальные стороны были готовы подписать документ, просто Киев заблокировал подписание (Порошенко уже дал согласие подписать соглашение об отводе вооружений калибром меньше 100 мм — РВ).
Если эта коллективная позиция сохранится и дальше, то рано или поздно Украина рискует оказаться в полной изоляции, в том числе и на этих переговорах. А в ситуации, в которой сейчас находится Украина, она никак не может себе позволить остаться без союзников, без партнеров, без поддержки. Поэтому украинским властям есть о чем подумать.
Что касается вопроса о политическом урегулировании, то здесь, с моей точки зрения, есть две проблемы: внутреннее положение Киева и его внешнеполитическое положение.
С внешнеполитической точки зрения, конечно, ему стоило быстренько пойти на уступки, поступить, как его учили американцы: давайте формально решим какое-то количество вопросов, но на самом деле ничего выполнять не будем, и всё будет хорошо.
Но дело в том, что с точки зрения своего внутриполитического положения, Киев очень ограничен в каком-то конструктивизме.
Мы видели, как в Раде с трудом продавили голосование даже по ничего не значащим поправкам к Конституции, которые предлагал Порошенко. Еще Петр Алексеевич совершенно честно говорил, что ничего не меняется, никакого особого статуса Донбасс не получает. И закон об особом статусе вообще никогда не вступит в силу, потому что там написано, что вначале Донбасс должен капитулировать, а уже потом можно говорить о каком-то особом статусе. И, тем не менее, Рада не хотела голосовать.
Сейчас разного рода нацистские батальоны, и громче всех «Правый сектор»*, бьются в истерике по поводу того, что надо денонсировать «Минск», давят в этом отношении на Порошенко. Он находится под двойным давлением: с международной, внешнеполитической точки зрения на него давят с требованием выполнять «Минск» и ускорять это выполнение, а с точки зрения внутриполитической на него давят с требованием вообще отказаться от «Минска».
И ни тут, ни там у него нет достаточных возможностей, чтобы как-то или противостоять этому давлению, или эффективно маневрировать.
Поэтому фактически киевский режим оказался сейчас в патовой ситуации. Порошенко, может, и хотел бы этот «Минск» выполнять, но не может, и своих внутриполитических оппонентов он задавить не может.
Мне представляется, что в такой ситуации есть больше оснований ждать каких-то очередных потрясений на Украине, чем конструктивной позиции Киева на переговорах.
А международное давление в такой ситуации должно усиливаться. Можно ожидать усиления этого давления, но вряд ли можно ожидать от Киева конструктивной позиции.