«Кавказская пленница» на крымском курорте

Великой комедии Леонида Гайдая – 50 лет

Почему Шурик переодевал для осла штаны, Нина брала на съемки 300 кг багажа, а Бывалому не выписали премию?

Комедия 1966 года «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» заняла 1-е место по кассовым сборам в первый год проката. Но, несмотря на триумф у зрителей, фаворит сезона стал последним фильмом Леонида Гайдая, где участвовала его «великая троица».

Шурик в горах

Успех «Операции «Ы»…» вдохновил авторов комедии на продолжение истории о приключениях Шурика. В 1965 году Яков Костюковский и Морис Слободской подали на киностудию «Мосфильм» заявку на сценарий «Шурик в горах». Как и предыдущий фильм, новая работа должна была состоять из отдельных новелл, но уже не трех, а двух: «Кавказская пленница» и «Снежный человек и другие».

В первой части – тот сюжет, который мы знаем: к кавказским родственникам приезжает на каникулы очаровательная студентка, спортсменка, комсомолка, и, наконец, просто красавица Нина, местный начальник Ахохов ее похищает, а Шурик вызволяет. Сюжет второй новеллы: в горы приезжает экспедиция в поисках снежного человека, за которого выдают себя в надежде обмануть милицию Балбес, Трус и Бывалый, а Нина и Шурик их разоблачают. Впоследствии снежного человека и разделение на новеллы убрали, оставив одну сюжетную линию о похищении героини.

Вопреки названию фильма, местом съемок был, в основном, Крым, а не Кавказ. Большинство натурных сцен снято в Алуште. В кадр попали центр города-курорта и долина у подножия горы Демереджи. Здесь до сих пор растет грецкий орех, на котором в фильме устроился герой Юрия Никулина. Говорят, дереву уже 600 лет. Но памятная табличка извещает не о его возрасте, а о связи с миром кино: работники лесхоза выдали ореху «паспорт» на имя «Никулинский орех». А вторая здешняя достопримечательность – валун, на котором танцевала главная героиня «Кавказской пленницы».

Некоторые эпизоды комедии сняты на горе Ай-Петри – там Шурик останавливал машину. А кадры в психбольнице сделаны в Симферополе.
На Кавказе снимали вид на пропасть из окна особняка, в котором похитители удерживали Нину, и быструю горную речку, по которой плыл в мешке Шурик. Это Адлерский район, Сочи, устье реки Мзымта, впадающей в этих местах в Черное море. Красота здешней природы так очаровала Леонида Гайдая, что он приехал сюда снимать и «Бриллиантовую руку» (дорога в Красную Поляну).

На роль – из-под купола

Претендентке на роль «кавказской пленницы» Гайдай выдвигал единственное условие: она должна с первого кадра привлечь к себе внимание, остальному научим. Кого только ассистенты не показывали режиссеру – он выбирал из полтысячи фотопроб. Была среди них и фотография цирковой воздушной акробатки Натальи Варлей. У 19-летней канатоходки даже был небольшой опыт работы в кино – эпизодическая роль в картине «Формула радуги» Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Стоило режиссеру будущего кинохита «Д’Артаньян и три мушкетера» увидеть артистичную и спортивную красавицу под куполом Московского цирка, как он тут же пригласил ее на главную роль. У худсовета, правда, на этот счет было другое мнение, и главная роль Варлей не досталась. Но это упущение исправил Леонид Гайдай.

«В кино Наталья не умела ничего, – вспоминал режиссер, – но она обладала прирожденным артистизмом и лихо справлялась с трюками, которых в картине хватает».
При этом трюкачка возила с собой на съемки под 300 кг циркового оборудования – надеялась в перерывах еще и репетировать номер, чтобы не потерять спортивную форму.
Бесшабашная циркачка и в бурлящую реку прыгала, и за рулем от погони уходила. О риске не думала. А могла и о стену на раскачивавшейся веревке удариться, и с отказавшими тормозами в съемочную группу врезаться.

