Госкорпорация «Росатом» в рамках целевой программы «Ядерная радиационная безопасность-2» до 2020 года планирует утилизировать все списанные суда технического обслуживания и плавбазы атомного флота.
Этой глобальной проблеме особое место было уделено на VIII региональном общественном форум-диалоге «70 лет российскому атому. Национальный интерес, экология, безопасность», который проходил в 2015 году в Челябинске. Тогда Сергей Кириенко констатировал, что Росатом завершает утилизацию списанных подводных лодок. В числе важных проектов «обращения с атомным советским наследием» Сергей Кириенко назвал создание на ПО «Маяк» технологии и оборудования для переработки уран-бериллиевого топлива атомных подводных лодок проекта 705 «Лира».
1 ноября 2016 года после реконструкции и модернизации на радиохимическом заводе «Маяк» в Челябинской области была пущена в эксплуатацию третья технологическая нитка по переработке отработавшего ядерного топлива. Технологическая нитка получила расширенные возможности, позволяющие перерабатывать ОЯТ ВВЭР-1000 и ОЯТ в пеналах. Это знаковое событие не только для предприятия, но и всей атомной отрасли России.
Подготовка к переработке уран-бериллиевого топлива на третьей технологической нитке заняла около 5 лет. И включала в себя не только глобальную работу по модернизации оборудования, но и разработку уникальной технологии переработки ОЯТ, отверждения радиоактивных отходов, создания уникального технологического обеспечения всех технологических процессов.
«Только надёжное определение количества бериллия в технологических средах и в получаемом высокорадиоактивном стекле может гарантировать высокие экологические показатели процесса переработки и исключительно высокие показатели безопасности остеклованных РАО на сотни и тысячи лет вперёд»,
— отметил Евгений Макаров, директор радиохимического завода.
Теперь третья технологическая нитка универсальна. Она сможет перерабатывать не только «классическое» топливо реакторов ВВЭР-440 с зарубежных и российских АЭС, которое и раньше многие годы брал на регенерацию «Маяк», а теперь ещё и крупногабаритные сборки реакторов ВВЭР-1000 и многие другие виды ОЯТ.
Источник: http://sdelanounas.ru/blogs/86351/