Международный военно-морской салон Euronaval-2014 во Франции показал — санкции санкциями, а по прорывным технологиям мы идем в лидерах. Этого Запад никак не ожидал.
«Рособоронэкспорт» впервые показывает за рубежом надводные корабли и подводные лодки, ни в чем не уступающие западным аналогам. Более того, по ряду проектов мы лидируем.
Настоящей сенсацией стала экспозиция Центрального морского КБ «Алмаз». Его гендиректор и генеральный конструктор Александр Шляхтенко в интервью «Российской газете» сказал:
- То, что мы делаем сегодня, аналогов в мире действительно не имеет. На салоне много скоростных кораблей малого водоизмещения. Но надо отметить, чем выше скорость корабля, тем сложнее его обслуживание, в том числе боевое.
На больших скоростях возникает эффект «стиральной доски» — корабль мчится будто по камням, выдерживать это длительное время тяжело и людям, и механизмам.
А мы создали механизированное днище с использованием авиационных технологий. Наш патрульный катер-перехватчик «Соболь» сегодня имеет скорость 52 узла, не боится волн и оснащен мощным вооружением. На огромной скорости и при волнении он идет как автомобиль по автобану.
Дальность его плавания 700 миль, автономность пять суток. Это наша гордость. Ни на Западе, ни на Востоке ничего подобного нет.
Экспозиция Euronaval-2014 это подтверждает. ВМФ и ФСБ для своей береговой охраны заказывают эти катера в большом количестве. И экспортный потенциал у них велик.
Другая наша гордость — это корвет проекта 20382 «Тигр». Он признан третьим в рейтинге лучших корветов XXI века. Проект «Тигр» — это вне всяких сомнений прорывной корабль. Он имеет мощное и сбалансированное вооружение, достаточно комфортные условия обитания экипажа и отличные мореходные качества.
С него в нашей стране началась эра строительства кораблей нового поколения. Лучшими в мире корветами, и это самое главное, мы в первую очередь оснастили ВМФ России. Четыре корабля уже вошли в состав Балтийского флота.
Теперь предлагаем «Тигры» на экспорт. Интерес к ним в мире растет.
Эти корабли несут на борту 8 крылатых ракет «Уран» и 8 крылатых ракет «Калибр» или «Яхонт».
ПВО состоит из ракетно-пушечных установок «Каштан», ракетных установок «Пальма», «Игла» и «Риф». Артиллерийское вооружение: 100 мм скорострельная пушка и шестиствольные 30 мм автоматы АК-630М. Корветы оснащены также торпедными и антиторпедными комплексами.
Есть даже противодиверсионная ракетная установка ДП-64. Корабль может нести на борту противолодочный вертолет Ка-28 или вертолет дальнего радиолокационного обнаружения Ка-31.
На салоне показывается макет нового десантного корабля на воздушной подушке «Мурена». Эта «рыбина» может нести 24 тонны полезной нагрузки: 1 танк или 3 БТР, или 130 морских пехотинцев с полным вооружением. Скорость — 55 узлов, дальность плавания — 200 миль. Такие корабли уже заказала Южная Корея.
Модернизированная «Мурена-М» создана специально для универсального десантного корабля типа «Мистраль».
Еще одна сенсация на салоне Euronaval-2014 — это подводные лодки питерского КБ «Малахит». Их всего две, но они в первый же день оказались в центре внимания.
Не удивительно. Еще не улеглись страсти вокруг тщетного поиска шведами «русских подлодок» у своих берегов. Они даже утверждали, что определили тип субмарины — это «Пиранья». Ничего не нашли. Зато на французском военно-морском салоне их можно увидеть.
Лодки-малютки с хищным названием вошли в состав Балтфлота в конце 1980-х и сразу стали головной болью военно-морских сил НАТО. Увы, в следующем десятилетии их списали, а потом и вовсе утилизировали. Возможно, под давлением Запада. Однако панический страх перед ними в НАТО остался.
Сейчас в «Малахите» на новом технологическом уровне спроектировано сразу несколько типов «Пираний». Это диверсионные лодки для морского спецназа и полноценные боевые «Пираньи-Т». Они рассчитаны на плавание там, где мелко, и максимально автоматизированы. Экипаж «Пираньи» три человека, а «Пираньи-Т» — пять. По словам ведущего конструктора Игоря Караваева, «Пираньей-Т» может управлять и один человек, настолько высок у нее уровень автоматизации. Еще они очень малошумны.
Вооружение «Пираньи-Т» — два 533 мм торпедных аппарата, в которых могут размещаться и крылатые ракеты.
Есть еще забортные пусковые установки для торпед калибра 324 мм — их шесть штук. Кроме того, субмарина несет восемь мин.
В мире аналогов опять же нет. И у экспозиции «Малахита» постоянно было много военных моряков из других стран, в том числе из Швеции. Они смотрели и не верили, что субмарины с такими характеристиками возможно спроектировать.
В целом военно-морской салон Euronaval-2014 оказался скромнее аналогичной выставки 2012 года. Но интересные новинки все же есть. В первую очередь это концептуальные проекты кораблей ближайшего будущего, а также многочисленные автоматизированные необитаемые подводные аппараты. Сохраняется тенденция проектирования кораблей с минимальной отражающей поверхностью. Есть предложения даже артиллерийские орудия прятать внутрь башни и выдвигать их только перед открытием огня.
Кстати, артиллерийские системы даже в век ракет переживают на флоте, можно сказать, второе рождение.
Сегодня это скорострельные пушки с очень точным наведением. Малокалиберная артиллерия полностью автоматическая с обилием оптико-электронных систем наведения на цель и управления огнем. Наша страна здесь в лидерах.
Россия показывает 100 мм корабельную артустановку А190, считающуюся одной из лучших в мире.
За рубежом их оценили и, возможно, именно ими станут переоснащать корабли советских проектов, которых немало в той же Индии.
Кстати, у стендов нашей экспозиции всегда очень многолюдно. И деловые переговоры идут весь рабочий день.
Руководитель российской делегации «Рособоронэкспорта» Сергей Ладыгин отметил:
- Многие европейские оружейные производители заинтересованы в более тесном сотрудничестве с Россией, в том числе по военно-морской тематике. В текущей ситуации такое взаимодействие, безусловно, осложняется политической повесткой, однако мы остаемся открытыми для наших партнеров и нацелены на взаимовыгодный диалог. Рассматриваем участие в данной выставке как хорошую возможность для «сверки часов» и проработки дальнейших шагов.