Недавний захват талибами Кундуза, административного центра одноименной афганской провинции, граничащей с Хатлонской областью Республики Таджикистан, а это в Афганистане не удавалось экстремистам на протяжении последних четырнадцать лет, убедительно свидетельствует о значительной активизации действий движения «Талибан». А если при этом ещё учесть и укрепление позиций на севере Афганистана террористической организации «Исламское государство», то впору говорить о серьёзных вызовах безопасности во всём регионе. Как это учитывает в своей деятельности Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), готова ли она к обострению обстановки на границах? На эти и другие вопросы «Красной звезде» ответил генеральный секретарь ОДКБ Николай БОРДЮЖА.
Генеральный секретарь ОДКБ Николай БОРДЮЖА:
«Если суммировать Сирию, Ирак, Афганистан, Ливию, Йемен, Украину, обострение ситуации на границе Азербайджана и Армении, то получается, что мы находимся в котле. Вокруг нас одни «горячие точки», которые в любом случае, хотели бы мы этого или нет, будут влиять на стабильность и безопасность наших государств».
- Николай Николаевич, как в целом вы оцениваете обстановку в Афганистане, и каковы перспективы её развития?
- Прежде всего хочу отметить, что афганским правительственным войскам удалось освободить Кундуз. Однако это не меняет по сути ситуацию в Афганистане, которая имеет явную тенденцию к ухудшению. Правительственные силы, правоохранительные органы, которые были оснащены, обучены, или якобы обучены, натовскими инструкторами, не в состоянии в полной мере обеспечить безопасность своего государства. В свою очередь талибы вплотную подошли к границе с Таджикистаном и уже контролируют больше 60 процентов приграничных территорий. И это не может не сказываться негативно, что уже проверено в течение многих лет, на безопасности в Центрально-Азиатском регионе.
Естественно, государства, входящие в ОДКБ, учитывают это в своей практической деятельности, направленной на укрепление нашего силового потенциала. В качестве подтверждения тому следует привести недавний саммит в Душанбе. Не вдаваясь в подробности итоговых документов саммита, хочу отметить, что на заседании главы государств за закрытыми дверями обсудили итоги внезапной проверки Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ.
Если помните, в мае в течение двух суток на территорию Таджикистана впервые были перегруппированы военные контингенты КСОР и, что очень важно, на своих авиационных средствах, со своим штатным вооружением и боевой техникой. По результатам этой проверки мы вышли на решение многих проблем, что позволит усовершенствовать нашу силовую составляющую.
В подготовленных Секретариатом и Объединённым штабом ОДКБ предложениях определены меры, направленные на совершенствование военной составляющей ОДКБ по четырём ключевым направлениям. Это вопросы совместного управления Коллективными силами, оперативной совместимости вооружения и техники, централизованного материально-технического обеспечения и, конечно, совместного трансграничного транзита контингентов. Решение этих проблем позволит выйти на создание единых Войск — Коллективных сил ОДКБ.
- Означает ли это, что создаётся единая централизованная система военной безопасности для всех стран в формате ОДКБ?
- Мы исходим из того, что Коллективные силы должны обеспечиваться в единой системе, в том числе боеприпасами и материальными средствами, находиться в единой системе управления на случай проведения конкретных активных действий. И что очень важно, планирование боевой деятельности также будет осуществляться в едином центре. Хочу обратить внимание на принятое президентами в ходе этой сессии решение о системе управления Коллективными силами. Создаваемая система в ряде регионов опирается на уже существующие структуры управления российских Вооружённых Сил, а где-то она будет создаваться заново.
- Какое место в этой системе отводится Центру кризисного реагирования, который, как стало известно, будет создаваться на базе Минобороны России?
- Центр кризисного реагирования изначально не планировался как элемент боевого управления войсками — это прежде всего система взаимодействия между нашими государствами. Мы создаём Центр, который, во-первых, будет проводить мониторинг обстановки, а во-вторых, координировать любые наши совместные действия, направленные на локализацию тех или иных кризисных явлений. Они могут быть любого характера: в сфере ликвидации последствий чрезвычайной ситуации или, например, в результате обострения обстановки на границе.
