Проблемы высшего образования

ОбложкаКак известно, функция университета состоит в том, чтобы воспитать всесторонне и гармонично развитую личность. Обучение студента в ВУЗе включает умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и правовое воспитание. Высшее образование играет ключевую роль в социально-экономическом развитии страны. Университеты выполняют очень значимую культурную функцию в обществе, являются фактором его духовного оздоровления. ВУЗ — это место проявления и закрепления творческих способностей молодых людей, передачи опыта от старшего поколения к младшему.

1. Забюрокраченность учебного процесса

В первую очередь, это постоянное переделывание локальных документов в связи изменением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов). Парадокс заключается в том, что само понятие «стандарт» предполагает длительное использование документа в качестве нормативного образца или эталона. Мы, например, не можем себе представить, чтобы государственный стандарт (ГОСТ) на кирпичи менялся каждый год с изменением его размеров, состава и проч. Это внесло бы неразбериху в строительный процесс. Так почему это допускается в образовании? Другими формами отчёта являются: дневники куратора, анкеты куратора, отчёты куратора, анкеты преподавателя с 80 показателями работы для выполнения. Обязательным является посещение различных курсов повышения квалификации, в половине случаев сомнительного качества. По словам профессора кафедры гуманитарных наук Алтайского государственного медицинского университета (г. Барнаул) Е. В. Ушаковой, происходит «изнасилование педагогов бумагами». В результате, педагогам не остаётся времени для работы со студентами, написания научных статей, выполнения аккредитационных показателей – статьи ВАК, НИР (которые тоже требуют в обязательном порядке). В результате сокращения части обслуживающего персонала кафедр, часть обязанностей, в виде мелкой канцелярской работы, также распределяется между преподавателями.

2. Низкая заработная плата профессорско-преподавательского состава

Оклад доцента, кандидата наук в алтайских ВУЗах составляет 14 800 руб. Это примерный уровень зарплаты кондуктора в трамвае или 18-летней девушки-продавца без высшего образования. Оклад преподавателя без учёной степени и того меньше – 10 800 руб. (ниже только оклад дворников). Для сравнения: в советское время зарплата доцента с учёной степенью составляла 320 руб. при средней зарплате по стране 120 руб. Сегодня наши педагоги держатся, что называется, на любви к профессии, но и это имеет свои пределы. Как говорил Маркс, «бытие [тоже] определяет сознание». В этих условиях преподаватели вынуждены искать дополнительные заработки на стороне, часто совсем не связанные с основной профессией. На это тоже уходит время. В результате чего, времени катастрофически не хватает ни на полноценную подготовку к занятиям, ни на собственную семью. А следствие низкой зарплаты – текучка кадров. Всё это вместе снижает качество образования. Молодые педагоги долго не задерживаются в ВУЗах, энтузиазм кончается, и они уходят в коммерцию. Наблюдается резкое старение преподавательского состава: средний возраст по многим кафедрам превышает 50 лет, вместо 45 лет по требованию Минобрнауки РФ. Молодые преподаватели из-за низкой заработной платы не стремятся защищать кандидатские и докторские диссертации. С 2005 года сокращено на 80% количество учёных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. С 2016 года упраздняется докторантура и заменяется договором на оказание услуг. Под угрозой стагнации — сама наука как отрасль страны. Становится меньше научных исследований и разработок.

Помимо этого, преподавателей призывают активно участвовать в хоздоговорных отношениях и приносить деньги в ВУЗ, из расчёта минимум 50 тыс. руб. в год, что требует дополнительного времени. Это входит в показатель эффективности учебного заведения.

3. Невозможность отчисления студентов за неуспеваемость

В результате, «двоечники» зная, что их не отчислят, садятся на шею. Отчисление, как инструмент воздействия и побуждения студента к обучению, изымается у преподавателей. Это создаёт дополнительную нагрузку для преподавателя и психологический дискомфорт. Кураторам приходится буквально уговаривать студентов сдавать задолженности по сессиям.

Эта проблема связана с переходом в 2012 году на подушевое финансирование, когда Минобрнауки РФ выделяет средства не по потребностям ВУЗа, а в зависимости от количества обучающихся, по 70 тыс. руб. на каждого. Например, если отчислили 100 студентов – недофинансирование составит 7 млн. руб. Причём обычные ВУЗы финансируются по остаточному принципу, в то время как на федеральные и национально-исследовательские институты выделяются значительные средства в надежде на то, что не менее пяти российских университетов войдут к 2020 году в первую сотню рейтинга университетов («О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки «Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599).

