Какой школе быть: советской или рыночной?

Наблюдая за новостями и пытаясь отследить, в какую сторону движутся современные реформы в сфере образования, приходишь к неутешительным выводам… направлений два и они взаимоисключающие.

Министр образования Ольга Васильева в ходе беседы со школьниками, написавшими ЕГЭ на 100 баллов заявила: «Я считаю, что должно быть достаточное количество факультативов в школе… На мой взгляд, должно быть обязательно пять кружков бесплатных, но они должны быть в каждой школе».

Оставим в стороне вопрос, зачем она говорила это бывшим школьникам (к ним это уже не имеет никакого отношения), а также будет реализовано всё это на практике или нет.

Важнее, что в то же самое время есть высказывание Германа Грефа: «Переход от индустриальной к постиндустриальной системе требует связать систему образования с рынком, и предпосылки к этому есть — университетами все больше и больше начинают управлять профессиональные менеджеры».

Да, Греф не министр образования, но тоже не последняя фигура во власти.

Очевидно, что здесь сталкиваются две парадигмы. С одной стороны, говорится о всестороннем развитии человека (один из элементов которого — те же бесплатные кружки). С другой стороны, идёт заточка системы образования на рынок и его потребности, в котором человек рассматривается как потребитель и производитель. В рыночной системе важно знать, сколько товаров человек потребит за свою жизнь, сколько произведёт и сколько даст добавочной стоимости.

Какими людьми будет наполнен мир будущего? Творцы или потребители?

Источник: http://colonist.livejournal.com/89393.html