Крепче стали

Служба охраны Иосифа Сталина по праву считается одной из самых надежных и эффективных в мировой истории. В условиях внутрипартийной борьбы, провокаций иностранных агентов, охоты за советским лидером в период Великой Отечественной войны охране удавалось с максимальной надежностью обеспечить безопасность охраняемого лица. До сих пор многие специалисты утверждают, что если бы начальником Главного управления охраны (ГУО) остался Николай Сидорович Власик, то Сталин не умер бы (или согласно в высшей степени конспирологической версии не был бы убит) в марте 1953 года на своей «ближней даче».

Шаг вперед

С 1923 по 1929 год за охрану руководителей советского государства отвечало специальное отделение при Президиуме ВЧК — ГПУ (с 1926 года — при Коллегии ОГПУ). Очень важно заметить, что 10 июня 1927 года решениями ВЦИК ВКП(б) СНК СССР к 14 руководящим советским работникам были прикреплены сотрудники спецохраны ОГПУ, по одному на каждого охраняемого.

С тех пор должность «прикрепленный» стала одним из тех фундаментальных системных элементов, которые неизменно присутствуют в современном подходе к обеспечению личной безопасности. Сегодня она перешла и в сферу частной охраны, при том что работа телохранителей в России пока не имеет своего правового поля. Лучшие профессиональные традиции не требуют законодательного утверждения, и прикрепленный в силу своего положения практически всегда, даже по умолчанию, является начальником личной охраны.

Интересно, что в 30-е годы прошлого века в Секретной службе (Secret Service) США тоже существовала подобная должность, но называлась она «личный офицер безопасности» (personal security officer). Этот «личный офицер» работал с охраняемым до тех пор, пока тот по каким-либо причинам не лишался своего высокого поста. Или, как это не раз случалось с американскими политиками, не был убит…

После 1929 года, когда Иосиф Сталин окончательно утвердился у власти, численность личного состава правительственной охраны начала увеличиваться, совершенствовался механизм отбора и подготовки кадров, усиливалась сама система обеспечения личной охраны руководителей государства. Так, 29 мая 1930 года была создана Центральная школа ОГПУ. Проводились внутренние реорганизации спецотдела, наращивалось его материально-техническое обеспечение, расширялась и правовая база.

Еще одна важная веха в истории становления системы госохраны: в 1934 году ОГПУ вошло в состав НКВД СССР (образованного из НКВД РСФСР) как Главное управление государственной безопасности (ГУГБ).

Устремления ответственных за обеспечение государственной безопасности лиц в это время сводились к системной централизации. ГУГБ получало существенную возможность маневров силами и средствами под единым руководством, тем самым обретая универсальность и повышая свои оперативные возможности.

С апреля 1936 года в опероде (оперативном отделе) ГУГБ НКВД СССР появилась особая часть, занимавшаяся обеспечением безопасности охраняемых лиц. В ноябре она была реформирована в самостоятельный отдел охраны, а с 25 декабря 1936 года, когда отделам госбезопасности присвоили номера, этот отдел стал называться 1-м отделом ГУГБ НКВД СССР со своей школой. В том же году Управление коменданта Московского Кремля было подчинено НКВД СССР.

29 сентября 1938 года Лаврентий Павлович Берия возглавил ГУГБ, но уже через два месяца, 25 ноября, он был назначен наркомом внутренних дел СССР. С этого момента началась «бериевская перестройка» органов государственной безопасности, которая была направлена на пресечение безудержной карательной практики органов госбезопасности, осуществлявшейся его предшественниками Ягодой и Ежовым.

Таким образом, к концу 30-х годов прошлого столетия система обеспечения безопасности высшего политического и военного руководства СССР обрела четкие формы и профессиональные качества. По сравнению с пусть и беззаветно преданной, но малочисленной и не всегда четко организованной ленинской охраной за десять лет был сделан огромный шаг вперед.

Эта стратегическая модель с небольшими изменениями легла в основу работы КГБ СССР до его расформирования в 1991 году.

Охрана здоровья

Системная централизация позволила управлению государственной охраны не только иметь доступ к необходимой оперативной информации, но и достаточно быстро оперировать любыми дополнительными (то есть не входящими в структуру охраны) силами и средствами. Так, уже по всей стране задачи по обеспечению госбезопасности выполняли управления государственной безопасности региональных управлений НКВД.

