Павел Густавович Гойнкис — советский инженер-кораблестроитель

21 марта 1961 года ушел из жизни инженер-кораблестроитель Павел Густавович Гойнкис (71 год). Он был создателем большого торпедного катера проекта 183 «Большевик», который стал родоначальником серии легких газотурбинных кораблей советского флота. Помимо этого, он был основателем Тюменского судостроительного завода, техническим директором Адмиралтейского завода, Дальзавода, кандидатом технических наук и лауреатом Сталинской премии.

Павел Густавович Гойнкис (Пауль Генрих) появился на свет 20 октября (1 ноября по новому стилю) 1889 года в городе Сосновце Бендинского района Петроковской губернии Царства Польского Российской империи (сегодня — территория Польши). Он родился в немецкой купеческой семье, его отцом был коммерсант Генрих Гойнкис, а матерью Матильда Гойнкис. В 9 лет он стал сиротой, после чего воспитывался опекуном. В 1907 году будущий кораблестроитель окончил реальное училище в Варшаве и продолжил обучение, поступив в Морское инженерное училище, расположенное в Кронштадте.

В 1911 году он успешно окончил училище в Кронштадте, став гардемарином-судостроителем. В том же году он начинает работать младшим помощником судостроителя в аварийных доках местного порта. В 1912 году он переходит на завод «Руссуд» в Николаеве уже в должности инженера. В Николаеве он принимал участие в строительстве линейных кораблей типа «Императрица Мария». Затем уже в 1913 году он продолжает совершенствовать свое образование, поступив в Николаевскую морскую академию в Петрограде.

Учеба в академии была прервана начавшейся Первой мировой войной. Уже в 1914 году Павел Гойнкис был откомандирован на судоремонтные заводы в Свеаборг и Гельсингфорс, а позднее в Кронштадт. 30 ноября 1915 года за успехи в работе он был награжден орденом Святого Станислва 3-й степени. 1 декабря того же года Гойнкис был назначен портовым корабельным инженером Архангельского порта, где в судоремонтных мастерских он осуществлял руководство работами по вооружению гражданских судов артиллерийским вооружением. 6 декабря 1915 года он был произведен в чин штабс-капитана Корпуса корабельных инженеров. Зимой 1916 года Павел Гойнкис в течение девяти дней провел уникальную судоремонтную операцию, которая заключалась в смене гребного винта ледореза «Канада» (был переименован в «Фёдор Литке»). Операцию он провел при помощи спроектированного буквально за ночь специального кессона. До изобретения Гойнкиса для проведения такого рода ремонта, ледорез необходимо было отправлять в заграничные доки. Российское общество корабельных инженеров присудило Гойнкису за это изобретение специальную премию. В августе 1916 года кораблестроитель вернулся в Петроград, где продолжил прерванное обучение в Николаевской морской академии.

Павел Густавович Гойнкис — советский инженер-кораблестроитель
Линкор «Императрица Мария» покидает завод

Успешно окончив обучение в академии, он остается в ней, чтобы преподавать студентам курс теории корабля и математики, одновременно с этим с октября 1918 года он возглавлял судостроительное конструкторское бюро Балтийского завода. В 1928-1930 годах был заведующим кафедрой военного кораблестроения. В 1920-е годы именно Павел Гойнкис становится главным корабельным инженером Балтийского завода, его вклад в советское кораблестроение того временного периода сложно переоценить. Он был автором ряда работ по непотопляемости подводных лодок. В 1924 году было издано написанное им учебное пособие под названием «Теория корабля: Качка», в 1927 году свет увидела еще одна книга — «Гребные винты».

Непосредственно под его руководством в стране прошло возрождение выпуска барж и лихтеров для Северного морского пути, спускаются на воду первые в Советском союзе лесовозы и пассажирские теплоходы. Павла Густавовича Гойнкиса считают основателем Тюменского судостроительного завода, помимо этого он разработал технологию сборки легких кораблей и подлодок на Дальнем Востоке из секций, которые поставлялись туда с судостроительных заводов, находившихся в центре страны.

