Как Европа и немцы будут грабить греков

Как Европа и немцы будут грабить грековГреческую госсобственность хотят распродавать по провальной схеме приватизации. Чем больше проходит времени со дня добровольной отставки греческого министра финансов Яниса Варуфакиса, тем отчетливее вырисовывается реальная картина торга между Афинами и «тройкой кредиторов».

Например, у греков имелся свой, надо сказать, весьма воплотимый, план преодоления кризиса и вывода национальной экономики на доходность. Однако 12 июля на очередном евросаммите руководители финансовых ведомств стран ЕС его не приняли. Точнее, по выражению Варуфакиса, они его просто не восприняли.

«Наше предложение было встречено оглушительной тишиной, — пишет экс-министр в одной из статей. — Несколько дней спустя, когда власти предержащие поняли, что греческое правительство готово полностью капитулировать перед требованиями «тройки», они посчитали уместным принудить Грецию к унизительной и вредной модели «Тройханда»».

Чтобы понять, о чем речь и чем это обернется для греков, надо вернуться в 3 октября 1990 года, в день объединения ГДР, Западного Берлина и ФРГ. Многие помнят кадры с падением Берлинской стены и радостное братание восточных и западных немцев на ее развалинах. Но мало кто знает, что происходило потом. Точнее, как было организовано практическое объединение экономик двух государств.

Мало снести стену и сменить флаги, надо еще решить множество правовых и финансовых вопросов. В том числе приватизировать имущество ГДР, то есть 250 вертикально интегрированных комбинатов, объединявших около 8500 предприятий. Но так уж случилось, что гэдээровские заводы были безнадежно убыточны: 21% их оборудования находился в эксплуатации более 20 лет (в ФРГ его доля не превышала 5%), 29% — от 11 до 20 лет.

Производительность труда была примерно в три раза ниже, чем в Западной Германии. В целом, за исключением нескольких технических отличий, эта ситуация очень похожа на греческую.

И понеслось…

1 марта 1990 года для «наведения порядка» и привлечения инвесторов в ГДР был создан так называемый Попечительский приватизационный совет — Тройханданштальт (Treuhandanstalt), или Тройханд.

Ему передавались права на все восточногерманское имущество. В мае того же года ФРГ и ГДР подписывают Договор о воссоединении, 17 июня вступает в силу новый закон о приватизации, и с 1 июля Тройханд оказывается полноправным владельцем 8500 предприятий, на которых работали свыше 4 млн. человек.

Позднее он получил права еще на 14 600 предприятий, или 95% всей промышленной собственности ГДР. Кроме того, совет распоряжался 2,4 млн. га пахотных и лесных угодий, а также обширным имуществом бывшей армии, служб госбезопасности, партии и ликвидированных общественных организаций.

О том, как шла та приватизация, впору писать книгу, не менее увлекательную, чем хороший шпионский роман. Достаточно сказать, что первым громким заказным убийством в «новой Германии» стало убийство в Дюссельдорфе первого главы Тройханда Детлефа Карстена Роведдера.

Если учесть, какой властью располагал этот человек, то и убийство, и последовавший за ним резонанс вполне закономерны. Позиция Роведдера давала почти неограниченные возможности для обогащения.

Вот пример: по данным на 1989 год, переданная попечителям собственность оценивалась в 1,2 трлн. DM (тут и далее — западногерманских), или примерно в $648 млрд. Через год эксперты Тройханда объявили, что лишь 8% всего имущества представляет ценность, а все остальное якобы хлам, за который возможно выручить не более 600 млрд. DM ($324 млрд.).

Нельзя с уверенностью утверждать, кто получил эти «выпавшие» миллиарды. Но того, что осталось, было явно недостаточно для погашения долгов ГДР.

Продали и разбежались

До сих пор официально считается, что к моменту расформирования в конце 1994 года Тройханд со своей задачей справился, причем успешно. Было приватизировано: 15 тысяч предприятий через акционирование; 8 тысяч через прямую продажу; около 4,4 тысячи возвращено экс-владельцам по реституции.

