Новые угрозы и ядерный ответ: что изменилось в военной доктрине России

Новые угрозы и ядерный ответ: что изменилось в военной доктрине РоссииНовые угрозы и ядерный ответ: что изменилось в военной доктрине России. Взаимоотношения между Москвой Вашингтоном и Брюсселем больше не будут прежними. В ответ на расширение НАТО на Восток, появление баз систем НПРО США в Польше и Румынии, угрозу «цветных революций» на постсоветском пространстве Россия скорректировала Доктрину национальной безопасности. В ней говорится о том, какие опасности и угрозы, с точки зрения России, существуют в современном мире, какие особенности имеют сегодняшние военные конфликты, а также каким образом государство намерено реагировать на возможные обострения обстановки.

«Военная доктрина — дипломатический документ, объясняющий военно-политические решения государства, — объяснил телеканалу ЗВЕЗДА профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. — Содержащиеся в нем формулировки, тезисы, говорят о внутренних представлениях государства об опасениях и путях реагирования на возникающие кризисы».

Авторы доктрины выделили 14 основных угроз безопасности страны. В предыдущей редакции документа, подписанного Дмитрием Медведевым в 2010 году, их было всего 11. На первое место в числе основных внешних опасностей отнесено наращивание силового потенциала Североатлантического альянса, приближение его инфраструктуры к российским границам.

Начальник Генштаба Валерий Герасимов прямо обозначает угрозы: «Североатлантический альянс использует события на Украине для дальнейшего продвижения своей военной инфраструктуры к границам России. В Польше, на Балтике, в акваториях Черного и Балтийского морей наращивается сухопутная, авиационная и морская группировки альянса».

Также, по его словам, активизировалось проведение военных учений и тренировок сил НАТО под надуманными легендами «отражения угрозы с Востока». По словам Герасимова, в риторике представителей отдельных западных государств «Россия представляется непосредственной виновницей событий последнего года на Украине, вылившихся в кровавый внутренний конфликт на юго-востоке». Однако, по его убеждению, «именно благодаря поддержке стран Запада был отстранен от власти законно избранный президент Украины».

Начальник Генштаба заявил, что руководство ведущих стран Запада прямо вовлечено в свержение законной власти в ряде государств и эта политика привела к пагубным последствиям, в том числе в Югославии, Ливии, Сирии. По оценке Герасимова, серьезно осложнится ситуация в Афганистане после вывода войск США, планируемого на конец этого года. На фоне резкого обострения ситуации в Ираке и Сирии, а также активизации террористической группировки «Исламское государство», которая становится ключевым звеном радикального ислама на Ближнем Востоке, под угрозой оказывается безопасность всей Центральной Азии.

В последнее время НАТО приняло решение о создании сил быстрого реагирования. Перебросило 150 американских танков М1Abrams и боевых машин пехоты (БМП) Bradley в Восточную Европу, усилило воздушную группировки альянса в Прибалтике истребителями F-16, способными нести свободнопадающие ядерные бомбы B-61. По разным источникам, как минимум от 150 до 400 единиц таких боеприпасов расположено на авиабазах США в Германии. Председатель Комитета по разведке палаты представителей Конгресса США Майк Роджерс уже не скрывает, что потенциальная направленность ракет-перехватчиков американской системы НПРО в Польше и Румынии имеет своей целью парирование неких «угроз» со стороны Москвы.

Главком ВВС генерал-полковник Владимир Бондарев говорит, что НАТО активно использует самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией AWACS для отслеживания воздушной обстановки над западной частью Черного моря, Украиной и западом России.

«С 2014 года значительно возросла интенсивность полетов разведывательной авиации США и стран НАТО над территорией прибалтийских стран, акваториями Балтийского и Баренцева морей, количество которых составляет до 8-12 вылетов в неделю. Так, в 2014 году выполнено более 140 полетов RC-135, по сравнению с 22 полетами в 2013 году. В интересах разведки деятельности Вооруженных сил РФ в Калининградской области и Балтийской морской зоне постоянно задействованы самолеты-разведчики ВВС Швеции «Гольфстрим», ВВС Германии P-3C «Орион», ВВС Дании «Челленджер» и временно базирующиеся на авиабазе Зокняй в Литве «Орион» ВВС Португалии», — сказал он.

«В военной доктрине 2010 года НАТО упоминается как организация, с которой Россия может сотрудничать для «укрепления системы коллективной безопасности», — говорит военный эксперт Виктор Литовкин. — В новом документе слова о подобном сотрудничестве нет. Из текста новой доктрины следует, что Североатлантический альянс — главный геополитический противник. Так же, как нигде не упоминаются США».

