Путин и Правительство – возрождение ВПК

Все мы помним недавние крымские события. Вежливые люди на российских военных базах, в новой форме, уверенные в себе, с новейшей техникой и вооружением. Для сторонних наблюдателей, которые годами говорили, что ничего в армии не делается и она разрушена, это преображение оказалось шоком, сродни восстанию феникса из пепла, особенно после разрухи 90-х. Появление Российских ВКС в небе Сирии вообще заставило замолчать всех, кто давно кричал, что все потеряно. Новые и модернизированные самолеты, прекрасная выучка пилотов. Но ведь мы прекрасно знаем, что в 90-е ситуация в армии была печальной, а в 2000-х армию растаскивали известные персонажи, которых досрочно освобождают.
Как же получилось так, что в промежутке с 2010 по 2015 Российская армия так преобразилась? Видимо, мы чего-то не замечали. Давайте разбираться, что же происходило.

Создание новой техники для нужд вооруженных сил, передовые научные разработки и опытно-конструкторские работы возможны только при наличии сильного военно-промышленного комплекса (ВПК). Не просто набора различных предприятий, производящих патроны, бомбы и автоматы, а четко организованного по отраслевому принципу, замыкающегося на высшее руководство страны сегмента экономики.
В СССР подобная система была. Это были 9 промышленных министерств (например Минсредмаш, которому было подведомственна разработка и производство атомного оружия), в основном и производящих весь перечень оборонной продукции. Они замыкались на Военно-промышленную комиссию Совета Министров и оборонный отдел ЦК КПСС. Я характеризую эту систему буквально в трех словах. Интересующимся необходимо прочитать прекрасную книгу «Отечественный военно-промышленный комплекс и его историческое развитие» под редакцией Олега Дмитриевича Бакланова и Олега Константиновича Рогозина (отца Дмитрия Олеговича Рогозина, пошедшего по стопам отца), в которой прекрасно продемонстрировано как был устроен ВПК СССР и почему он был эффективен.
После распада Советского Союза начались процессы ликвидации отечественной экономики и в первую очередь – промышленности. Были ликвидированы отрасли как структуры под единым управлением, предприятия акционированы и каждому из них предоставили «возможность» выживать как получится. Ключевые отрасли и заводы были переданы в управление «эффективных менеджеров». В результате такой «продуманной» политики к началу 2000-х сырьевые и другие, особенно прибыльные отрасли экономики, оказались в руках олигархов – нефтянка, ТЭК, добыча полезных ископаемых…
Менее «рентабельным» с точки зрения «эффективных управленцев» отраслям повезло меньше. Их начали просто растаскивать. За редким исключением, это коснулось приборостроения, электронной промышленности, судостроения, части ВПК и многих других отраслей. Это было обусловлено тем, что продукция этих отраслей не нужна была в тех условиях, которые создали реформаторы в стране. Нефть и ресурсы нужны, их можно продать за доллары, а сложные отрасли промышленности не очень – они были конкурентами западных корпораций и поэтому подлежали уничтожению. Закупки техники для армии, флота – которые были одними из главных потребителей сложной техники, практически прекратились. Нескольких индустрий в стране просто не стало.
Вот примерно в таком состоянии принял страну и ее экономику В. В. Путин в 2000 году. На протяжении первого президентского срока (2000 – 2004) Владимиру Владимировичу приходилось заниматься «тушением пожаров»: война в Чечне, пресечение попыток расколоть страну. К концу срока удалось начать процесс возвращения ресурсо-добывающих отраслей, в первую очередь, нефтедобывающей, в орбиту государственного регулирования (знаменитое дело Юкоса). Этот процесс продолжился в годы второго президентского срока (2005 – 2008). Тем временем «эффективные менеджеры», пользуясь обстановкой, продолжали растаскивать наукоемкие индустрии промышленности и машиностроения. Именно это и объясняет тот факт, что ряд заводов закончили свою жизнь уже при Путине.