Кроме того, за счет реструктуризации было выделено и продано отдельно примерно 25 тысяч мелких объектов (магазинов, гостиниц, ресторанов, аптек и т.п.). В совокупности за четыре с небольшим года совет провернул 90 тысяч сделок.

Возникает вопрос: к чему такая спешка? Руководители Тройханда явно очень торопились, и чуть позже стало ясно, куда и почему. Итог деятельности получился далеким от изначальных расчетов. За проданное имущество совет выручил чуть более 50 млрд. DM (около $25 млрд.), а долгов оставил на 270 млрд. DM ($158 млрд.). По многим сделкам суды длятся до сих пор.

Так что не стоит особо верить в то, что российская приватизация была уникальной по своей грабительской сути. Немецкая отстала не на много, а может, и вообще обогнала нас в относительных масштабах.

Так, в рамках ликвидации Тройханда он передал признанные «неликвидными» активы трем вновь созданным специальным агентствам. Они назывались BvS (получило госпредприятия), TLG (недвижимость) и BVVG (земельные угодья).

И все они тут же занялись активной распродажей полученного имущества. На какую сумму успело наторговать BvS (закрыто в начале 2000-х), неизвестно, а вот TLG только за 2000–2001 годы продало 26 тысяч объектов «совсем неликвидной недвижимости» на €1,04 млрд. ($930 млн.). Причем под его управлением ещё остается чуть более тысячи объектов.

И в Греции всё было…

Судя по всему, с Грецией «тройка» сейчас намерена проделать аналогичный трюк. Примечательно, что даже рамочные суммы сильно совпадают. В приватизационный фонд Греция должна будет передать собственность на €50 млрд., распродать которую фонд должен за 36 месяцев.

Его штаб-квартира расположится в Люксембурге, а управлять им должна будет команда под надзором министра финансов Германии Вольфганга Шойбле, как раз и придумавшего схему Тройханда.

Полный перечень объектов на данный момент еще не составлен. Однако известно, что к осени должны начаться конкурсы по приватизации портов Пирей и Салоники, оператора железных дорог TrainOSE, компании по обслуживанию и эксплуатации подвижного состава ROSCO.

К Салоникам проявляют интерес China Ocean Shipping Company и РЖД. Китай намерен модернизировать порт и превратить его в крупнейший на Средиземном море контейнерный терминал, а РЖД в этом проекте рассчитывает проложить железнодорожную магистраль для дальнейшей доставки грузов потребителям в Европу.

Для греков это было бы наилучшим вариантом, но, как сказано выше, надзирать за работой фонда будет Германия, а это ЕС. А с ЕС у России санкционная война.

К тому же у немцев в Греции имеются свои интересы. К примеру, Fraport AG намерена получить контрольные пакеты в полутора десятках наиболее популярных у туристов аэропортов.

Другие активы, упоминаемые как желанные для европейских собственников, — это газовая корпорация Depa, государственный монополист в сфере азартных игр Орар, 670-километровое шоссе Egnatia Motorway, объекты недвижимости в Нью-Йорке, Вашингтоне и Белграде, термальные источники и даже бывшая военно-воздушная база в Ираклионе. Ну и, конечно, остров Крит.

Счастливо оставаться

Судя по суммам, мелькающим в переговорах Афин с «Газпромом», за Depa греки хотят €900 млн. евро, а за половину порта Пирей с китайской COSCO пытаются стребовать €500 млн.. И тем не менее даже такие, казалось бы, внушительные суммы проблему греческих долгов не решат. По трем причинам.

Во-первых, передаваемое для приватизации имущества стоит всего €50 млрд., а общий долг страны даже после рефинансирования составит не менее €270 млрд.. Во-вторых, опыт Тройханда убедительно доказывает, на сколько цена приватизации оказывается ниже рыночной.

Та же Depa, как утверждают эксперты, в лучшем случае уйдет за €720 млн., вместо 900 заявленных, то есть минимум на 20% дешевле, причем вне всякой зависимости от того, достанется ли она «Газпрому», Texaco или Shell.

Следовательно, вместо €50 млрд., скорее всего, выручить удастся не более €40 млрд., а то и меньше. Ну, и, в-третьих, во всем этом приватизационном шоу греки в основном обязаны играть роль, но повлиять на что-либо они могут очень слабо. Как потому, что управлять фондом будут не они, так и ввиду весьма сжатых сроков его работы.

