В России начинается тестирование подключения нескольких отечественных банков к российскому операционному центру. Работа ведётся АО «Национальная система платёжных карт» (НСПК), которая предоставляет собственную технологическую платформу, способную обрабатывать банковские операции, в том числе и с осуществлением транзакций различных международных платёжных систем.
На данный момент в тестах на подключение своих баз к операционному центру НСПК участвуют банки, многие из которых находятся под западными санкциями. Речь идёт о таких банках как «ВТБ24», «Газпромбанк», банк «Россия», «Альфа-банк», «СМП-банк», УБРР («Уральский банк реконструкции и развития»), «Росбанк».
Нужно напомнить, что Национальная система платёжных карт своему появлению и активному вовлечению в жизнь банковского сектора страны обязана в первую очередь именно антироссийским санкциям. Как только появились первые заявления о том, что Запад готов пойти на блокировку использования россиянами карт платёжных систем VISA и MasterCard, а также на отключение России от системы SWIFT, власти России совместно с Центральным Банком стали обсуждать тему поэтапного перевода российского банковского сектора на отечественную платёжную систему, функционал которой будет аналогичен ведущим платёжным системам национального и международного уровня Европы, Юго-Восточной Азии и Северной Америки.
В Федеральном законе №112-ФЗ появилось дополнение в виде главы 4.1, которая так и называется: Национальная система платежных карт.
В этой главе, в частности, определяется целесообразность создания российской платёжной системы и приводятся определённые механизмы её функционирования.
Из ст.30.1:
[i]Целью организации национальной системы платежных карт (далее — НСПК), являющейся платёжной системой, созданной и функционирующей в соответствии с настоящей главой, является обеспечение бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств.[/i]
Из ст.30.2:
[i]Оператор НСПК создается в форме акционерного общества (… )При образовании оператора НСПК 100% его акций принадлежит Банку России.[/i]
Как сообщается, если тестирование пройдёт успешно, то создание полноценной платёжной системы национального образца с процессингом на базе отечественной площадки будет завершено до конца марта 2015 года. При этом сотрудники НСПК заявляют, что система реализована на основе используемых российскими и другими банками стандартов, чтобы банки не испытывали проблем, связанных с возможным переводом на новые варианты стандартизации. Другими словами, система будет работать примерно по тем же принципам, по которым работают эксплуатируемые в России зарубежные платёжные системы, но при этом главный операционный центр будет находиться именно в России.
В настоящее время ожидается реакция от владельцев тех зарубежных платёжных систем, которые сегодня являются наиболее популярными в банковском секторе России. Речь об уже упомянутых VISA и MasterCard.
Теоретически российские банки и клиенты российских банков в случае реализации программы российской платёжной системы будут избавлены от многочисленных рисков, связанных с возможностью зарубежного вмешательства (на основании санкций или на основании известного кипрского варианта, когда по указке извне кипрские банки были вынуждены «поделиться» частью вкладов своих клиентов). Всё это здорово в плане весьма своевременного ответа на экономические санкции в отношении России – шаг в сторону реальной независимости как самого банковского сектора, так и его операционной составляющей.
Однако есть и некоторые подводные камни. Один из этих подводных камней просматривается в указанной выше статье 30.2 о Национальной системе платёжных карт. Речь о принадлежности 100% акций АО «НСПК» Банку России (Центробанку). Вроде бы ничего странного. А кому же ещё вручать «пульт управления» НСПК, если не Центробанку? Но есть нюанс. Нюанс связан со статусом Банка России, который в его отношении прописан в Конституции и в Федеральных законах РФ.
Согласно ч.2 ст.75 Конституции РФ, Центробанк осуществляет свои основные функции независимо от других органов государственной власти.
В то же время в ст.9 №86-ФЗ от 10 июля 2002 года говорится:
[i]Банк России может участвовать в деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка, в том числе развитием сотрудничества между центральными банками и (или) соответствующими регулирующими (надзорными) органами (организациями), а также участвовать в деятельности объединений, не имеющих статуса организации (в том числе форумов, групп, комитетов.[/i]И ещё в этом законе: из ст.1 –
[i]Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.[/i]
Из ст.2 –
[i]Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
И ещё:
[i]Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства.[/i]
В ст.5 №86-ФЗ от 10 июля 2002 года говорится, что ЦБ подотчётен Госдуме.
Подотчётен то он, может, и подотчётен, но при этом весьма и весьма самостоятелен. Вдобавок имеет возможность участвовать в деятельности международных организаций, направление работы которых отследить крайне сложно.
В итоге в России вроде бы формируется национальная платёжная система с собственным процессинговым центром как ответ на антироссийские санкции, но вот насколько эта система будет реально национальной, и насколько будет обслуживать национальные интересы? Не получится ли так, что за громкими словами о собственной платёжной системе, основанной на параметрах уже работающих в России международных систем, речь в конечном итоге пойдёт о камуфлированном использовании западных вариантов с процессинговым центром, контролируемым «оттуда»? Хотелось бы думать, что этот скепсис ничего общего не имеет с реальностью, что система действительно призвана защищать исключительно национальные интересы.
В принципе результат буден ясен уже в скором времени. Если та же VISA по поводу создания и развития НСПК под контролем ЦБ РФ и словом резким не обмолвится, то «это ж неспроста»…
Дай бог, чтобы все авторские рассуждения о странностях роли Центробанка в этом процессе оказались полностью несостоятельными.