Монгольский фактор

США весьма заинтересованы в военном сотрудничестве с Монголией, в переходе ее армии на стандарты НАТО, в создании на ее территории своих военных базВ интеграционном процессе Монголия имеет важное значение — без ее членства Евразийский союз не займет своих древних границ и, таким образом, не будет защищен должным образом.

Существует четыре мировых проекта: американский мир, китайский мир, католический мондиалистский проект и мир под пятой финансовой олигархии. При этом исторически, со времен Александра Македонского (и раньше, со времен переселения народов, когда возникали кочевые империи), хуннов, Чингисхана, Тимура, далее Российской империи и СССР, всегда вырисовывалась группа территорий и стран, которые были способны к устойчивому существованию и процветанию лишь в рамках единого евразийского союза. Порознь же они начинают разрываться между притяжениями различных центров силы. Атомизация евразийского пространства в политическом смысле выгодна всем четырем центрам силы мировых проектов. С экономической точки зрения им выгодно и оформившееся некоторое подобие общего рынка на территории Евразии, который, при политической и военной слабости союза, получит победитель.

Сегодня в Евразийском экономическом союзе состоят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан, в перспективе к нему присоединятся и другие страны — в основном из Средней Азии, бремя членства которых ляжет, как это понятно, на Россию. Геополитические соображения диктуют необходимость быстрых решений, но быстрота не должна вести к ошибкам советского времени, когда Россия кормила всех, покупая таким образом лояльность. В мире нет ни одной страны, стоящей во главе какого-либо международного объединения, которая бы покупала лояльность остальных его членов столь затратным путем.

Одной из таких стран, существовавших фактически за счет СССР, была Монголия. Впрочем, и сегодняшнее положение дел мало отличается от советских времен. 22 января стало известно, что Государственная дума ратифицировала межправительственное соглашение об урегулировании долга Монголии перед Россией — речь идет об эквиваленте в $174,2 млн — долги по кредитам, которые предоставил этой стране СССР для оплаты части взносов монгольской стороны в уставный фонд СП «Монголсовцветмет» и сальдо в пользу российской стороны по клиринговым счетам, открытым Внешэкономбанком в Госбанке Монголии. Как пояснил замглавы Минфина Сергей Сторчак, к долгам Монголии была применена скидка в размере 97,8%. В итоге эта страна должна будет выплатить России лишь $3,8 млн в течение 30 дней, после того, как соглашение вступит в силу. Такая схема стала, по словам замминистра, «единственным возможным способом разблокирования долгового вопроса». Россия пошла на этот шаг, потому что Монголия представляет большое значение для Евразийского союза.

С населением в 3 млн человек, ВВП по номиналу в 2014 году около 11,5 млрд. долларов против 10,271 по номиналу в 2012 году (темпы роста в 2014 году составили около 8%), эта страна является преимущественно сырьедобывающей и скотоводческой страной: 12 голов на душу населения — 3-е место после Австралии и Новой Зеландии. Экономика Монголии до 1991 года плотно зависела от советской, затем российской финансовой помощи (не инвестиций), и российские проблемы с 1991 года ощутимо ударили по Монголии.

В 2001 году 40% внешнеторгового оборота Монголии приходилось на Россию и Китай, а в 2011 году основные покупатели — Китай (85,7%) и Канада (6,3%), и лишь на 10 месте Россия с 3%. Основные поставщики в 2011 году — Китай (43,4%, в 2006 — 29,8%), Россия (23,3%), Южная Корея (5,6%) и Япония (5,1%). Зависимость от России: часть электроэнергии и до 95% нефтепродуктов. Зависимость от Китая колоссальная: даже цены на монгольский кашемир определяются правительством КНР.

70% южной границы Монголии приходится на автономный район Внутренняя Монголия (часть КНР), с ВВП 220 млрд долл и населением 25 млн чел, с подушевым ВВП в 2,5 раза превышающим монгольский. Китай легко может реэкспортировать полученные от России углеводороды в Монголию, а также переориентировать ее на китайскую электроэнергию, тем самым окончательно закрепив экономическую зависимость Монголии от себя и разорвав ее экономические связи с Россией. При использовании тех же технологий, что и при воссоединении с Гонконгом, территория Китая может прирасти территорией Монголии и ее природными минеральными ресурсами.

Главная же угроза заключается в том, что США весьма заинтересованы в военном сотрудничестве с Монголией, в переходе ее армии на стандарты НАТО, в создании военных баз, прежде всего на территории аймаков Ховд (граничит с Синьцзянь-Уйгурским автономным районом КНР, в котором США пытаются проводить политику управляемого хаоса, благодаря 10% казахскому населению позволяет оказывать давление на Казахстан и ШОС, благодаря близости к России и 7% урянхайскому населению (западные тувинцы) давить на Россию); Говь-Алтай (позволяет давить прежде всего на Китай); Умнеговь или Южно-Гобийский, граничит с Китаем; Дордонговь или Восточно-Гобийский позволяет угрожать Китаю, и все 4 аймака позволяют контролировать коммуникации, водные бассейны, значительные минеральные природные ресурсы, в том числе чувствительные для Китая.

Территория Монголии позволяет эффективно угрожать России и Китаю (в первую очередь России), а также, в случае развития российско-китайских отношений и заключения договора о военной взаимопомощи, блокировать сухопутную логистику союзников.

Кроме того, Монголия уже активно сотрудничает с НАТО как в составе возглавляемых США коалиционных сил в Ираке и Афганистане, так и в рамках переоснащения монгольской армии. Ежегодно США тратят на военную технику и средства связи для Монголии около 2 миллионов долларов, а также 1 миллион долларов на боевую подготовку 10-тысячной армии страны. Интеграция идет также через проводников политики США в Евросоюзе, например, через Польшу, предложившую монгольским властям расширить двустороннее военное сотрудничество.

Источник: http://evrazia.org/article/2825