А самое главное, когда ФРГ с помощью Тройханда «потрошила» ГДР, речь шла исключительно о переделе собственности. Потом в восстановление экономики и инфраструктуры Восточных земель федеральный бюджет вложил около €300 млрд. — все-таки единое государство.

До сих пор все жители «старых» земель платят так называемый прибавочный налог на солидарность величиной до 1%, который прибавляется к подоходному налогу, налогу с помещенного капитала и налогу на корпорации.

А вот восстанавливать Грецию после окончания приватизации не станет никто; никаких благ ни в каком виде ей не положено. В сущности, ее предполагается просто ограбить…

Вот что пишет по этому поводу бывший министр финансов Греции Я.Варуфакис ещё в одной своей статье:

«Европейский план карательной приватизации для Греции»

Лидеры еврозоны на саммите 12 июля продиктовали условия капитуляции греческому премьер-министру Алексису Ципрасу, который, испугавшись возможных альтернатив, с ними полностью согласился.

Одно из этих условий касается продажи остающихся в госсобственности Греции активов. Руководители еврозоны потребовали, чтобы государственные активы Греции были переданы специальному фонду, схожему с немецким «Тройхандом».

Эта организация была создана после падения Берлинской стены специально для быстрой приватизации всего госимущества исчезавшей ГДР, что привело к большим финансовым убыткам и оказало деструктивное влияние на показатели занятости.

Предполагалось, что греческий «Тройханд» разместится — на минуточку! — в Люксембурге, а управлять им будет команда под надзором министра финансов Германии Вольфганга Шойбле, автора данной схемы.

Фонд должен был завершить распродажу активов в течение трех лет. Однако, если работа немецкого «Тройханда» сопровождалась масштабными инвестициями Западной Германии в инфраструктуру Восточной Германии и крупными социальными трансфертами ее населению, то народу Греции не предлагалось никаких аналогичных благ ни в каком виде.

Евклид Цакалотос, сменивший меня на посту министра финансов Греции две недели назад, сделал всё возможное для смягчения наиболее негативных аспектов плана греческого «Тройханда».

Он добился, чтобы фонд был зарегистрирован в Афинах, а также выжал из кредиторов Греции (так называемой «тройки» в составе Европейской комиссии, Европейского центрального банка и Международного валютного фонда) важную уступку: срок продажи активов увеличился до 30 лет с ничтожных трех.

Это очень важно, поскольку позволяет греческому государству придержать недооцененные активы до тех пор, пока их цена не восстановится с нынешних низких уровней, обусловленных экономической рецессией.

Тем не менее, греческий «Тройханд» остается гадостью. Это пятно на совести Европы. Но что еще хуже, это упущенный шанс.

Данный план является политически токсичным, поскольку, даже размещаясь в Греции, фонд фактически будет находиться под управлением «тройки». Он также губителен с финансовой точки зрения, потому что выручка от приватизации пойдет на обслуживание долга, который в принципе не может быть погашен, и это признает теперь даже МВФ.

Наконец, он является провальным с экономической точки зрения, потому что упускает замечательную возможность обеспечить внутренние инвестиции, что могло бы смягчить отрицательное влияние на экономику жесткой фискальной консолидации, также ставшей частью «условий» саммита 12 июля.

Так не должно было случиться. 19 июня я направил немецкому правительству и «тройке» альтернативное предложение в документе под названием «Как завершить греческий кризис»:

«Греческое правительство предлагает объединить государственные активы (за исключением тех, которые имеют отношение к государственной безопасности, общественным услугам и культурному наследию) в центральную холдинговую компанию.

Она будет отделена от правительства и будет управляться как частная компания под эгидой парламента Греции с целью максимизации стоимости принадлежащих ей активов и обеспечения потока внутренних инвестиций. Греческое государство будет ее единственным акционером, но не будет гарантом по ее обязательствам или долгам».

Данная холдинговая компания могла бы сыграть активную роль в подготовке активов к приватизации. Она могла бы «разместить полностью обеспеченные облигации на международных рынках капитала» и собрать €30-40 млрд. ($32-43 млрд.), которые, «учитывая текущую стоимость активов», были бы «инвестированы в модернизацию и реструктуризацию активов, находящихся под ее управлением».