Вашингтон на 75 процентов финансирует НАТО, говорит военный эксперт. Так что вполне логично, что авторы новой доктрины объединили в единое целое политику США и Североатлантического альянса. Сегодня это одно и тоже. Особое беспокойство вызывает вмешательство этой структуры во внутренние дела других государств, нарушение отдельными странами международного законодательства в области сокращения вооружений, применение военной силы в нарушение устава ООН, разжигание очагов военных конфликтов в сопредельных странах. Тут можно вспомнить «демократические перемены» в Ираке, Ливии и Украине, приведшие эти страны к гражданской войне.

Новая редакция военной доктрины предполагает и ответную реакцию России на происходящие события. Впервые в документе появилось положение о правомерности применения силы для отражения агрессии против нее или союзников, действий по решению Совбеза ООН или других структур коллективной безопасности, а также для защиты своих граждан, находящихся за пределами страны. Нападения или проявления агрессии в адрес союзных государств и государств-членов ОДКБ приравниваются к нападению на Россию. Ядерное оружие может быть применено в ответ на атаку с использованием ядерного потенциала или других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Решение остается за президентом.

«Мы знаем, что в стратегическом сдерживании превалирует ядерная составляющая, — высказал свое мнение в статье для газеты «Военно-промышленный курьер» бывший начальник Генштаба Юрий Балуевский. — Так было вчера, есть сегодня. Да и в обозримом будущем вряд ли возможен отказ от ядерного оружия. В современной международной военно-политической обстановке огромное значение придается системе сдержек и противовесов. Это и называется «ядерное сдерживание». То есть предотвращение каких-либо действий противника посредством угрозы применения ядерного оружия».

Подразумевается, считает Балуевский, что обладание ядерным оружием какой-либо страной вызывает страх остальных и, следовательно, гарантирует ей безопасность и защиту от нападения агрессоров. Стратегия расширенного сдерживания США объективно оценивается в России как угроза своему ядерному потенциалу. В то время как в военной доктрине России нет даже намека на реализацию стратегии «ядерного сдерживания на передовых рубежах» (extended nuclear deterrence) — то есть путем размещения своего ядерного оружия на территории другого государства. Нет там и положений о развертывании элементов глобальной ПРО на территории других государств. Нет установки на вывод оружия в космос и стремления достичь в нем военного превосходства. Нет ничего похожего на «молниеносные глобальные удары» с применением как высокоточного, так и ядерного оружия, которую реализуют США.

В новой российской военной доктрине в числе мер стратегического сдерживания силового характера предусматривается применение высокоточного оружия. Этот тезис появился в документе впервые. Его трактовка, точнее практическое исполнение, пока, вызывает вопросы. Но именно это положение оправдывает сегодня рост военных расходов на модернизацию российской армии. Так, в следующем году Минобороны потратит на модернизацию армии и флота, создание военной инфраструктуры 3,3 трлн. рублей. По словам замминистра обороны Татьяны Шевцовой, это составит 4,2% от внутреннего валового продукта, что в два раза больше, чем тратилось все последние годы.

На эти деньги планируется довести долю современных вооружений и военной техники в Сухопутных войсках до 32 процентов, в ВВС — 33, ВМФ — 51, РВСН — 57, Войсках Воздушно-космической обороны — 54, ВДВ — 40. В Стратегические ядерные силы должно поступить более 50 новых межконтинентальных баллистических ракет. Будет проведена модернизация стратегических ракетоносцев Ту-22, Ту-160 и Ту-95 под применение «неядерных» крылатых ракет большой дальности Х-555 и Х-101. Продолжится создание новой дальнобойной морской гиперзвуковой ракеты комплекса «Циркон», развертывание по периметру страны станций дальнего обнаружения ракетных пусков типа «Воронеж-ДМ». На орбиту будут выведены новые спутники предупреждения о ракетных атаках типа «Тундра». Россия также оставляет за собой право на развертывание оперативно-тактических комплексов «Искандер» в Крыму, Калининградской, Ленинградской областях, возможно, в Белоруссии.

«Документы стратегического планирования, к которым относятся Стратегия национальной безопасности, Военная доктрина и Концепция внешней политики, принятые в нашей стране, положены в основу политики России как самодостаточного государства, — говорит бывший начальник Генштаба Юрий Балуевский. — Они напрочь отметают «утверждения и выводы» экспертов НАТО о том, будто Россия не намерена поддерживать и развивать конструктивные отношения. Как раз наоборот — при условии, если НАТО в целом и все государства — участники союза будут воспринимать нас как полноправного партнера, руководствуясь при этом принципом равенства и равной безопасности. Трудно заставить себя преодолеть недоверие к России, но это необходимо сделать. Только на этой основе можно и нужно, на мой взгляд, без рудиментов холодной войны адаптировать стратегическую концепцию НАТО к реалиям ХХI века».

Источник: http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201412301322-5l0s.htm