В Тамани завершаются подготовительные работы перед строительством моста, который должен соединить континентальную часть России и Крым. Возводить инженерные сооружения рабочие начнут только тогда, когда полностью удостоверятся, что большая стройка не навредит памятникам античности, которых в районе строительства немало. А также не помешает редким видам животных.
«Сейчас вы ходите по полам помещения второго века нашей эры. Здесь был дом, где возможно обитали люди», — рассказывает экскурсовод. Раньше для кубанских школьников Древний Рим и Хазарское царство, о которых рассказывали на уроках истории, это всегда было где-то там, далеко. Оказалось, все это здесь, буквально под ногами. Раскопки на месте античной виллы ведутся прямо сейчас. Археологи находят черепки керамических амфор, к которым можно прикоснуться.
«На раскопках я первый раз. Теперь знаю, как это все добывается. Это круто! Когда знаешь прошлое, можешь жить дальше. Знаешь, что было до тебя, откуда ты произошел — это очень интересно на мой взгляд!» –говорит Анастасия Меташоп, жительница станицы «Тамань».
Ученые срезают культурные слои там, где скоро появится железная дорога — подход к Керченскому мосту. Самый амбициозный инфраструктурный проект в новейшей истории России пока на стадии подготовки. Под Таманью возводятся вахтовые городки для рабочих — здесь смогут разместиться десять тысяч строителей. Модульные дома собираются как конструктор, тяжелая техника не нужна. Но все удобства в них предусмотрены — горячая вода и кондиционеры. Когда мост будет построен, временное жилье и все коммуникации демонтируют.
«На данном этапе выполнены работы по строительству части городка с проживанием 300 человек рабочих, 50 человек инженерно-технического персонала», — говорит руководитель строительного подразделения Александр Борисов. Этих людей ждет грандиозная работа. В сложнейших условиях, а мешать при строительстве может все — от погоды до сейсмоактивности, в сжатые сроки построить мост протяженностью 19 километров. Автомобильный и железнодорожный одновременно.
Инженеры рассчитывают на пропускную способность в 40 тысяч автомобилей, и 47 поездов в сутки. Он пройдет через косу Тузла, обогнет керченскую крепость и зоны вулканической активности. Судоходство не пострадает — корабли под арочными пролетами моста будут проходить без труда. «Проект, безусловно, масштабный. Строительство транспортного перехода такой протяженности, в сложных геологических условиях, с учетом сжатого времени и при высоких требованиях по экологии в России еще не производилось», — отмечает Александр Афанасьев, генеральный директор Управления федеральных автомобильных дорог «Тамань».
Каждый шаг, каждое проектное решение инженеры согласовывают с учеными и экологами. Последние считают едва ли не поголовно всех животных, ведут учет растительности. Флора и фауна Краснодарского края разнообразна и уникальна. Масштабная стройка не должна навредить знаменитым таманским лиманам. Это соленые водоемы, в которых уже 60 лет поддерживают популяцию кефалевых рыб. «Если бы не было нашего хозяйства, запасы черноморской кефали были бы скудными или их бы вообще не существовало», — говорит начальник кизилташского нагульно-воспроизводственного кефалевого хозяйства Виктор Корбач.
И знаменитые грязевые вулканы, ставшие визитной карточкой Тамани, никуда не денутся. Это самые настоящие вулканы. С жерлом и лавой. Только миниатюрные. Ну а грязь, которая вырывается из них, насыщена минералами. «Мажем суставы. Она теплая. Очень хорошо сказывается на здоровье. Потом зимой мы не страдаем суставной болью», — говорит Анастасия Меташоп.
Уже через месяц работа здесь закипит по-настоящему. Вахтовики начнут заезжать в рабочие поселки. Сейчас к ним прокладывают временные дороги в обход населенных пунктов.