Российские министерства не способны разрабатывать профильные стратегии или законопроекты. И заказывают эту работу через цепочку посредников, интересантов и даже иностранных лоббистов. Об этом говорят аудиторы Счетной палаты, которые проверили, кто и как исполняет полномочия государственной власти в России.
От такой распродажи государственных функций выигрывают все участники процесса: чиновники продолжают получать солидные оклады, лоббисты получают несправедливые преимущества, а цепочка посредников богатеет за счет повторного финансирования одних и тех же работ. В проигрыше остаются лишь простые граждане РФ и так называемые общественные интересы, о которых в правительстве почти не вспоминают.
Многие государственные ведомства свои прямые функции и обязанности отдают на аутсорсинг сторонним организациям, расходуя при этом немалые бюджетные средства. Вчера на такую особенность работы российских чиновников обратила внимание Счетная палата. Так, в ведомстве Татьяны Голиковой обнародовали результаты проверки обоснованности и эффективности закупок работ (услуг) за 2015–2016 годы и первое полугодие 2017 года, осуществляемых органами власти и госучреждениями. В настоящий момент законодательством РФ никак не урегулированы объем и случаи привлечения сторонних организаций к деятельности органов власти. «Подобные коллизии в итоге приводят к тому, что все большее число своих вроде бы прямых обязанностей чиновники отдают для выполнения сторонним организациям», – делают вывод аудиторы.
К примеру, рассказывают в СП, Роспатент ранее передал подведомственному Федеральному институту промышленной собственности (ФИПС) выполнение своих же функций по оказанию практически всех государственных услуг. Наибольшее же число случаев передачи своих полномочий сторонним организациям как в стоимостном, так и в количественном выражении аудиторы зафиксировали в Минпромторге и Минэнерго.
В частности, рассказывает аудитор СП Максим Рохмистров, Минэнерго закупало работы по сбору данных, разработке и сопровождению согласования справочников наилучших доступных технологий, одним из исполнителей которых являлось дочернее общество «Газпрома». При этом в цепочке подрядчиков и соисполнителей проявлялся конфликт интересов. Так, список приоритетных технологий составляли те компании, которые были заинтересованы в сохранении наносящих вред окружающей среде технологий. Упомянутая газпромовская «дочка» заплатила в 2016 году плату за негативное воздействие на окружающую среду более 800 млн руб.
Кроме того, продолжают в СП, были выявлены случаи активного привлечения чиновниками Минэнерго к своей работе иностранных компаний. «Участие иностранных организаций в нормативно-правовом регулировании и разработке стратегических документов в ТЭКе не может рассматриваться как соответствующее национальным интересам Российской Федерации», – указывают в ведомстве Татьяны Голиковой. Всего же ведомство Александра Новака, по данным СП, передало своих полномочий подведомственным учреждениям на общую сумму в 2 млрд руб.
Не отстают и в Минпромторге. «В отношении Минпромторга установлены факты передачи полномочий сторонним организациям в рамках осуществления закупок на общую сумму около 2,9 млрд руб.», – сообщают в Счетной палате, подчеркивая, что значительная часть передачи полномочий происходила в 2016–2017 годах.
На аутсорсинг отдаются и те полномочия, которые Минпромторг должен был осуществлять своими силами. «Минпромторгом закупались услуги на сумму 220 млн руб. при наличии департамента, в компетенцию которого входит указанная деятельность, численностью около 120 человек», – замечают в СП.
Примечательно, что работу министерств исполняют те организации, которые впоследствии сами же участвуют в тендерах по прописанным ими же правилам. «Крыловский государственный научный центр, Высшая школа экономики, Институт экономики фактически оказывали Минпромторгу услуги специализированных организаций (а именно услуги по сопровождению закупок Минпромторга) и готовили расчеты цены контракта, при этом сами участвовали в данных закупках, признавались победителями и с ними заключались госконтракты», – отмечают в СП.
В целом за отчетный период на федеральном, региональном и муниципальном уровнях аудиторами было выявлено 1542 закупки работ и услуг, выполнение и оказание которых отнесено к полномочиям органов государственной власти. «На федеральном уровне – 1037, на региональном и муниципальном уровнях – 505. Сумма выявленных расходов по фактам передачи полномочий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях составила 8,6 млрд руб», – сообщают в Счетной палате.
Привлечение органами госвласти сторонних и подведомственных организаций к реализации своих полномочий носит не эпизодический, а системный характер, что свидетельствует об их значительной интеграции в работу органов власти. «Неурегулированность данной проблемы создает риски двойного расходования бюджетных средств, влияния частных организаций на государственную политику, информационной преференции отдельным организациям, коррупционные риски и возможность утечки информации», – подчеркивают специалисты. Неспособность же отдельных учреждений самостоятельно выполнять госзадание ставит под сомнение целесообразность их создания, а также существования в целом, резюмируют в ведомстве.
Эксперты «НГ» уверены, что распространенность практики передачи чиновниками на аутсорсинг своих функций в первую очередь связана с низкой квалификацией бюрократического аппарата в РФ. «Уровень квалификации служащих, за редким исключением, не позволяет подготовить научно обоснованную и качественную с методологической точки зрения стратегию или программу. Уровень бюрократической загрузки чиновников не позволяет физически справиться с разработкой подобных документов. Поэтому данная работа ложится на подведомственные организации в рамках госзадания или отдается на аутсорсинг по результатам конкурсных процедур», – рассказывает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Максим Соколов. Кроме того, в России излишне разросся штат чиновников, неспособных создавать какой-либо продукт и обладающих очень низкой квалификацией, которая побуждает их отдавать сложные задачи, даже входящие в их компетенцию, на аутсорсинг, продолжает директор развития сети компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.
При этом чиновникам даже выгоднее, чтобы концепцию писали не они сами, а коллектив экспертов, которые выиграют тендер, рассуждает аналитик компании «Финам» Леонид Делицын. «Так чиновник избежит обвинений в самоуправстве – ведь теперь он ничего сам не придумывает, а лишь выбирает лучший вариант среди предложенных. Во-вторых, в быстро меняющейся и непредсказуемой атмосфере стратегии заказываются не для того, чтобы им следовать, и даже не для того, чтобы их читать. А просто для того, чтобы были. Особенно чтобы были, когда спросят – на каком же основании приняты решения?» – отмечает эксперт.
Весомый общественный контроль, по мнению экспертов, мог бы стать первым шагом в решении этой проблемы. Но одно лишь выявление фактов такого полукриминального аутсорсинга не поможет, считают аналитики.
«Чиновникам неплохо было бы пройти «стажировку» в реальном бизнесе, где от качества исследования порой зависит судьба компании и где не делают при проверке исследования никаких скидок: либо ты сделал лучше, чем конкуренты, и выиграл борьбу, либо сделал хуже, проиграл и ушел с рынка», – говорит Звенигородский. При этом даже в коммерческих организациях зачастую страдает качество подготовки.
«Среди чиновников же, где конкуренция с внешним миром сведена почти к нулю, вообще нет такого опыта. Тем обиднее, что платят за эту некомпетентность налогоплательщики», – резюмирует он.
Источник: http://ipolk.ru/blog/Politik/33491.html