До 1929 года, параллельно с преподавательской деятельностью Гойнкис трудился главным инженером Балтийского завода. На предприятии он сумел организовать выпуск электросварных балок, это позволило уже в 1931 году впервые создать электросварные переборки, предназначенные для подлодок. На заводе в Ленинграде он руководил строительством барж, буксиров, лихтеров, а также ремонтных кораблей, которые использовались не только на Севморпути, но и на Балтийском флоте. Первые советские лесовозы типа «Товарищ Красин» также строились под его руководством.

В 1928 году он побывал в командировке в Тюмени, где под его непосредственным руководством удалось построить сборочную верфь. Здесь по его предложению начали строить лихтеры, их собирали из уже готовых корпусных деталей, которые прибывали сюда из Ленинграда по железной дороге. Открытая Гойнкисом верфь дала начало Тюменскому судостроительному заводу, основателем которого и считается теперь Павел Густавович. В 1929-1930 годах в Ленинграде Гойнкис работал техническим директором Адмиралтейского завода, на котором в то время шло строительство буксиров, судов-рефрежераторов и первых советских торпедных катеров.

2 октября 1930 года Гойнкис был арестован по так называемому делу «Промпартии». Под таким названием в СССР состоялся крупный судебный процесс по делу о вредительстве в промышленности. Всего по делам связанным с «Промпартией» в Советском Союзе было арестовано более двух тысяч человек, главным образом инженеров, представителей технической интеллигенции. 30 апреля 1931 года Павел Гойнкис был приговорен к высшей мере наказания, которую заменили на 10 лет лагерей. Во время своего заключения конструктор работал ОКТБ-2 ОГПУ на Балтийском заводе. Здесь он трудился над техническими разработками в области железнодорожных перевозок подлодок типа «Щука» на Дальний Восток. Уже 2 января 1932 года заключение было заменено Гойнкису условным осуждением, полностью реабилитирован по этому делу он был только после своей смерти.

В феврале того же года, практически сразу после освобождения он в составе комиссии прибыл в село Пермское-на-Амуре, комиссия выбирала площадку под строительство судостроительного завода. Затем Павел Гойнкис отправился в Хабаровск. Здесь он трудился заместителем управляющего по механической части Объединения дальневосточных судостроительных заводов «Востоксоюзверфь». Так начался достаточно длинный жизненный период его работы на Дальнем Востоке.

С 1933 года Гойнкис являлся техдиректором Дальзавода, расположенного во Владивостоке. В 1934 году за успешное выполнение задания по постройке кораблей для нужд Тихоокеанского флота инженера наградили орденом Трудового Красного Знамени. С 1935 по 1936 год он являлся главным инженером Главного управления морского судостроения (Главморпром), тогда же он успешно защитил диссертацию, получив степень кандидата технических наук.

29 марта 1936 года на основании приказа Наркома тяжелой металлургии его снова отправляют на работу на Дальний Восток, на этот раз заместителем директора и главным инженером Амурского судостроительного завода, расположенного в городе Комсомольск-на-Амуре. В тот момент на заводе велось строительство первой субмарины серии Л-11, а также лидера эскадренных миноносцев «Киев» (этот лидер эсминцев в 1940 году был переименован в «Баку») проекта 38. Секции для лидера эсминцев выпускались на судостроительном заводе №198 в Николаеве, откуда железнодорожным и водным транспортом они доставлялись на Дальний Восток. Для ускорения сроков строительства боевых кораблей Гойнкис предложил устанавливать валопроводы и турбины непосредственно на горизонтальных стапелях, отказавшись от традиционной технологии, по которой это делалось лишь после спуска судна на воду. Руководство Амурского судостроительного завода сомневалось в правильности предложенного решения, поэтому обратилось за помощью в НИИ кораблестроения, ожидая заключение экспертов. В то же время главный инженер Павел Гойнкис, взяв всю ответственность на себя, реализовал свое предложение на практике, что значительно сократило общее время строительства боевых кораблей.

