Оценка за поведение

Для молодежи все более являются значимыми качества, формирование которых провоцируется рыночными реформами - это мобильность, адаптивность, законопослушностьПроблемная ситуация на молодежном рынке труда, сложившаяся во время либеральных реформ 1990-х годов, до сих пор остается неразрешенной. Она характеризуется, в частности, высоким уровнем безработицы, нехваткой квалифицированных рабочих на производстве, нежеланием выпускников вузов, работать по специальности, дисбалансом между востребуемыми рынком труда профессиями и специальностями, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях и т. д.

При этом сам по себе молодежный рынок труда имеет свою специфику. Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учится.

В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.

Состояние молодежного рынка труда определяется факторами разных уровней, которые взаимосвязаны между собой:
макроэкономическим — социально-экономической ситуацией в обществе в целом;
мезоэкономическим — экономической спецификой регионов и состоянием региональных рынков труда;
микроэкономическим — индивидуальными стратегиями поведения на рынке труда, которые зависят как от объективных, так и от субъективных параметров (экономическая ситуация в стране и регионе проживания, состояние регионального рынка труда, возраст, образование, ценностные установки личности и проч.).

В этой связи, определяя макроэкономическую ситуацию как проблемную, необходимо выявить конкретные формы поведения молодежи на рынке труда, поведенческие стратегии, посредством которых происходит адаптация к нему.

Целью адаптивной деятельности является «встраивание» в экономическую ситуацию в стране. Результатом является степень успешности экономического поведения, т. е. достижение желаемого уровня материальной обеспеченности и морального удовлетворения. В соответствие с этим можно выделить следующие признаки, по которым можно типологизировать поведение на рынке труда:
1. стремление к получению образования по определенной профессии;
2. поиск работы по совместительству (с учебой или другой работой);
3. поиск другой постоянной работы;
4. попытка создания собственного дела;
5. получение образования по новой профессии;
6. смена профессии / специальности;
7. стремление к простраиванию внеэкономичских форм поведения на рынке труда;
8. повышение профессиональной квалификации.

Согласно социологическим опросам, немногим более половины опрошенных молодых людей считают свою специальность востребованной на рынке труда и почти четверть полагает, что она не востребована. Наиболее оптимистично оценивают свои перспективы представители таких специальностей как программист, маркетинг / реклама, архитектор / строитель, экономист, юрист, автомобилист. Чаще сомневаются, что специальность востребована представители профессий — врач, учитель, менеджер, инженер, технолог, представители гуманитарных специальностей и специальности, не требующие высшего образования. Пессимистичнее остальных оценивают востребованность своей дисциплины представители естественнонаучных специальностей.

Следует отметить, что успешная адаптация на рынке предполагает освоение и интериоризацию, в первую очередь, ценностей рыночной экономики. Они формируют мотивацию деятельности и поведенческую установку. Индивид, разделяющий и поддерживающий ценности рынка — ориентацию на успех, конкурентноспобность, профессиональную мобильность, карьеру, — определит для себя и выберет оптимальный вариант адаптации к рыночным условиям. Поэтому важнейшая исходная позиция анализа экономического поведения молодежи — выявление их ценностных ориентаций.

Примечательно, что на вопрос отношения к рыночным принципам функционирования российского общества подавляющее большинство опрошенных из числа молодежи, как правило, отвечают, что к частной собственности, свободе предпринимательства и конкуренции они относятся положительно. Это говорит об укорененности этих ценностей в сознании основной массы молодого населения страны. В то же время высок процент и тех, кому эти ценности безразличны. Можно сказать, что ценность частной собственности наиболее высока, гораздо ниже ценность конкуренции.

Определенно, со времени либеральных реформ 1990-х годов в ментальности российской молодежи произошел ценностный сдвиг. Об этом, в частности, свидетельствуют данные о сформированности в сознании современной молодежи значимости профессионализма и профессионального успеха, а значит и стремления к нему, также как к карьерному росту и денежной прибыли, что, по мнению многих, невозможно без качественного образования.

В этой связи стоит отметить, что для молодежи все более являются значимыми качества, формирование которых провоцируется рыночными реформами — это: мобильность, адаптивность, законопослушность. Стали весьма популярными и такие качества, как авантюризм, креативность, прагматизм, лидерство.

При этом достаточно четко, судя по все тем же опросам, фиксируется перепад между разделяемыми рыночными ценностями и требуемыми для успешной рыночной деятельности личностными качествами: при высокой степени значимости частной собственности, свободы предпринимательства, конкурентоспособности, они не переходят в личностный план, который требует прагматизма, авантюрности, креативности, установки на мобильность и гибкое изменение профессионально-трудовой деятельности.

В этом свете установка на профессионализм, высокий уровень образования и исполнительность при отсутствии развитого рынка труда остаются не востребованными и в скрытом виде будут рождать напряженность, чувство неудовлетворенности.

Источник: http://evrazia.org/article/2141