4. Закрытие и угроза закрытия большого количества ВУЗов («оптимизация»)

В 2013 году Министерством образования и науки была разработана так называемая «Дорожная карта», согласно которой, к 2018 году должны ликвидировать около 400 высшыих учебных заведений по всей России, как неэффективные. И этот процесс уже активно пошёл. При этом, нагрузку на преподавателя предполагается увеличить.

Критерии эффективности весьма странные. Одним из основных критериев, по которым оценивается эффективность ВУЗа, является средний балл ЕГЭ зачисленных абитуриентов. На самом деле, это внешний показатель, не зависящий от самого ВУЗа. Он лишь косвенно свидетельствует о его престижности. На практике, нередки случаи, когда «троечники» берутся за ум, заканчивают учёбу и делают карьеру неплохих управленцев. В этом как раз и проявляется эффективность ВУЗа.

Зависящим от внешней среды является и другой критерий оценки – трудоустройство выпускников. Например, если по каким-то экономическим (политическим) причинам остановлен химический завод в городе N, то нельзя сказать, что городу N с этого момента впредь не нужны специалисты в данной области, а ВУЗ, выпускающий соответствующих специалистов, необходимо закрыть.

Очень спорным критерием является и показатель площади ВУЗа из расчёта 11 м² на одного студента, особенно в условиях демографической ямы 1990-х годов. Но если учебное заведение с меньшей площадью даёт хорошее образование и выпускает первоклассных студентов, то это, напротив, свидетельствует о его эффективности (и экономности).

5. Введение Болонской системы

В 2011 году в Алтайском крае вместо классического для России специалитета со сроком обучения 5 лет была введена европейская двухступенчатая система с разделением процесса обучения на две части: бакалавриат (срок обучения 4 года) и магистратура (срок обучения 2 года). Зачем это было сделано, никто внятно не объяснил. Бакалавр – это недоученный специалист, примерно чуть выше уровня выпускника профессионально-технических училищ (ПТУ). В западной системе образования нет профессионально-технических училищ, подготавливающих специалистов средней квалификации. Мы же, слепо переняв эту западную модель, начали в ВУЗах дублировать выпускников ПТУ.

Помимо прочего, неудобство состоит в том, что, если раньше абитуриент сдавал вступительный экзамен один раз, обучался и становился специалистом, то теперь, после четырёх лет обучения приходится сдавать второй вступительный экзамен в магистратуру. Опыт показывает, что по окончании бакалавриата, лишь треть студентов продолжает учёбу в магистратуре. Остальные предпочитают устраиваться на работу и зарабатывать деньги. Таким образом, болонская система в целом приводит к снижению количества людей с высшим образованием. Кроме того, из-за перехода на болонскую систему пришлось выполнять огромную бумажную работу по переделыванию учебных программ и образовательных стандартов.

6. Создание опорных ВУЗов в субъектах федерации

С конца 2015 года на полном серьёзе идут разговоры о том, что все ВУЗы в регионах следует объединить в один большой федеральный. Это вызывает сильное недоумение, поскольку сложно понять, как объединить учебные заведения с разной спецификой и подчиняющиеся разным министерствам. Например, как объединить классический, технический, педагогический и медицинский университеты? При утрате ВУЗом статуса опорного, остаётся только бакалавриат, а магистратура и аспирантура упраздняются. Сложно представить, к каким последствиям может привести реализация данного плана.

Таким образом, за последние 5 лет образование подвергается жёсткому реформированию, несмотря на слова президента В. В. Путина в Послании Федеральному собранию РФ 2004 г.: «…Хочу подчеркнуть: российское образование — по своей фундаментальности — занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно недопустима». Однако бывший министр образования А. А. Фурсенко в 2008 году заявил: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя». Что это, если не саботаж? Замена данного министра ситуацию не изменила. Курс на дальнейшее реформирование российского образования по западному образцу остался прежним. Перевод образования на коммерческую основу и низведение в ранг услуги в разы ускорит процессы деградации системы образования”.

Источник: https://nstarikov.ru/blog/67004