После того как актриса упала с лошади, Гайдай убрал лишние опасные эпизоды и решил, что прыгать со скалы в холодную реку вместо Варлей будет дублерша. Нашли похожую девушку, она прыгнула и… чуть не утонула. Еще и Александр Демьяненко натерпелся страха, когда сила потока понесла его по порогам в застегнутом спальном мешке, не дав перехватить страховщикам. Но всё это не испугало Наталью Варлей – она отказалась от подмены и сиганула в воду с обрыва спасать Шурика.
А с актерским мастерством девушке помогала вся съемочная группа. Режиссер лично изображал действия героини в кадре, которые актриса повторяла удивительно точно. Извиваться в мешке во время похищения помогали сами похитители: Вицин, Моргунов и Никулин ее все время щекотали и щипали. А когда нужно было заливисто хохотать над Шуриком, забравшимся в спальник не с той стороны, Гайдай с Моргуновым по команде  «Мотор!» задрали футболки и стали чесать животы. Увидев столь разнокалиберные части тела – огромное брюхо Моргунова и ребра худосочного Гайдая, – Наталья рассмеялась до колик.
Кстати, супругу героя Фрунзика Мкртчяна играла его настоящая жена. А супруга Леонида Гайдая снялась в роли доктора из психиатрической больницы.

Сладкая жизнь Люси

По оригинальному замыслу, комедия должна была начинаться с того, что Трус-Вицин, робко озираясь по сторонам, пишет на заборе букву «Х», затем Бывалый-Моргунов добавляет «У»… Увидевший это милиционер хватается  за свисток. И тогда Балбес-Никулин заканчивает: «…дожественный фильм». Эти начальные кадры сочли хулиганством и не пропустили. Поэтому первым на экране появляется Шурик верхом на осле. О Шурике написано немало, а что известно… об осле?

Оказывается, ослов в «Кавказской пленнице» не было – как в переносном, так и прямом смысле. Упрямым персонажем была ослица. Звали ее Люся, и прожила она «человеческую» жизнь. В то время как обычно ее соплеменники живут 30-40 лет, Люся дотянула до 60! Среднеазиатская долгожительница родилась 15 апреля 1948 года и умерла уже в наши дни. «Звезда экрана»  много чего повидала на своем долгом веку, поскольку снималась до глубокой старости. В последний раз Люся тряхнула стариной в 56 лет, снявшись в фильме Федора Бондарчука «9-я рота». Но в отличие от известных артистов, хвостатая знаменитость совсем не «зазвездилась», и на ней ездили все, кто хотел. В последние годы любимица режиссеров катала малышей в детском парке.
Леонид Гайдай относился к Люсе по-джентльменски: сразу напомнил актерам, что имеют дело с библейским животным, и попросил обращаться с божьей тварью по-человечески. Но Люся взаимностью отвечала не всегда. Съемочная группа с ней изрядно намучилась. Ослица действительно упиралась, когда нужно было идти, и рвалась в бой, когда требовалось стоять. Слушалась она только Шурика и Нину. В чем секрет такой избирательности, коллеги поняли, когда увидели, что Демьяненко и Варлей подходят к ослице не с пустыми руками – они поощряли Люсю сахарком.
Привыкнув к «сладкой жизни», под конец съемок Люся ходила за своими благодетелями хвостом. И когда снимали сцену ослиного упрямства, Люся никак не хотела «стопориться» и бежала за Демьяненко, зная, что у него в кармане – сахар. После тридцати неудачных дублей артист даже решил сменить штаны, чтобы и запаха сладостей не осталось. Но стоять на месте ослицу уже было не уговорить, она от Шурика не отлипала. Пришлось снимать что-то другое.
А оставшаяся без внимания Люся потопала за поворот. И тут же оттуда донеслись треск, шум, гам, ослиный визг и ругань. Покалеченные мужики потребовали возместить ущерб за разбитый «Москвич». От растраты съемочную группу спасли Никулин, Вицин и Моргунов: за их автографы пострадавшие не только простили осла, но еще и поблагодарили за возможность познакомиться с артистами. А с перепуганной Люси и волоска не упало. Но глаз с нее уже потом не спускали.

