О прошлом без раскаяния

Родина - всегда одна, какая бы идеология в ней ни господствовала. И народ русский - всегда один, под какими бы знаменами он ни вставал навстречу врагуЧтобы история России стала фундаментом мощи и нерушимости государства, необходимо отказаться от трансляции своих политических взглядов на уже свершившиеся события и тем более их искажения выгодной интерпретацией.

Что такое непрерывность истории в восприятии людей? Это когда история народа, — а в случае с Россией и государства, ибо русский народ — это народ-государственник, и одно без другого попросту невозможно, — воспринимается как единый цельный поток событий без вырванных страниц и вычеркнутых имен. Казалось бы, все так просто, однако на практике все выходит совершенно не так.

Проблема заключается в том, что определенные представители российского общества не оставляют права на существование отдельным отрезкам нашей истории. Самый показательный пример — это отношение либеральной общественности с одной стороны и право-патриотической — с другой — к советскому периоду. Его вычеркивают из русской жизни, называют инородным, враждебным и губительным, а на всех, кто отстаивает позиции научной и исторической объективности, сразу лепят ярлык «совка». Доходит до того, что воинов РККА, которые защищали свою землю и свой народ в годы Великой Отечественной войны, лишают права называться патриотами. Хотя именно настоящими патриотами и являются.

При этом в массовом сознании упомянутых категорий граждан запросто уживается явный, казалось бы, парадокс, который отлично иллюстрируется фильмом «Адмиралъ». В начале фильма героические матросы Императорского флота самоотверженно сражаются с превосходящими силами врага, а чуть позже пьяная матросня безжалостно расстреливает офицеров. Позвольте, но разве это не одни и те же люди? Оставим на совести авторов фильма такие приемы эмоционального манипулирования образами и обратимся к сути.

Да, революцию делали те самые героические солдаты и матросы. И блистательные офицеры тоже. Согласно статистике, большинство офицерского корпуса Российской армии не устранилось от революционных событий, а приняло в них участие. Из их числа чуть более 42% взяло сторону различных революционных партий, остальные же примкнули к Белому движению. Как видим, распределение сил было близким к равностороннему, а это говорит о многом.

Однако революцию делали и другие сословия. То самое патриархальное крестьянство, которое так любят идеализировать современные поклонники монархии, в большинстве своем выступило на стороне революционных сил. Интеллигенция, какой бы разнородной она ни была, немалой частью своей приняла революцию и во многом сформировала ее идеологию. Иными словами, как это и бывает во времена социальных переломов, все общество оказалось так или иначе вовлечено в те драматические события. И нельзя не признать, что сторонниками нового жизненного устройства выступило большинство — именно поэтому оно и победило.

Так кто же сражался за этот советский строй, кто его строил? Да наши с вами не такие уж и далекие предки. Кого-то вы, возможно, даже застали в живых. Это они, звенья живых цепей поколений русских людей, приняли решение построить новый мир. Получилось оно или нет — это другой вопрос.

Мне наверняка возразят, что идеологами марксизма были инородцы — и прежде всего евреи. В качестве доказательств приведут действительно немалое число характерных имен и фамилий. Действительно, в высшем руководстве большевиков, меньшевиков, эсеров, анархистов было немало евреев. Как немало, кстати, там было и русских, белорусов, украинцев, поляков и прибалтов — все-таки империя была многонациональной. Однако революцию на местах делали не евреи: откройте списки партийных ячеек заводов, фабрик, мануфактур, железнодорожных депо, ремонтных мастерских, грузовых портов, т. е. средоточия всего того пролетариата, которому «нечего было терять, кроме собственных цепей» — много ли вы там найдете евреев? Надо ли говорить про крестьянскую среду? А солдатскую, офицерскую?

Хотим мы того или нет, однако очевидно, что локомотивом нового революционного строя выступили русские — титульная нация Российской Империи. Этот факт настолько неудобен для осознания, что его будут отрицать всеми силами. Но те, кто ищут в истории и жизни объективности, а не удовлетворения своих желаний, должны принять его.

Да, наши прадеды свергали царя и Временное правительство. Да, они воевали и победили в Гражданскую войну. Да, наши деды не пустили на русскую землю — тогда ее называли советской, но разве это меняет суть? — иностранных захватчиков. Да, наши отцы работали на советских заводах, создавали передовую науку, строили города — и считали, что все делают в своей жизни правильно. Ну так что ж, назовем их «совками», отвернемся от них, прервем цепь поколений, презреем своих предков? И после этого будем называть себя патриотами?

Советская эпоха — не единственный «неудобный» этап, он просто очень выразительный. Однако эта эпоха — лишь период в непрерывной истории России. Родина — всегда одна, какая бы идеология в ней ни господствовала. И народ русский — всегда один, под какими бы знаменами он ни вставал навстречу врагу. И эта живая цепь событий и людей, эта история со всеми ее периодами и есть наша судьба, наша честь и гордость. Наша данность, великая и трудная, но которая вполне нам по плечу.

Следуя же логике избирательных патриотов, есть периоды «правильные», а есть «неправильные» — последние-то и надо отрицать. Продолжая следовать их логике, времена монголо-татарского ига, годы поражений в Ливонской войне, десятилетие Смуты ничуть не лучше, чем советский период, а может, даже и хуже. Эти времена разгромов, слабости, предательств и унижения — они какие-то «некрутые». Что ж, давайте и их вычеркнем из нашей истории. И получится, что здесь люблю Родину, а здесь — не люблю. Но так не бывает.

Патриот — это тот, кто готов принять историю своей страны такой, какая она есть. Тот, кто бесстрашно смотрит в прошлое, не боясь уколоться взглядом о неудобное. Тот, кому остро важна правда. Тот, кто этой правды ищет и доискивается. При этом он может придерживаться любых политических взглядов, но не транслирует их на уже свершившиеся в прошлом события — и тем более не искажает их выгодной интерпретацией. Только при таком подходе наша история станет не источником раздоров и конфронтации, а фундаментом мощи и нерушимости России.

Источник: http://evrazia.org/article/2765