Миротворцы, такие миротворцы…

Сегодняшнее решение президента Украины Петра Порошенко о запросе к структурам ООН и ЕС касательно ввода миротворцев на Донбасс можно было бы всецело приветствовать, если бы этому решению уже не сопутствовала более чем годовая эскалация конфликта на юго-востоке Украины.
1 марта 2014 года, год тому назад, спустя неделю после вооружённого переворота в Киеве, в Донецке собрался многотысячный митинг, избравший Павла Губарева «народным губернатором» тогда ещё Донецкой области. Тогдашние требования донецких восставших были совершенно «вегетарианскими» на фоне нынешнего положения вещей: федерализация страны, бюджетная самостоятельность и культурная автономия Донбасса.

Однако, уже 6 марта Павел Губерев был арестован — и ему были предъявлены обвинения по статьям УК Украины, подразумевающие действия, направленные на насильственную смену или свержение конституционного строя или на захват государственной власти, посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины и захват государственных или общественных зданий или сооружений.
Трудно сказать, чем руководствовались тогда генералы СБУ, закрывшие де-факто глаза на аналогичные действия «евромайдановцев-анижедетей» в Киеве, но в случае Губарева применившие всю строгость закона, но лучшего повода разжечь огонь восстания на Донбассе трудно было бы и придумать.
Огонь регионального патриотизма, до этого слабо тлевший на Донбассе, был разожжён, а дальше в него уже лишь подбрасывали и подбрасывали дров.
Я не буду перечислять в данной статье всех этапов постепенной эскалации донбасского конфликта, теснейшим способом сплетённого и с вопросом самоопределения Крыма, и с позицией России во внутриукраинском конфликте, и с политическими процессами внутри оставшейся Украины — нам важен итог этого годичного пути.

На сегодняшний день остаткам Украины и сидящим в глухой обороне солдатам ВСУ противостоит уже не разрозненное ополчение, а сформировавшаяся, единая армия Донбасса, которая за время зимней кампании смогла осуществить решительное наступление на превосходящего её противника, да ещё и находящегося в долговременной, подготовленной обороне.
Кроме того, в качестве чёткой позиции озвучено и требование России: Украина теперь, по истечению года эскалации конфликта, может получить контроль за границей Донбасса и России только в обмен на всеобъемлющий процесс мирного и политического урегулирования. В опции же внезапного нападения на Донбасс и попытке провести блицкриг — Порошенко вполне может столкнуться уже не только с ополчением Донбасса, а с иррегулярными частями российской армии (которые сегодня уже даже в российской прессе часто именуются «северным ветром» или «отпускниками»).

В такой ситуации у президента Порошенко, в общем-то, выбор невелик: либо продолжать самостоятельно пытаться сдерживать ополчения тающими силами ВСУ — либо же привлечь к этому процессу внешние силы. То есть — миротворцев, упомянутых в названном обращении к ООН и ЕС.

При этом, понятное дело, киевский режим хотел бы обеспечить максимально благоприятный для себя состав миротворцев — ведь, согласно всему предыдущему опыту миротворческих операций, так или иначе, миротворческий контингент обычно действует в интересах «мирового сообщества», которое обычно выражает мнение Западного мира и его гегемона — США на тот или иной вопрос мирового устройства.

В случае Украины это мнение пока единодушно: Донбасс — мятежная территория, которую необходимо любым способом вернуть под власть Киева.
Мешает этому, в общем-то, исключительно позиция России, которая бы хотела сопроводить этот процесс ещё и массой неприятных для Киева, но критических для восставшего Донбасса условий.

Как Киев будет добиваться введения данной миссии — и чего он может достичь по итогам?

Во-первых, во всей послевоенной истории есть только один факт, когда Совет Безопасности принял решение о вводе миротворцев, не поддержанное единогласно. Это случилось во время Корейской войны, когда СССР провёл демарш, отозвав своего представителя из Совбеза в силу того, что в нём тогда заседал не представитель поддерживаемого СССР коммунистического Китая, а представитель гоминьдановского режима Чан Кайши. Американцы тогда немедленно воспользовались этой ситуацией — и провели результативное голосование, получив для себя мандат миротворческих сил в Южной Корее. Он, собственно говоря, потом и позволил им свести Корейскую войну «вничью».

