Налог солидарности для Крыма. Реплика Александра Привалова

С легкой руки министра финансов Силуанова (напомню: он недавно рассказал о вероятном ужесточении налогового бремени), разворачивается важнейшая дискуссия о будущем повороте государственной политики в налоговой сфере.

 Обнародуются новые предложения. Так, во вторник стало известно, что группа депутатов Госдумы разработала законопроект о специальном налоге солидарности, который должен пойти на развитие новых российских регионов — Крыма и Севастополя. По словам руководителя рабочей группы депутата Крутова, к осени законопроект будет внесен на рассмотрение палаты.

Суть проекта такова: повысить с 13 до 30 процентов ставку налога на доходы физических лиц, чей годовой доход превысит 12 миллионов рублей. По расчетам авторов, общее число таких граждан составит не более 0,2 процента активного населения (то есть один человек из пятисот!), но их совокупный доход составляет более трети всех доходов населения страны. Исходя из этого, авторы с помощью нехитрой арифметики получают оценку эффекта от своего нововведения в 300–500 миллиардов рублей в год. Это, как минимум, вдвое покрыло бы все расходы по обсуждаемому сейчас проекту Федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя на период до 2020 года.

Идея налога солидарности была впервые опробована в Германии. С момента объединения двух Германий ввели налог в 5,5 процентов на доходы и граждан, и компаний – и направили эти деньги на инфраструктурные проекты в присоединенных землях. Есть подобные налоги и еще в некоторых странах; они всегда вводятся по какому-то экстраординарному поводу – и чаще бывают вариацией налога на роскошь, то есть взимаются с тех, кто побогаче. То есть в этом смысле обсуждаемый законопроект не выглядит чем-то экстраординарным.

Равным образом, общим местом становится намерение поднять ставки налога с физлиц. Как мы помним, министр Силуанов говорит о планах повысить на один-два процентных пункта подоходный налог со всех вообще. Это предложение странное: едва ли будет правильно поднимать ставку подоходного налога с беднейших слоев, которые в большинстве нормальных стран налога не платят вообще. Но за последнее время высказана масса и других предложений. Не вдаваясь в их подробности, скажу лишь, что все они рассматривают повышение ставки налога для более обеспеченных людей, как часть того или иного налогового маневра.

Политики, пытающиеся заботиться об экономике, предлагают повышение налога на большие доходы совмещать со снижением страховых взносов, НДС или налога на прибыль, чтобы стимулировать богатых меньше тратить на себя и больше вкладывать в дело. Политики более озабоченные социальной проблематикой, предлагают, повышая налог на богатых, снижать или вообще обнулять его для беднейших слоев. Это совершенно разумно, причём и в экономическом отношении тоже. Обсуждаемый же законопроект, как мы помним, никакого маневра не предусматривает: просто поднимает налог с небедных людей (причем поднимает сильно – более чем вдвое!) – и точка. Налог-то – солидарности. Ты же солидарен со своими новыми согражданами? Вот и плати.

К сожалению, накопленный опыт показывает, что при самой полной солидарности платить такой налог все-таки будут плохо. Специалисты в этом вопросе поразительно единодушны: попытка увеличить сборы подоходного налога за счет поднятия ставок в любом случае чревата возвратом части доходов в теневую область; но резкое поднятие ставок массовый возврат в тень – гарантирует. В применении к обсуждаемому законопроекту это означает: если он будет принят, и доход размером столько-то рублей в месяц внезапно станет означать чуть ли не утроение подоходного налога, то скорее всего у большинства людей, еще вчера имевших это самое «столько-то», вдруг официально окажется «столько-то» минус «рупь».

Если это были зарплаты, то нужная их часть вернется в еще не вполне забытые конверты. Если это был какой-то иной – скажем, предпринимательский доход, будут приняты иные встречные меры. Слишком просто и слишком быстро хотят авторы проекта добыть дополнительные деньги в бюджет. А простых и быстродействующих решений тут давно не осталось.

Нет, сама идея законопроекта мне кажется более чем естественной. В самом деле, при нашей огромной (и растущей) дифференциации доходов плоская шкала НДФЛ для верхнего сегмента долее не должна поддерживаться. Но действовать тут, на мой взгляд, нужно аккуратнее. Сделать не один излом в плоской шкале, а несколько: для верхних, скажем, трёх процентов – и для самого верхнего полупроцента граждан, как в этом проекте. Не делать эти изломы сразу очень резкими, а повышать их постепенно. Сделать эту меру частью налогового маневра – например, снижением страховых взносов или налога на прибыль. Словом, пообсуждать еще надо налоговые новации, всесторонне и внимательно.

Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1824249