Создаваемый центр в повседневном режиме будет отслеживать обстановку, обмениваться информацией с такими же центрами в государствах — членах ОДКБ, а при необходимости — координировать совместные политические, военные, правоохранительные и экономические усилия, направленные на ликвидацию возникшего кризиса. В этом смысле — это более широкое с точки зрения функциональности подразделение, которое отвечает практически за стабильность в наших странах. Соответствующая структура создаётся при Секретариате ОДКБ, где будет организовано дежурство, налажен обмен информацией.
В ОДКБ с одобрением относятся к тем действиям, которые Россия предпринимает в Сирии для борьбы с «Исламским государством»
Минобороны России нам очень помогает в создании такого центра. Сейчас мы уже работаем с другими государствами по уточнению возможностей организации закрытой связи, по передаче информации: документооборота, предоставления картографических материалов. Более того, в Центре кризисного реагирования будет создана возможность для проведения закрытой видеоконференцсвязи на уровне высших должностных лиц наших государств. Такая работа уже проводится. Это позволит нам, объединив усилия, своевременно получать достоверную информацию о возникшей кризисной ситуации и в режиме реального времени принимать соответствующие меры.
- Не приходится сомневаться, что эти меры учитывают ситуацию в Сирии, где сегодня Вооружённые силы Российской Федерации проводят воздушную кампанию против «Исламского государства».
- Проблема Сирии, безусловно, обсуждается, но прежде всего с точки зрения оценки ситуации и угроз для наших стран. Во всяком случае тональность обсуждения сирийского кризиса на последнем заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ однозначно говорит о том, что главы государств — членов ОДКБ озабочены ситуацией в Ираке и Сирии, деятельностью «Исламского государства» и выступают за конкретные шаги для скорейшего разрешения этой сложной ситуации. Следует отметить, что в ОДКБ с одобрением относятся к тем действиям, которые Россия предпринимает в Сирии для борьбы с «Исламским государством».
ОДКБ — это прежде всего региональная организация, которая занимается вопросами безопасности стран, входящих в зону коллективной ответственности. Мы не позиционируем себя по аналогии с НАТО как мировой игрок, который должен везде совать свой нос. Вы прекрасно знаете, как грубо альянс вмешался в события в Ливии и что из этого вышло. НАТО влезла в Афганистан, последствия чего сейчас мы наблюдаем. Но ОДКБ себя так не ведёт. Для нас главное — это обеспечение безопасности наших стран. В этой связи главы государств, естественно, обсуждают вопросы сирийского конфликта, но не обсуждают применение силового потенциала в его урегулировании.
Вместе с тем в числе первоочередных угроз мы давно прогнозировали возвращение граждан наших стран из зон боевых действий на Ближнем Востоке домой. Их возвращение после прохождения боевой стажировки с совершенно «промытыми» мозгами на территорию наших стран — ни что иное как формирование бандподполья или террористических ячеек в странах ОДКБ. Сейчас в странах Центральной Азии уже повсеместно идут задержания и привлечение к ответственности таких лиц. Вы знаете, что в Москве недавно задержали более 10 человек, готовивших теракт на транспорте, которые прошли подготовку в лагерях боевиков «Исламского государства» и успели повоевать в Сирии. Я уже не говорю про беженцев, которые ищут себе убежища по всему миру. И среди них также выявлены боевики террористических организаций.
А если суммировать Сирию, Ирак, Афганистан, Ливию, Йемен, Украину, обострение ситуации на границе Азербайджана и Армении, то получается, что мы находимся в «котле» Вокруг нас одни «горячие точки», которые в любом случае, хотели бы мы этого или нет, будут влиять на стабильность и безопасность наших государств.
- В этой связи напрашивается вопрос о направленности и качестве боевой подготовки в рамках ОДКБ. Планируются ли на будущий год крупные учения Коллективных сил?
