Неизвестные «девятаевцы»

Многие слышали о Михаиле Девятаеве, бежавшем из немецкого плена на угнанном Хейнкеле. Но в списке бежавших из плена на угнанном самолете Девятаев стоит как минимум шестым.

Сбитый младший лейтенант

27 мая 1943 года мл. лейтенант Николай Лошаков на истребителе Як-1 взмыл в небо. У 18-летнего парня это был уже 121-й боевой вылет, на его счету были 2 сбитых самолета лично и 1 в группе.

В этом бою сбили его. Оставляя за собой темную полосу дыма, Як уходил в сторону Ленинграда — пилот намеревался дотянуть до своих. Едва самолет пересек линию фронта, раненый летчик выбросился из горящей машины. Но сильный ветер начал сносить его в немецкую сторону и Лошаков приземлился на вражеской территории.

В плену Николай выдал себя за «молодого» летчика, вылетевшего на свое первое боевое задание. На допросах Лошаков упорно твердил: «Ничего не знаю, я только вчера прибыл в полк». Конечно, он думал о побеге, перебирал варианты и когда ему предложили службу в авиации РОА, дал согласие, думая: «Вы мне только дайте самолет, а там увидите, куда я полечу».

Неизвестные «девятаевцы»

С мечтой о побеге

Его отправили работать на аэродром у г. Остров в Псковской области. Надежда сбежать растаяла как дым – никаких самолетов гитлеровцы русским доверять не собирались. Николай выполнял хозяйственные работы, и не более. Даже вход на поле аэродрома ему был запрещен под угрозой расстрела. Он оставался все тем же военнопленным, просто теперь его не били.

Неизвестные «девятаевцы»

Николай сошелся с работавшим на аэродроме бывшим сержантом-пехотинцем Иваном Денисюком. Лошаков и Денисюк долго прощупывали друг друга. Убедившись, что оба думают об одном и том же, начали готовить побег.

В прачечной друзья «реквизировали» немецкую форму. Денисюк, которого привлекали к обслуживанию самолетов, заглядывал в кабины, потом рисовал по памяти приборную доску, а Николай пытался определить назначение приборов. К концу июля все было готово. Несколько казалось бы верных попыток сорвались. Но вот пришло 11 августа.

Неизвестные «девятаевцы»

Бежали два товарища

Вечером на взлетную полосу приземлился Storch коменданта аэродрома. Вокруг самолета забегали техники, самолет проверили и дозаправили для следующего полета. Сам комендант и второй пилот отправились в столовую выпить по чашечке кофе.

Машина с полными баками на поле, вокруг почти никого – когда еще выпадет такой шанс?  Лошаков и Денисюк переоделись в немецкую форму, незаметно пробрались на аэродром и непринужденно болтая направились в сторону самолета. Николай залез в кабину, мотор чихнул, загудел и машина тронулась с места.

Когда гитлеровцы хватились пропавшего самолета, организовали погоню. Истребители нагнали Storch недалеко от линии фронта и атаковали. Лошаков несколько раз имитировал падение, выравнивая машину перед самой землей. Беглецов спасла наступившая ночь.  С 9 пробоинами в корпусе в самолет пересек линию фронта и в темноте приземлился на колхозное поле.

Приказано героями не считать

А дальше – допросы сотрудников СМЕРШа: «Признавайся, сука!» Им не в чем было признаваться, но им не верили. Через несколько суток Денисюк «признался» во всем. Лошакова следователям «сломать» не удалось.  4 декабря 1944 года решением Особого совещания при НКВД Лошаков получил 3 года, а Денисюк, подписавший «признательные показания» — 20 лет. Не стали делать из них героев.

Лошаков был освобожден в августе 1945 года, в 1958 – реабилитирован, а в 1965 награжден орденом Красной Звезды. Денисюка освободили в 1951, реабилитировали в 1962.

Прочие девятаевцы

Как вы помните, Девятаев в списке бежавших на самолете идет шестым. История каждого побега заслуживает отдельной истории. Были даже групповые побеги, когда пленные летчики улетали на двух, а то и трех самолетах! Ограничимся только краткой информацией:

11.08.1943 г. – Н.К. Лошаков и И.А. Денисюк на Storch;
04.10.1943 г. – А.М. Ковязин и В.М. Крупский также на на Storch ;
11.10.1943 г. – Н.П. Печенкин и С.М. Пикулькин с 6 «пассажирами» на двух По-2;
03.07.1944 г. – А.С. Карапетян, В.С. Москалец, и П.В. Чкуасели  с 4 «пассажирами» на Arado-66C, Ar-145A и Gotha-145A;
30.08.1944 г. – В.И. Муратов с 2 «пассажирами;
лето-осень 1944 года – А.И. Костров с одним «пассажиром»;
08.02.1945 г. – М.П. Девятаев с девятью «пассажирами» на Heinkel-111

Вряд ли этот список полный. Многие летчики не смогли долететь до своих – их сбивали посланные вдогонку истребители люфтваффе, немецкая зенитная артиллерия, их сбивали советские зенитки.

И даже те, кто сумел долететь до своих, могли просто не дожить до Победы, чтобы рассказать о своем подвиге, так из группы Девятаева (10 человек) 9 мая 1945 года встретили только пять, остальные погибли в боях.

Неизвестные «девятаевцы»

Имя неизвестно

В январе 1942 года на аэродром г. Сталино немцы привели около сотни военнопленных для расчистки взлетной полосы. Один из узников, бывший летчик, зарылся в сугроб. Когда немцы ушли обедать выбрался, забрался в бомбардировщик и взлетел.

Охранники ничего не заподозрили, сочтя что взлет произвел немецкий экипаж. Советский летчик дважды прошелся над аэродром, а на третьем заходе начал бомбежку. Отбомбившись, летчик увел самолет в сторону линии фронта.
Имя и дальнейшая судьба летчика неизвестны.

Источник: http://tehnowar.ru/58668-neizvestnye-devyataevcy.html