Здесь необходимо обратить внимание на еще один немаловажный штрих к истории, а главное, на логику развития государственной службы охраны. Как истинный кавказец Иосиф Виссарионович не любил холодный и промозглый подмосковный климат, при котором заболевания обострялись и с годами напоминали о себе все чаще и чаще. По рекомендациям врачей Сталину периодически приходилось проводить лечение постоянно болевшей левой руки сероводородными и радоновыми ваннами на бальнеологических курортах в Нижней Мацесте, Цаиши и Цхалтубо. У Сталина также были гипертония, хронический суставный ревматизм, радикулит и стенокардия. По рекомендации личного врача Кириллова Сталин в основном лечился методами курортологии, и только значительно позже он стал принимать медикаментозные средства.

Иосиф Сталин в сопровождении охраны в Ессентуках. Фото: Imperia War Museum

Кремлевские врачи всегда играли не столь заметную гражданам, но зато вполне осязаемую чекистами огромную роль в жизни политического руководства нашей страны.

Возвращаясь немного назад, нужно сказать, что в 1918 году, через полгода после переезда в Кремль, Владимир Ленин сам назначил доверенного ему доктора Александру Юлиановну Канель главным врачом больницы, которая была организована в Потешном дворце Кремля. Естественно, что в ней оказывалась медицинская помощь всему кремлевскому руководству.

В 1923 году было принято решение о строительстве Кремлевской больницы и амбулатории на улице Воздвиженка, дом 6. В 1925 году амбулатория становится самостоятельным учреждением и получает название Кремлевской поликлиники. В 1938 году было начато строительство здания поликлиники на Сивцевом Вражке. Заметим, что медицинская служба никогда не входила в прямое подчинение руководству службы охраны, но при этом на протяжении всей советской истории в структуре главного государственного медицинского ведомства выделялось особое управление для обслуживания исключительно руководства страны. И, естественно, оно должным образом контролировалось чекистами, а потом и оперативными сотрудниками КГБ СССР.

Поскольку для лечения Сталин облюбовал крымские и особенно кавказские курорты, отдых в этих регионах вскоре вошел в моду у партийных руководителей. Началось активное строительство госдач. А руководству службы госохраны, естественно, пришлось решать задачи обеспечения безопасности охраняемых лиц во всех местах их отдыха.

После того как Иосиф Сталин в 1932 году в разговоре с главным архитектором хозуправления ЦИК СССР Мироном Ивановичем Мержановым (Миран Оганесович Мержанянц) заметил, что «…моя дача должна иметь те же комнаты, как и в кремлевской квартире», дачному вопросу стало уделяться огромное внимание.

Одновременно с завершением строительства санатория РККА имени Ворошилова по заданию ЦИК Мержанов спроектировал комплекс госдач в Дагомысе «Бочаров Ручей», являющийся в настоящее время правительственной резиденцией. По проекту Мержанова в 1930-х годах была построена всего одна дача — № 17, а две другие появились в 1948–1951 годах. Сейчас эти три госдачи под номерами 5, 6 и 7 являются резиденцией правительства России, а совершенно новый комплекс под названием «Ривьера-6» закреплен за Владимиром Владимировичем Путиным.

В 1933–1934 годах Мирон Мержанов спроектировал первую сталинскую госдачу, известную как «ближняя», или «объект № 1» — так она значилась в документах ГУО МГБ СССР, и именно там Сталин проведет последние дни жизни. Дача прекрасно сохранилась и сейчас, про нее написано много книг и снято немало телепередач. Она расположена в московском микрорайоне Давыдково, в 300 метрах от Поклонной горы (объект «Волынское» ФСО РФ). Интересно, что госдача «Большие Броды», построенная в 1938 году на полуострове озера Ужин на Валдае, была точной копией мержановской в Кунцево.

В конце 1934 года Сталин, весьма довольный выполненным заказом, приказал Мержанову подготовить проект госдачи в Верхней Мацесте, сейчас она известна под названием «Зеленая роща». Вскоре дачу построили на скалистом холме, окруженном непроходимым кустарником и лесом. А уже в 1935 году на реке Багрыпста, в 11 км от Гагр, по проекту того же Мержанова была построена врезанная в гору двухэтажная дача, получившая название «Холодная речка», или «объект № 18». По воспоминаниям сотрудников охраны Иосифа Сталина, он очень любил это место.