Шляпу сними!

В комедии Гайдая каждая роль – актерская удача. Яркий персонаж Владимира Этуша – одна из них. Артист признавался, что не играл, а просто копировал манеры знакомого кавказца. Горцы – люди гордые и обидчивые, поэтому актер боялся, что тот его «зарэжет». Но знакомый кавказец себя в роли не узнал и похвалил Этуша за правдоподобность характера земляков, которых он лично знал в Нагорном Карабахе.

В сценарии герой Этуша был Охохов, и на это указывают, по меньшей мере, два эпизода. Сценарную фразу: «Или выйдешь женой товарища Ох… Ох, какого жениха!» — переделали на менее удачную: «Или выйдешь отсюда женой товарища Саах… Ах, какого жениха!». А если присмотреться к табличке на дверях заведующего райкомхозом, можно заметить, что «Саахов» смонтировано поверх таблички, а инициалы – «родные». Заменить фамилию пришлось перед самыми съемками: в Министерстве культуры обнаружился чиновник Охохов, а в Совмине Кабардино-Балкарии – Ахохов.

Но и из-за Саахова фильм хотели переозвучивать. Дело в том, что партийным  руководителем «Мосфильма» был чиновник по фамилии Сааков. Чтобы не вляпаться в скандал, режиссер должен был изменить фамилию героя и заново озвучить эпизоды, где она упоминается. Это было проблемой: и артистов уже не собрать, и деньги снова тратить. Выкрутились с помощью Юрия Никулина. Он рассказал о случившемся Екатерине Фурцевой, и ту возмутило самодурство киноначальников: «А что бы они делали с Ивановым? С такой фамилией в министерстве человек 200». Министр культуры не разрешила бросать казенные деньги на ветер, и Саахова оставили в покое.
Выручил Никулин группу и в другом случае – когда начальству показались кощунственными слова Фрунзика Мкртчяна (Джабраил), что в соседнем районе украли члена партии. «Может, я скажу? – предложил Никулин. – Без акцента и интонация другой будет». К всеобщему удивлению, в устах Никулина фраза прошла.

Кто не придумывает, тот не пьет шампанского

Юрий Никулин – фантазер с большой буквы. Трюк с чесанием пятки под одеялом, по словам Владимира Цукермана, директора музея гайдаевской троицы (есть и такой), привнес в комедию именно он. Моргунов, правда, эту версию опровергал, называя автором находки оператора Константина Бровина и пеняя Никулина за привычку приписывать себе чужие заслуги. Тем не менее, сам актер рассказывал, что узнал секрет «фокуса» от одной цирковой артистки и ждал подходящего случая поделиться находкой с режиссером.

Гайдай творческую инициативу поощрял: за каждый придуманный трюк или удачную шутку премировал членов съемочной группы шампанским.
Одну из своих многочисленных «игристых» наград Никулин получил за укол Бывалому гигантским шприцом. Шприц «Жане» автор идеи прихватил из циркового реквизита. Камера показывала Моргунова крупным планом, а в это время Эдик (Руслан Ахметов) вгонял шприц в подушку, лежавшую позади Бывалого на табуретке без сиденья. Лежавший рядом Никулин брался снизу за воткнутую в подушку длинную иглу, раскачивая  шприц из стороны в сторону.
Ходили легенды, что Никулин заработал за шутки больше всех шампанского – 24 бутылки, у Моргунова было 18 наград, а Вицину досталась лишь одна бутылка: и не потому, что он ничего не придумал, а просто актер не переносил алкоголь. Из-за этого он даже запорол несколько дублей в эпизоде с распитием пива, потому что пригубливал не пенный напиток, а отвар шиповника. Когда Никулин предложил для имитации пены положить сверху слой ваты, Вицин вспомнил, что артист должен сыграть всё, и принес себя в жертву искусству, осушив на чистовом дубле кружку с настоящим пивом.