В 2006 – 2007 году Владимир Владимирович сумел, наконец, непосредственно приступить к процессу спасения остатков советской промышленности. Причем подошёл он к этому вопросу достаточно тонко. Напомню, что в эти годы, как и сейчас, в экономический блок Правительства был представлен в основном либералами. Дружным хором они глаголили о свободном рынке, эффективности частного и неэффективности государственного, повторяя как заклинание многочисленные рыночные мантры. Правительство, как и сейчас, напрямую управлением и развитием промышленности не занималось. А занималось в основном «разработкой политики, контролем и координацией» в установленной для них сфере деятельности. То есть, фактически – не управляло развитием стратегических отраслей, как это было в СССР, где существовали отраслевые министерства: министерство судостроительной промышленности, министерство тяжелой промышленности, министерство средней промышленности и многие другие. Понятно, что воссоздать их в прежнем виде было нельзя. Но, вместе с тем, отрасли, которые требовали спасения, создавались именно в СССР и были эффективны только в едином управленческом механизме.

Что сделал Путин?

В 2006-м начинается формирование крупных государственных холдингов, объединяющих важнейшие предприятия по отраслевому признаку. Назову лишь некоторые. В феврале Президент подписал Указ о создании «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК). На пост председателя Совета директоров компании была предложена кандидатура Сергея Иванова (тогда министр обороны). Корпорация вошла в состав акционеров большинства авиастроительных предприятий и конструкторских бюро – «Сухой», «Ильюшин», «Антонов» и другие. Не знаю как Вам, а мне очень напоминает Министерство авиационной промышленности СССР. Что нам говорят апологеты свободного рынка? Государственная собственность неэффективна, а государство в экономике только мешает. Но, судя по фактам, они ошибаются – в 2014 году ОАК на треть увеличила выручку. Лучшего, за последние годы, достиг показатель поставки гражданских самолетов – 37 единиц (всего в 2014 построен 161 самолет). Для сравнения, в 2007 их было построено семь. Динамика весьма положительная.
В 2007-м году Указом Президента создается «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). В нее тихо и незаметно входят основные судостроительные и судоремонтные мощности страны, оставшиеся после разгрома 90-х. Применим тот же либеральный критерий оценки «неэффективности». Назовем просто две цифры – в 2008 году убыток ОСК составил 8 млрд. рублей, в 2009 году чистая прибыль — 92 млн. рублей. Рост к началу 2010 года составил 62%.
Параллельно с объединением отраслей по существующим правилам, была начата процедура создания новой организационно-правовой формы для объединения отраслей – государственная корпорация.

Прежде чем говорить о том, что это такое, скажу зачем, на мой взгляд, нужно было создание такой организационно-правовой формы. Мало кто знает, но Президент напрямую осуществляет непосредственное руководство следующими министерствами и ведомствами:

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации;
  • Министерство обороны Российской Федерации;
  • Министерство юстиции Российской Федерации.

Подведомственны Президенту и ряд «интересных» федеральных служб:

  • Служба внешней разведки Российской Федерации;
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации.

Мы видим ярко выраженный «силовой блок» Правительства. Остальные министерства и ведомства, весь экономический блок находятся в непосредственном подчинении Председателя Правительства. Теперь Вы понимаете, почему внешняя политика настолько успешна и не успешна политика внутренняя?
Но вернемся к теме статьи. Так вот, создавая объединенные корпорации в форме ОАО, возникла другая сложность. Акции принадлежат государству. Но ведь государство — это абстрактное понятие. Управлением этим имуществом занимается Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или «Росимущество». Это агентство подведомственно экономическому блоку Правительства под руководством Председателя Правительства. Вы уверены, что это агентство будет хорошо управлять оборонными отраслями? Не знаю, был ли уверен в этом Владимир Владимирович, просто посмотрим на его действия. Встал вопрос, как подчинить эти отрасли «силовому блоку» во главе с Президентом, минуя остальное Правительство. Поэтому, в мае 2007 года в законодательство были внесены изменения, было актуализировано понятие «Государственная корпорация». Так, по закону, Государственная корпорация — это некоммерческая организация (из чего следует, что ее основная задача – не получение прибыли, а нечто другое). Имущество государственной корпорации передается Российской Федерацией в собственность госкорпорации и не является государственной собственностью. Контроль за собственностью осуществляет Счетная палата РФ. Деятельность каждой корпорации регламентируется отдельным федеральным законом. Государственные корпорации не обязаны отчитываться перед государственными органами. На них не распространяются положения закона о банкротстве. Вообще, стоит почитать, если не законы, то хотя бы статью о госкорпорациях в википедии. Очень интересно.
Создание госкорпораций позволило вывести из-под контроля экономического блока Правительства важные отрасли экономики и подчинить их напрямую «силовому блоку». Своего рода экономическая опричнина.
Теперь перейдем к самим корпорациям. В 2007 году были созданы важнейшие из них:

  •  Государственная корпорация «Росатом». Объединила более 360 предприятий атомной отрасли. В состав «Росатома» входят все гражданские атомные компании России, предприятия ядерного оружейного комплекса, научно-исследовательские организации, а также атомный ледокольный флот. «Росатом» фактически вобрал в себя все функции и предприятия Министерства среднего машиностроения СССР. Высшим органом является наблюдательный совет. Интересен его состав. Из 9 членов минимум 4 человека представлены чиновниками, подчиненными Президенту. Думаю, не нужно объяснять, что корпорация, производящая ядерное оружие для нашей страны имеет колоссальное значение и контроль над ней очень важен.
  • Государственная корпорация «Ростех». Корпорация включает более 700 предприятий и организаций, из которых сформировано 15 холдинговых компаний (9 в оборонных отраслях и 6 в гражданских):
    • АО «Вертолеты России»
    • АО «УК «Оъединенная двигателестроительная корпорация»»
    • ОАО «Объединенная приборостроительная корпорация»
      ОАО «НПО „Высокоточные комплексы“»
    • Холдинг «Технодинамика»
    • АО «Концерн Радиоэлектронные технологии»
    • АО «Росэлектроника»
    • ОАО «РТ-Химкомпозит»
    • АО «Станкопром»
    • ОАО «НПК «Технологии машиностроения»
    • ОАО «РТ-Авто»
    • Холдинг «Швабе»
    • ОАО «Концерн „Калашников“»
    • «Национальная иммунобиологическая компания»
    • Концерн «Автоматика»

Наблюдательный совет управляющий корпорацией включает 9 человек, из которых 6 – чиновники из ведомств, подчиненных Президенту. Оборот корпорации в 2014 году составил почти триллион рублей. К примеру, в 2009 году выручка составила всего 511 млрд. рублей. В 2009 году чистый убыток корпорации составил – 61 млрд. рублей. Уже в 2010 была получена прибыль в 15 млрд. рублей. Вот тебе и «неэффективность» организующей роли государства…
Именно «Ростех» осуществляет производство и экспорт наших систем вооружения (в состав корпорации вошел Рособоронэкспорт). «Ростех» производит новейшие системы радиоэлектронной борьбы, которые поразили США и другие страны НАТО своей эффективностью. «Ростех» осуществляет производство вертолетов, двигателей, важнейших систем электроники и многое другое. Полностью перечислить то, чем занимается корпорация в рамках данной статьи не возможно, да и не нужно. Вдумчивый читатель сделает это сам. Скажу только то, что эта корпорация стала восстанавливать высокотехнологичную промышленную базу страны и вобрала в себя важнейшие оборонные отрасли, с развитием которых собственно Правительство не особенно спешило.
Таким образом, невооруженным глазом видно, что еще в 2007 году высшее политическое руководство страны прекрасно понимало, к чему идет дело и к чему ведет запад.
Еще до войны 08.08.08 началась подготовка к перезапуску того, что минимально было необходимо для восстановления мощи наших вооруженных сил – ВПК России. Сделано это было практически «в обход» экономического блока Правительства, максимально снизив его влияние на процесс. Зачем? Здесь предполагать можно разное. На мой взгляд, именно сейчас ответ очевиден как никогда. В ситуации увеличивающегося давления на нашу страну, экономический блок Правительства, как бы помягче сказать, занят не тем, чем следовало бы. Поэтому оставлять в его власти в самое сложное время такую сферу, как ВПК, было просто не разумно. Контроль над этой сферой должен иметь Верховный главнокомандующий.
Надеюсь, у меня получилось ответить, почему Россия демонстрирует явные успехи во внешней политике, в военном производстве, экспорте оружия, перевооружении своей армии. Все дело в том, что большая часть ВПК организована и управляется «силовым блоком», минуя нормы «рыночной эффективности».

Источник: http://nstarikov.ru/blog/62800