Нужно учитывать, что за все инженерные решения и особенно за технические средства охраны, спецсвязь и оперативное обеспечение (подбор кадров, агентуру и др.) отвечало руководство ГУГБ.

«Пешее хождение прекратить». В начале 1930-х годов работа всей госохраны была не просто насыщенной, но и весьма напряженной. В частности, потому, что в то время Иосиф Сталин и другие члены Политбюро еще практиковали пешие прогулки по центру Москвы. Например, из Кремля в здание ЦК ВКП(б) на Старую площадь или в Большой театр на партийно-правительственные мероприятия. Стоит напомнить, что Кремль тогда еще не изменил своего дореволюционного вида и не был как-либо отгорожен от остальной Москвы. Естественно, безопасность всех передвижений охраняемых лиц негласно обеспечивали сотрудники ОГПУ в штатском, и не только они.

16 ноября 1931 года одна случайная встреча едва не стала для Сталина роковой. В тот день он в сопровождении своей охраны возвращался по Ильинке в Кремль. В районе Гостиного двора навстречу им вышел неприметный человек — бывший белый офицер, помощник резидента английской разведки в Москве Платонов-Петин, недавно приехавший в СССР под фамилией Огарев. Естественно, он сразу же попал в поле зрения чекистов, о чем (и это тоже естественно) даже не подозревал.

Платонов-Петин за последние несколько лет неоднократно въезжал и выезжал из СССР, и именно в этот раз контрразведчики решили взять его в разработку особым образом. К нему был «подведен» сотрудник — по легенде «радушный хозяин квартиры», которую Платонов-Петин снял в Москве. Как утверждают источники, в момент встречи со Сталиным на Ильинке именно этот чекист шел вместе с диверсантом.

Вот что сам Платонов-Петин-«Огарев» позже откровенно показал на допросе: «Мы так близко сошлись на тротуаре, что я даже задел рукой его соседа. Первая моя мысль была выхватить револьвер и выстрелить. Но я был в этот день не в куртке, а в пальто. А револьвер был в кармане штанов под пальто. Я понял, что раньше, чем я выстрелю, меня схватят. Пройдя несколько шагов, я подумал, не вернуться ли мне…». Показания чекиста указывают на то, что Платонов-Петин «постарался выхватить револьвер», и именно это действие пресек сотрудник ОГПУ.

Через несколько часов секретарь ЦИК СССР И.А. Акулов докладывал Сталину:

«Проходя с нашим агентом по Ильинке, агент английской разведки случайно встретил Вас и сделал попытку выхватить револьвер. Как сообщает наш агент, ему удалось схватить за руку указанного англоразведчика и повлечь за собой, воспрепятствовав попытке. Тотчас же после этого названный агент англоразведки был нами секретно арестован. О ходе следствия буду Вас своевременно информировать».

«Встреча на Ильинке» была очень серьезным сигналом не только руководству НКВД СССР. На записке ОГПУ за N 40919 от 18 ноября 1931 года появилась резолюция В. Молотова: «Членам Политбюро. Пешее хождение т. Сталина по Москве надо прекратить». Ниже стоят подписи Л. Кагановича, М. Калинина, В. Куйбышева и А. Рыкова.

После этой директивы Сталин и остальные охраняемые лица перемещались в сопровождении каждый своей охраны даже по территории Кремля. Соответственным образом была организована и вся система охраны. Так, например, для ежегодных поездок Сталина на курорты Кавказа одновременно готовились и его литерный поезд в Москве, и соответствующий теплоход в Горьком. Когда он предпочитал уезжать непосредственно из Москвы, использовался поезд, в других случаях теплоход спускался по Волге до Сталинграда, а уже оттуда другой специальный поезд доставлял Сталина в Сочи.

Никто не знал заранее ни того, какой вариант выберет Иосиф Виссарионович на этот раз, ни дня, когда он пустится в путь. Его специальный поезд и специальный теплоход по нескольку дней стояли в полной готовности, но только в последние часы перед выездом он наконец сообщал доверенным лицам, какой способ перемещения избирает на сей раз.

