Новосибирские филологи нашли на Алтае копию знаменитого сочинения Ивана Грозного

Часовник, открытый на сочинении «Канон Ангелу Грозному воеводе»Филологи Новосибирского госуниверситета (НГУ) обнаружили в музее города Бийска в Алтайском крае печатную книгу со вклеенными в нее рукописными листами неизвестного переписчика - копией знаменитого сочинения великого князя и первого царя Всея Руси Ивана Грозного — «Канон Ангелу Грозному воеводе». Канон существовал исключительно в рукописной традиции и был тщательно сохраняем в среде русских старообрядцев, сообщила во вторник пресс-служба НГУ.

Рукописные листы студенты НГУ, проходившие практику в Бийском музее, нашли между страницами старинного часовника (сборника молитв), который принесла в музей 85-летняя местная жительница Мария Кузьминична: книга в темном кожаном переплете осталась от ее родителей, приехавших из Владимирской области.

«В целом этот текст, литературно индивидуальный, окрашенный чувствами самого автора, выявляет в Грозном талантливого поэта и знатока гимнографии (основная форма стихотворного творчества в древнерусской литературе — прим. ТАСС), — приводит пресс-служба слова доцента кафедры древних литератур и литературного источниковедения Гумманитарного института НГУ Валентина Мельничук.

«Канон Ангелу Грозному воеводе» в рукописях известен под авторством Парфения Уродивого. Уже в XIX веке возникло предположение, что Парфений Уродивый — псевдоним самого царя. В XX веке оно было научно обосновано академиком Дмитрием Лихачевым, издавшим сочинение в серии «Памятников литературы Древней Руси» наряду с другими стихотворными произведениями царя.

«В каноне молящийся обращается к ангелу — «Грозному воеводе Небесного Царя», который встретит его душу после смерти и поведет на суд. Канон подчеркивает страх автора перед ангелом «грозным и смертоносным». Этот канон не был известен в изданиях Московского печатного двора, а существовал исключительно в рукописной традиции и был тщательно сохраняем в среде русских старообрядцев», — добавляет Мельничук.

Исторические находки

Ученые выяснили, что часовник был напечатан в конце XVIII века (после 1790 г.) в тайной старообрядческой типографии Федора Карташова, а входящие в него две вставки являются рукописными копиями известных сочинений второй четверти XVI и первой четверти XVII веков. Оба текста представляют собой образцы гимнографии.

Второй рукописный текст — это краткий вариант «Службы иконе Софии Премудрости Божией», созданной известным российским писателем первой половины XVII в. князем Семеном Шаховским.

Работая над часовником, филологи пришли к выводу, что рукописные вставки были сделаны в книгу почти 100 лет спустя: об этом говорят и характер бумаги, и почерки переписчиков.

Источник: http://tass.ru/sibir-news/4469701