Во-вторых, судя по утечкам в прессу, Украина прекрасно понимает, что в Совбезе ООН сегодня ввод миротворцев будет заблокирован Россией, поскольку это не в интересах ни России, ни Донбасса. Украина, скорее всего, будет апеллировать к принятой Генассамблеей ООН в 1950 году резолюции 377A «Единство ради мира». Эта резолюция утверждает, что в случаях, когда Совбез ООН, при отсутствии единодушия среди своих пяти постоянных членов, не может действовать в поддержку международного мира и безопасности, то Генеральная Ассамблея может немедленно рассмотреть проблему выступить с рекомендациями о необходимости соответствующих действий.
Да, повод конечно будет создан хилый, но в ситуации усиливающегося давления Запада на Россию это будет для Украины уже определённой «победой по очкам». Если, конечно же, Генассамблея ООН проголосует за ввод миротворцев.

Кроме того, формат обращения СНБО имеет и второго адресата — ЕС. Несмотря на всю немощность военных структур Евросоюза, определённые действия можно ожидать и на этом направлении.
В последнем отчёте (англ.) «Прогноз на десятилетие: 2015-2025 годы», опубликованного американским аналитическим центром Stratforпостулируется интересная и уже опробованная в ситуации миссий в Югославии и в Ираке стратегия: в случае невозможности получения всеобъемлющего решения проблемы «миротворцев» в рамках Совбеза ООН, США, часто руками своих агентов, могут добиваться «частных решений» в рамках важных для них военных конфликтов.
В данном отчёте постулируется и американская стратегия для украинского конфликта: «Мы (США) рассчитываем на то, что давние соперники России — Польша, Венгрия, Румыния попытаются восстановить влияние в регионах, которые они исторически считают «своими», причем восстановление такого влияния затронет не только Украину, но и Белоруссию». Далее в отчёте постулируется, что на роль лидера анти-российской коалиции при таком сценарии противостояния предлагается Польша, и, что важно, создаются условия для скорейшего подключением к такой враждебной России коалиции ещё и Румынии. Украина же и Беллоруссия выступают не более, чем хаотизирующимися территориями с «разменным» населением и коллапсирующей государственной властью.  

В любом случае, ввод миротворцев вряд ли обеспечит решение донбасского конфликта — и даже, скорее всего, не сможет обеспечить и элементарной «заморозки» военных действий.
Скорее всего, продавливаемый Украиной и незримо стоящими за её спиной США формат ввода миротворцев может только разжечь и интернационализировать украинский гражданский конфликт.

От себя, вдогонку.
Одновременно с наращиванием дипломатического давления на Россию и через неё — на Донбасс, Украина продолжает одновременно и «пилить свою, попавшую в российский капкан, донбасскую ногу», в частности, опротестовав в Брюсселе решение «Газпрома» о поставках на Донбасс природного газа через несогласованные с Киевом газоизмерительные станции.
О сценариях такого газового конфликта я вчера дал интервью порталу «Накануне», показав все те неприятные вилки, на которые попадает Россия и Донбасс в случае такого сценария развития событий. И, в общем-то, оказался прав — Киев по-прежнему готов собирать налоги с Донбасса, но шаг за шагом перевешивает на Россию содержание всей мятежной территории. Либо же — создавая предпосылки полного разрушения Донбасса, если Россия не впишется за эту территорию уже по-полной.

Налицо — умелое маневрирование Киева в ситуации перемирия, когда даже мирные по сути действия создают условия для следующего раунда войны. Войны с решающими целями — уничтожение Донбасса и возвращения Крыма, который Украина считает незаконно отторгнутым Россией.

Вообще же, умение сочетать политику, экономику и военные действия — это то, чего сейчас столь сильно не хватает Донбассу и стоящей за его спиной Россией. Понятно, что Украина играет не в одиночку, но не понимать это и считать по-прежнему украинцев «дурашливыми хохлами» — очень опасное заблуждение. Особенно, посмотрев на вот это наглядное сравнение о том, с кем сегодня реально вступила в конфронтацию Россия:

flagi
Соотношения ВВП Украины, России, Китая, Евросоюза и США.
К вопросу о том, сможет ли выдержать Россия длительную войну.

И, возвращаясь к уже процитированной как-то мною книге — мало раздать людям оружие.
Нужно ещё и дать им внятную конечную цель.
В случае же нынешней ситуации, когда Россия и руководство Донбасса дают своим гражданам и своим структурам по факту «двойное послание» — ничем, кроме шизофрении и паралича воли к действиям, такой подход закончится не может.
И вот тогда уже сыграет подготоваливаемая Порошенко карта — отмобилизованные 250 тысяч армейцев, которые должны раскатать в асфальт демотивированное и потерявшее цели ополчение Донбасса.

Источник: http://alex-anpilogov.livejournal.com/38861.html