Перед его бронированным поездом и следом за ним двигались два других литерных состава с охраной и вспомогательным личным составом. Этот уникальный поезд был так оборудован, что мог выдержать двухнедельную осаду. При необходимости окна закрывались бронированными ставнями. Уже после смерти Сталина этот порядок обеспечения безопасности охраняемых лиц при следовании на железнодорожном транспорте в адаптированном для своего времени виде был оформлен специальным приказом в шестидесятых годах и действовал вплоть до 1991 года. Нет сомнений, что для обеспечения безопасности литерного бронепоезда лидера Северной Кореи Ким Чен Ира в России в августе 2011 года были использованы те же самые принципы охраны, которые были установлены для охраны поезда Сталина.

Выговор наркому

Нельзя упустить из виду и такой важный в обеспечении безопасности первых лиц элемент, как автомобильный парк. 2 июня 1932 года СНК СССР издал постановление №375 «Об особом гараже Кремля». К концу 1932 года в ГОНе числились 45 работников высшей квалификации. Сотрудники ГОНа принимали участие и в оперативно-технических осмотрах, и в техподготовке речных и морских судов, использовавшихся для отдыха руководителей государства.

Весьма примечательный автопробег на высшем уровне состоялся с 18 по 26 июля 1933 года. Иосиф Сталин и Климент Ворошилов выехали из Москвы в Ленинград на трех основных машинах уже ГОНа в сопровождении двух автомобилей охраны оперода ОГПУ СССР под начальством тогда еще первого заместителя председателя ОГПУ Генриха Ягоды (заметим, что ГОН тогда не предоставлял автомобили для охраны, чекисты имели свой гараж). Там их встретил Сергей Киров (кстати, у Кирова был свой персональный водитель — С.М. Юдин), и все охраняемые сели на пароход, посетили Беломорско-Балтийский канал, а обратно в Москву вернулись поездом. Объем работы, выполненной группой охраны и личным составом ГОНа, был по плечу только высокопрофессиональной службе безопасности.

Весьма неприятный эпизод с машиной Сталина произошел сразу же по прибытии в Сочи после беломорско-балтийской поездки. При въезде на Ривьерский мост в Сочи в автомобиль Сталина врезался грузовик. Но это была не первая авария основного автомобиля в Сочи.

За три года до этого, 26 июля 1930 года, вместе со своей супругой Н.С. Аллилуевой, С.М. Буденным и комиссаром для особых поручений оперода ОГПУ И.Ф. Юсисом (по логике, он выполнял функции прикрепленного) Иосиф Виссарионович собрался ехать в Красную Поляну. «При выезде из дома отдыха «Пузановка», за речкой «Вонючкой» (так и написано в документе. — Прим. авт.) в 10:35 автомобиль «Роллс-Ройс» Гаража особого назначения столкнулся с автомобилем дома отдыха «Красный шторм». В документе не говорилось, что Сталину тогда осколком стекла срезало левую бровь, но уже на следующий день он чувствовал себя хорошо. Сам Иосиф Виссарионович строго приказал никому об этом факте не сообщать и водителя не наказывать.

С точки зрения работы охраны весьма интересны и факты отношения руководства страны к самодисциплине и безопасности.

В протоколе заседания Политбюро ЦК ВКП(б) за №140 от 25 июня 1933 года значилось: «За грубое нарушение постановления Политбюро о запрещении полетов ответственных работников — объявить тов. Микояну строгий выговор».

Но и после этого выговора Анастас Иванович не начал с должным вниманием относиться к требованиям личной безопасности. Своим персональным водителям ГОНа Степанову и Тимашеву он ставил сложнейшие задачи по прибытию в назначенное место вовремя. Проще говоря, заставлял их гонять автомобиль на предельных скоростях. Какая знакомая ситуация для современных телохранителей! Тут последовало еще одно предупреждение от товарищей по партии.

Протокол №11 решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 17 января 1939 — 20 января 1939 года «о тов. Микояне.

воспретить тов. Микояну езду на автомобиле со скоростью 80–100 километров в час (в черновике — 100–150 км/ч. — Прим.авт.)

Обязать тов. Микояна не требовать от своего шофера больше скорости, чем 50–60 километров в час.

Тов. Власику проследить за выполнением».

Как вспоминал бывший сотрудник охраны Сталина Алексей Трофимович Рыбин, сам Иосиф Виссарионович предпочитал тихую езду — 40-50 км/ч, не более.

Источник: http://cont.ws/post/144989