Лидер эскадренных миноносцев проекта 38

За две недели до спуска на воду лидера эсминцев проекта 38, Гойнкиса арестовали уже во второй раз. Арест был произведен по сфабрикованному делу, приговор — 10 лет тюремного заключения. Наказание инженер-конструктор отбывал в специальной тюрьме №8 при ленинградской тюрьме «Кресты». Он продолжал трудиться по специальности и в заключении. Он работал в корабельном конструкторском отделении (ОКБ-172) главным конструктором проекта легкого крейсера, а затем приступил к работам по созданию мореходного торпедного катера дальнего действия проекта Д-4. После начала Великой Отечественной войны в августе 1941 года Павел Густавович вместе с другими заключенными своей шарашки был сначала эвакуирован в Зеленодольск на судостроительный завод №340, а потом в Особое техническое бюро (ОТБ), расположенное в Болшево и Молотовске.

Павел Гойнкис вышел на свободу в июле 1948 года. С осени того же года он трудился в конструкторском бюро ленинградского завода №5 Министерства строительной промышленности (с 1949 года — это специальное конструкторское бюро №5 (СКБ-5), а с 1967 года — ЦМКБ «Алмаз»). Здесь Гойнкис разработал проект, а затем и наладил серийное производство торпедных катеров дальнего действия проекта 183Т, оборудованных газовой турбиной. За эту разработку в 1951 году он был отмечен Сталинской премией, а в 1952 году награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени. В конце 1950-х годов под непосредственным руководством главного конструктора ЦКБ-5 Павла Гойнкиса был создан проект большого торпедного катера «Шершень», оснащенного стальным корпусом.

Особенно выделялись среди проектов, реализованных Гойнкисом, торпедные катера проекта 183 «Большевик», торпедные катера проекта 206, а также малый противолодочный корабль проекта 199. Стоит отметить, что в послевоенные годы большой торпедный катер проекта 183 стал первым основным торпедным катером ВМФ СССР. Главный конструктор данного боевого корабля Павел Гойнкис учел при его разработке опыт проектирования и использования поставлявшихся в СССР по ленд-лизу торпедных катеров американского производства: типа «Воспер», «Элько» и «Хиггинс». Максимальная скорость хода созданных Гойнкисом торпедных катеров достигала 44 узлов, дальность плавания экономичным ходом — 1000 миль. По оценкам советских моряков, катера были удачными. В дальнейшем они стали базой для создания ракетного катера проекта 183-Р. Об успехе катеров проекта 183 говорит серия, которой они были построены. С 1952 по 1960 год в Советском Союзе было спущено на воду 420 катеров данного типа.

Также Гойнкис был главным конструктором торпедного катера проекта 206 (по натовской кодификации «Шершень»). Этот советский послевоенный торпедный катер находился на вооружении многих стран социалистического лагеря. Для нужд ВМФ СССР было построено 50 катеров данного типа, на экспорт был выпущен еще 41 корабль. Торпедный катер был спроектирован группой инженеров под руководством Павла Гойнкиса на базе ракетного катера проекта 205.

Торпедный катер проекта 183 «Большевик»

Отдельно можно сказать и о малом противолодочном корабле проекта 199, который стал первым в СССР противолодочным кораблем с деревянным корпусом класса «малый охотник за подводными лодками». Проект был реализован в 1953 году. Всего в союзе было построено 52 корабля данного типа. Артиллерийское вооружение противолодочного корабля повторяло катера проекта 183 — две спаренных 25-мм автоматических пушки в открытых установках, а вот торпедные вооружение уступило место глубоководным бомбам: всего на вооружении корабля было 36 глубинных бомб, два бомбосбрасывателя и два бомбомета БМБ-2.

Умер Павел Гойнкис в Ленинграде 21 марта 1961 года, ему был 71 год. Был похоронен на Охтинском кладбище. По второму делу, заведенному на него в 1938 году в самый разгар репрессий, был реабилитирован еще при жизни. Это произошло 22 февраля 1956 года. По определению ВК ВС СССР, за отсутствием состава преступления. По делу 1930 года был реабилитирован только после смерти 16 октября 1964 года на основании решения ВК ВС СССР.

Источник: https://topwar.ru/111452-pavel-gustavovich-goynkis-sovetskiy-inzhener-korablestroitel.html