- В этом году миротворческое учение «Нерушимое братство-2015″ завершило цикл совместных учений с Коллективными силами ОДКБ. На будущий год у нас принят план боевой подготовки, утверждён перечень учений, которые мы будем проводить. В числе наиболее значимых — учения миротворцев в Белоруссии. Также отмечу запланированное учение «Кобальт-2016″ со спецподразделениями правоохранительных органов, которое пройдёт на территории Армении. Это учения Коллективных сил оперативного реагирования «Взаимодействие-2016″, место проведения которого ещё предстоит уточнить.
Нами ежегодно проводится целая серия учений по всем составляющим Коллективных сил. Будет продолжена практика проведения внезапных проверок. Также есть задумка, не стану её полностью раскрывать, на проведение внезапной проверки на этот раз отдельных спецподразделений других силовых структур — каких, говорить пока рано. На мой взгляд, та система боевой подготовки, которая на сегодняшний день у нас создана: это учения, сборы, высшие базовые учебные заведения, даже есть научно-исследовательские структуры, — позволяет нам обеспечить высокий уровень боевой подготовки национальных силовых структур всех государств — членов ОДКБ.
- Вы напомнили о миротворческом учении «Нерушимое братство», которое прошло в Армении. Могли бы вы пояснить, к чему готовятся наши миротворцы и как оценивается их уровень?
- Наша задача сейчас — сделать так, чтобы миротворцы ОДКБ были в полном объёме подготовлены к любым изменениям обстановки в ходе проведения операции по поддержанию мира. Поэтому на последнем учении с Миротворческими силами ОДКБ «Нерушимое братство-2015″ в Армении отрабатывались пять эпизодов. А в этих эпизодах, в свою очередь, по пять-шесть действий Коллективных миротворческих сил. В частности, что делать, если в ходе миротворческой деятельности вдруг резко обострилась обстановка: например, будет попытка захвата населённого пункта? Какие действия необходимо предпринять, если боевики попытаются использовать конфликтный потенциал в своих целях? И по каждому из этих эпизодов в ОДКБ досконально отрабатываются совместные действия наших миротворцев.
Сегодня в ОДКБ приняты документы, которые фактически перекрывают любую потребность в миротворческой деятельности. Вплоть до того, когда и при каких случаях применяется оружие — всё расписано, всё регламентировано в соответствии с международным правом, все нормативные акты вступили в действие. Наши военнослужащие имеют одну школу подготовки, одно вооружение, совместимые средства связи и что немаловажно — единый менталитет. Практически нет проблем с языком, командиры, как правило, друг друга уже знают. Сейчас мы можем констатировать, миротворцы ОДКБ с учётом их боевой подготовки и экипировки, с учётом знаний тактики действий и опыта — готовы к миротворческой деятельности под эгидой ООН. Наши миротворцы несмотря на разные флаги способны успешно провести операцию любой степени сложности в любой точке мира.
- Говоря о безопасности, чаще всего подразумевают сугубо военные её аспекты. Тогда как большинство современных конфликтов носят гибридный характер, где значительная роль отводится информационным ресурсам. Какие коллективные усилия предпринимаются в этом направлении?
- С прошлого года у нас заработал Консультативный координационный Центр ОДКБ по вопросам реагирования на киберинциденты. По результатам его работы мы получаем очень интересные материалы, в том числе, о попытках несанкционированного проникновения в информационные сети наших государств, анализируем их. Второе направление — это операции в сфере информационной безопасности. Совсем недавно завершилась операция «ПРОКСИ-2015″, которая была ориентирована на выявление информационных ресурсов, действующих в сфере вербовки граждан в ряды «Исламского государства». По сотням выявленным сайтам ведётся работа, многие из них уже закрыты. Всего же мы насчитали около 50 тысяч сайтов, действующих в ущерб коллективной безопасности наших стран.
Ещё одно важное направление в сфере информационной безопасности — это подготовка специалистов для стран ОДКБ. Сегодня на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» организована подготовка в сфере информационной безопасности и информационного противодействия. Для нас это уже третий поток обучаю, что позволяет создать целые школы специалистов в наших государствах, повысить на национальном уровне работу соответствующих структур. Мы координируем всю работу в сфере информационной безопасности.
Источник: http://topwar.ru/84544-odkb-gotova-k-lyubym-vyzovam.html