Керченский мост: над бурными водами

Проект моста, который свяжет Краснодарский край с Крымом, уже реализуется. По сообщению Росавтодора, составлен календарный план подготовительного периода и в ближайшее время начнутся испытания грунтов сваями. ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, назначенному правительственным распоряжением генеральным подрядчиком строительства, предстоит за четыре года реализовать проект, от которого отказался другой крупный российский предприниматель Геннадий Тимченко. Таким образом, до конца 2018 года снабжение крымчан будет зависеть от паромов, которые, в свою очередь, зависят от погоды, а она здесь капризная и непредсказуемая, особенно в межсезонье. Если, конечно, не случится другое решение.

Можно с большой уверенностью сказать, что в России мостов такого масштаба еще не строили. По проекту 19-километровый мост должен включать в себя автомобильный переход с двумя полосами в каждую сторону, а также двухколейный железнодорожный путь. При этом его пропускная способность должна обеспечивать проезд 9400 автомобилей и 47 поездов в сутки. К 2030 году эти объёмы должны вырасти в три и полтора раза соответственно.

В рамках проекта предстоит насыпать дамбу на косе Тузла, по которой пройдут автомобильная и железная дороги, а также проложить порядка 50 км поездных путей.

Возвести мост и проложить дороги предстоит на плавнях Таманского полуострова, а это не самый лучший грунт для вообще какого-либо строительства. К тому же коса Тузла, по которой пройдет дамба, постоянно размывается течениями Керченского и Таманского заливов. Наконец, этот район обладает высокой сейсмичностью – 9 баллов из 12 возможных.

Не следует также упускать из внимания вопросы экологии. Тамань – место массового гнездовья птиц, по заливам проходят пути нереста рыбы. При Минприроды уже создана экологическая экспертная группа, которая будет сопровождать проект строительства керченского моста. Ее председателем назначен заместитель министра природных ресурсов и экологии Ринат Гизатулин. Учитывая все сказанное, можно понять Г. Тимченко, который в качестве причины отказа назвал «репутационные риски».

Стоимость строительства определена Минтрансом в 228,3 млрд рублей. Условия жесткие: автомобильное движение должно быть открыто не позднее декабря 2018 года, а окончательный ввод моста в эксплуатацию должен состояться в июне 2019 года.

К этому времени должны быть разобраны все временные сооружения, а прилегающая территория благоустроена и озеленена. При этом в правительстве дали понять, что на корректировку планов как по срокам, так и по ассигнованиям, надеяться не стоит.

А. Ротенберг заявил, что при таких условиях построить мост «реально», хотя не исключил возможность корректировки первоначальных показателей. «Окончательная стоимость будет определена, когда появится финальная проектно-сметная документация, она пройдёт госэкспертизу и обсуждение с экспертами», — заявил он.

Он также дал понять, что участие российских фирм в реализации проекта пока под вопросом, а непосредственными строителями транспортного перехода скорее всего станут иностранные компании, с которыми Стройгазмонтаж ведет переговоры. «Мы их предупредили прямо: могут быть санкции, а они говорят, что решат этот вопрос, – рассказал Ротенберг. – Китайцев пока нет, но мы ведём переговоры с компаниями из Южной Кореи. Они хорошо строят, и у них есть опыт в подобных проектах».

При этом он пообещал максимально использовать в проекте российские материалы и имеющиеся российские технологии.

А. Ротенберг признал, что строительство керченского моста – «трудный проект в любом случае, даже просто технологически», но этим он и интересен. По словам предпринимателя, скорее всего, это будет его заключительный большой проект, и он взялся за него не ради зарабатывания денег. «Если позволите, это мой вклад в развитие страны», – сказал он.

Государственный контракт на проектирование и строительство транспортного перехода через Керченский пролив был подписан во второй половине февраля. Его участниками стали ООО «Стройгазмонтаж» А. Ротенберга и Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань», входящее в структуру Росавтодора. Документ предусматривает только бюджетное финансирование. Еще ранее вице-премьер Дмитрий Козак исключил участие в финансировании иностранных инвесторов, позднее это подтвердил и А. Ротенберг.

Правда, возможны варианты. Так, разработку землеустроительной документации готова оплатить администрация Краснодарского края. В частности, краевой министр финансов Иван Перонкосообщил, что в 2015 году планируется выделить на эти цели 47 млн рублей.

«Скинуться» на мост призвал в январе депутатов и госчиновников депутат Госдумы от ЛДПР Роман Худяков. «Я уверен, каждый подставит свое плечо для того, чтобы поддержать Крым в эту минуту», – заявил он. «Наши крымчане ждут от нас помощи, наши крымчане ждут от нас серьезной поддержки», – добавил парламентарий.

До перехода в российскую юрисдикцию Крым был полностью интегрирован в украинскую экономику. Оттуда он получал питьевую воду, львиную долю продовольствия, 100% угля и сахара, 90% электроэнергии, 55% нефтепродуктов. Сегодня это с грехом пополам завозится через пункты пропуска на границе с Украиной, но роль керченской переправы в снабжении Крыма постоянно возрастает и мост, который возведут только к 2019 году, уже сегодня имеет стратегическое значение.

Поэтому строительство моста – центральный пункт пятилетней федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года», ассигнования по которой составят 700 млрд рублей, из которых около 660 млрд будут взяты из федерального бюджета. Программа предусматривает также реконструкцию воздушных и морских портов и автомобильных дорог. В частности, предусматривается удвоить мощности симферопольского аэропорта, который уже сегодня принимает порядка 60 рейсов в день.

ФЦП «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года» утверждалась летом – осенью прошлого года и не могла учесть падения курса рубля в декабре 2014 года. Поэтому, надо полагать, ее ожидает серьезный пересмотр. Соответственно и стоимость строительства керченского моста тоже может сильно измениться, тем более что в нем предполагается участие иностранных подрядчиков.

Источник: http://politobzor.net/show-47225-kerchenskiy-most-nad-burnymi-vodami.html