Данный план предусматривал инвестиционную программу сроком 3-4 года, которая привела бы к «дополнительным расходам в размере 5% ВВП ежегодно», что в нынешних макроэкономических условиях соответствует «позитивному мультипликатору экономического роста выше 1,5», а это позволило бы «вывести темпы роста номинального ВВП на уровень выше 5% в течение нескольких лет».

Всё это, в свою очередь, помогло бы «пропорционально увеличить налоговые доходы», а значит, «способствовало бы фискальной стабильности, одновременно позволив греческому правительству соблюдать дисциплину в расходах, избегая при этом дальнейшего сужения экономики третьего сектора (социального)».

В данном сценарии первичный профицит (не включающий выплаты процентов) мог бы «со временем достичь величин „второй космической скорости“ как в абсолютных, так и в процентных показателях».

Холдинговая компания «получила бы банковскую лицензию» в течение года-двух, и, тем самым, превратилась бы в полноценный Банк Развития, способный привлекать частные инвестиции в Грецию и участвовать в совместных проектах с Европейским инвестиционным банком».

Банк Развития, который мы предложили создать, позволил бы «правительству выбирать, какие активы приватизировать, а какие нет, гарантируя при этом более существенное снижение долга благодаря отобранным приватизационным сделкам».

В конечном счете, «стоимость этих активов должна вырасти больше, чем объем средств, потраченных на их модернизацию и реструктуризацию, с учетом поддержки программ частно-государственного партнерства, чья ценность будет возрастать в зависимости от вероятности будущей приватизации».

Наше предложение было встречено оглушительной тишиной. Точнее говоря, Еврогруппа, состоящая из министров финансов стран еврозоны, вместе с «тройкой» продолжали намекать мировой прессе, что греческие власти не выдвинули новых, заслуживающих внимания предложений, — это их обычная песенка.

Несколько дней спустя, когда власть предержащие поняли, что греческое правительство готово полностью капитулировать перед требованиями «тройки», они посчитали уместным принудить Грецию к унизительной, прозаичной и вредной модели «Тройханда». В поворотный момент европейской истории наша инновационная альтернатива была выброшена на помойку. Она будет лежать там, пока ее не подберут другие. Тем временем:

Греческая медицина теряет кадры

Все большее число греческих врачей, особенно узкоспециализированных областей выехали на работу за рубеж, что грозит крупной нехваткой персонала в ближайшие годы — предупреждает Афинская Медицинская Ассоциация (AМА).

Доклад в цифрах АМА показал, что с 2010 года и по настоящее время из Греции эмигрировали более 7500 врачей, при том, что средняя цифра до 2009 года колебалась на уровне 550 в год. Только за первые 6 месяцев этого года Ассоциация выдала 790 сертификатов компетентности (один из документов, необходимых медикам для работы за рубежом).

«Одной из самых больших потерь в ходе кризиса оказалась утечка умов, — говорит глава АМА Йоргос Патулис, — В короткие сроки национальная система здравоохранения останется лишь с пожилыми сотрудниками и не сможет укомплектовать штат.»

Квалифицированные медсестры – около 8000 из которых являются безработными – также были вынуждены искать вакансии за границей. Греческий профсоюз медсестер выдал 74 сертификата профпригодности в 2010 году, 357 в 2012 и 349 в прошлом году.

Что же касается пенсионеров, то кредиторы Греции подняли вопрос об увеличении пенсионного возраста до 72 лет. Тройка предлагает увеличить пенсионный возраст в связи с увеличением среднего срока жизни в Греции до 80,83 года.

Таким образом, начиная с 2021 года пенсионный возраст должен каждый год увеличиваться на полгода, достигнув за 6 лет уровня в 70 лет.

На сегодняшний день в Греции пенсионный возраст составляет 65 лет. Встает также и вопрос об увеличении пенсионного возраста затем до уровня 72 лет. Дожить бы…

Источник: http://stockinfocus.ru/2015/07/28/kak-evropa-i-nemcy-budut-grabit-grekov/