Перспективы реализации концепции соборности в современных условиях

В рамках новых технологических возможностей она имеет еще больший потенциал для решения сложных организационных проблем, стоящих перед нашей цивилизациейТема соборности для русской, как впрочем, и мировой общественной мысли сейчас актуальна как никогда прежде. Для этого есть много причин. Первооткрыватели философского прочтения соборности Алексей Хомяков, Владимир Соловьев, Сергей Булгаков, Николай Бердяев сделали шаг в объяснении идеального смысла и назначения социального бытия, а также в решении кардинальных вопросов гносеологического характера с помощью этого концепта. И это не только решение внутренних философских вопросов: возможно ли объективное знание, каковы его критерии и основания, как оно взаимосвязано с мышлением познающего субъекта и т. п. С их точки зрения соборность — это идеальная модель, воплощенная в повседневной практике русской национальной жизни. Этот идеал наполнен конкретным практическим смыслом, содержащим пример жизненной практики русского народа. Исследователь философии соборности Лев Шапошников пишет о практической значимости этого феномена: «Социальная сторона соборности ориентирует на то, что в обществе».

Сейчас мы являемся свидетелями целой серии глобальных кризисов в экономике, политике, экологии. Мы видим целый ряд чудовищных диспропорций в уровне и качестве жизни, войнах и политических манипуляциях, обесценивающих человеческую жизнь. Методологии, которые применялись прежде, не могут дать нам ответа на то, каким образом организовать и обустроить жизнь человечества в современных условиях. Национализм, либерализм, коммунизм в различных их проявлениях исчерпали свой конструктивный созидательный потенциал и являются сейчас не более чем прикрытием для хищнической эксплуатации человечества и природы. В ситуации исчерпания старых моделей соборность оказывается тем рецептом, который демонстрирует возможность решения насущных проблем неконфликтным и универсальным по возможности применения методом.

Действительно, соборность зачастую предлагается и как основание для формирования идеологии современного российского государства, и как базис для гармоничного решения противоречий между развитием личности и общества, межнациональных противоречий, проблем противостояния общества и природы, эскалации гонки вооружений, кризиса нравственности, классовых конфликтов.

Об этом можно говорить по целому ряду причин. В том числе и потому, что соборность решает вопрос неконфликтного взаимодействия личности и общества, человека и природы. И, что очень важно, она не является чисто умозрительным концептом, она присутствует как в наличной социальной практике русского народа, так и в общественном устройстве целого ряда других культур и цивилизаций, часто очень далеко стоящих от нас по времени и пространству.

Соборность привлекает внимание исследователей и социальных инженеров уже не первое столетие. Какова содержательная сторона этой концепции?

Социокультурный и онтогносеологический смысл категории «соборность» раскрывается лишь через комплексную взаимосвязь следующих характеристик:

- базового принципа философии соборности — «единство во множестве»;
- бескорыстной, любви — цели и средстве принципа соборности;
- соборность наделяется абсолютным, либо стремящимся к абсолюту онтогносеологическим статусом;
- идеальный носитель соборности совпадает с целевым общественным идеалом;
- историческая миссия России состоит в воплощении целевого идеала соборности посредством практики нравственного совершенствования и альтруистической любви.

Конкретно-историческими основаниями, легшими в основу соборной философии, стали:

- уникальный синтез языческих и православных форм духовно-религиозной жизни, произведенный русским народом;
- высокая роль общинных отношений в социально-экономической жизни России;
- способность к мобилизации всех возможностей общества на решение задач защиты России от военной угрозы;
- коллективная идентичность, построенная на принадлежности к русской цивилизации, вне зависимости от религии, этноса, сословного происхождения;
- восприятие общественным сознанием на Руси и в Российской Империи идеальных принципов в качестве важнейших факторов, образующих единство народа, в нашем случае ценности православного христианства и царя как защитника цивилизации и веры.

Стоит отметить, упоминая о реальном историческом воплощении принципов соборности, что они не всегда совпадали с идеальной моделью. Реальная жизнь содержала как примеры соборной жизни, как и диспропорции, искажения.

Соборность не есть некая уникальная модель общественного устройства существовавшая только в России. У цивилизаций Востока и Запада есть организационные и идеальные моменты, подобные элементам соборности, например буддийская сангха как целевой идеал общественного развития и как носитель идей сострадательной любви. Категория «Дао», обозначающая свободное единство во множестве и представляющее целевой идеал индивидуального и общественного развития. Исламская умма, особенно в прочтении суфиев и шиитов, демонстрирует представление о мире, наполненном высшим смыслом, и человеческой сопричастности к нему. Западноевропейская цивилизация так же выработала основания, изоморфные философии соборности, не игравшие, правда, такой значимой роли в их собственной истории как соборность в России.

Стоит отметить, что философия соборности в своих фундаментальных методологических основаниях диалектична, этически детерминирована, нравственно ориентирована на решение глобальных проблем современности, обладает гносеологическим оптимизмом, противоположным пессимизму познания философии постмодерна и высокими эвристическими возможностями. В рамках парадигмы соборности мыслили как славянофилы, евразийцы так и русские космисты.

Мы видим острую необходимость в реализации концепции соборности в социально-политической практике современности, как имеющей возможности преодоления существующих ныне противоречий и угрожающих человеческому существованию. Возможности соборности как модели общественного устройства уже продемонстрированы в нашей истории, и в рамках новых технологических возможностей она имеет еще больший потенциал для решения сложных организационных проблем, стоящих перед нашей цивилизацией.

Источник: http://evrazia.org/article/2773