А трюков на счету Георгия Вицина было не меньше, чем у коллег по цеху. Например, в эпизоде, когда его герой выбивает дверь и улетает в окно, Трус кричит: «Поберегись!». Этот штрих добавил к роли сам артист. Другая импровизация – в погоне за Ниной Трус шарахается от слетевшего с нее платка: если идти от характера, то он всего должен бояться. Вицин придумал и эпизод с огурцом, который остается у Труса в руке, в то время как рогатка летит в сторону дрезины с Шуриком. Но своей любимой находкой актер  считал сцену «стоять до конца», когда его герой корчился в конвульсиях посередине перекрывшей дорогу живой преграды из взявшихся за руки Балбеса, Труса и Бывалого. Эта шутка столько раз становилась объектом пародий, что Вицин озолотился бы, если б оформил на нее авторские права.

Отработанный материал

Почему же картина, в которой так весело и продуктивно работалось актерам, стала последней комедией с участием «великой троицы»? Ведь находке Гайдая завидовали все коллеги – он создал бренд, на котором можно выезжать всю жизнь. Гайдай отвечал так: «Трус, Балбес и Бывалый – отработанный материал. Эксплуатировать найденные образы без повторов уже было невозможно».
Об истинной причине расставания с троицей режиссер сознался позже: в группе пошел разлад. С Евгением Моргуновым у Гайдая были трения с первой же совместной работы. Тот на «Самогонщиках» еще «обрадовал», что такую роль играть не будет. И в дальнейшем его обязательно что-то не устраивало. Снимать же без Моргунова Гайдай не мог – рушился ансамбль. Продолжить съемки артиста убедил директор «Мосфильма» Иван Пырьев и однокурсник по ВГИКу Сергей Бондарчук.
Но на «Кавказской пленнице» Моргунов снова взбрыкнул. Ему показалось, что режиссер носится с Никулиным, а они с Вициным – как «пристежные». «Либо все трое работают одинаково, либо считай меня выбывшим», — сказал Моргунов Гайдаю. «Я никого не держу, — ответил режиссер. – Не нравится – уходи».

Впоследствии Моргунов, возможно, корил себя за ненужную принципиальность. По крайней мере, он сожалел о распаде троицы и не переставал тепло отзываться о «смирном, покладистом и очень симпатичном человеке» Леониде Гайдае.

Посещало желание возродить троицу и Леонида Гайдая. «Были задумки», — признавался режиссер. С Моргуновым он потом снова поладил. Но тогда, на «Кавказской пленнице», нашла коса на камень. Появление Моргунова на съемках с поклонницами Гайдай расценил как ЧП. Когда же режиссер потребовал убрать с площадки посторонних, уязвленный актер чуть с Гайдаем не подрался. В сердцах режиссер тут же вычеркнул из сценария оставшиеся сцены с Моргуновым (а их оставалось еще много) и распорядился отправить наглеца домой – он свободен, сниматься больше не придется.
Кое-где Моргунова потом заменил дублер, а у артиста оказалось наименьшее количество отработанных съемочных дней в тройке и соответствующий гонорар. В то время как Никулин за 43 съёмочных дня получил 4238 рублей, Вицин за 34 дня – 3389, Моргунову «закрыли» 29 рабочих дней с выплатой 1979 рублей. Не попал он и в список выплаты постановочного вознаграждения, хотя премию выписали 16 членам съемочной группы: Фрунзик Мкртчян получил 200 рублей, а Юрий Никулин, Георгий Вицин, Наталья Варлей и Владимир Этуш – по 450.

Решению Гайдая распустить троицу предшествовал и разговор с Никулиным перед началом съемок. Прочтя сценарий, артист стал в позу: не нравится, не хочу и т. д. Это, мол, не комедия, а спекуляция на образах. «Хорошо, это будет последняя картина с вашей троицей», – пообещал режиссер и решил для себя, что пора на истории Балбеса, Труса и Бывалого ставить точку…

Источник: http://slavikap.livejournal.com/16494909.html