Идея Евразийства как метафизическая основа для социальных конструктов

Евразийское пространство - это некая сакральная территория со своим ходом времени и своим ощущением пространстваГоворя о пространстве и времени в евразийском пространстве, мы должны учитывать то, что на формирование представлений о данных измерениях оказывают влияние в первую очередь религиозное мировоззрение (не случайно выбор первых евразийцев пал на Православие, именно в нем они видели опору) во всем его современном многообразии — христианство (православие), ислам, буддизм, иудаизм, а также взгляды материалистические.

Следует отметить, что в современной реальности многие люди не имеют возможности для четкой расстановки жизненных приоритетов. Они погружены в социально-экономическую суету, окружены различными новыми религиозными движениями, из-под ног ушла почва и опора.

Для решения этой проблемы необходимо создать социальные конструкты с определенной парадигмой целей и задач. В связи с этим необходимо на поле социальной активности поставить метафизическую основу для социальных конструктов — Идею. Идея — метафизическая основа для социальных конструктов.

Евразийское пространство — это некая сакральная территория со своим ходом времени и своим ощущением пространства. Огромный вклад в это внесли мировые религии, которые действуют на этой территории, и, конечно, стоит отметить, что их влияние велико как на их адептов, так и на всех людей, живущих в этом русском пространстве. Русский — понятие очень широкое и вместительное, такое же, как и душа русского человека.

Русский — понятие наднациональное, русский — это тот, кто живет в России и любит ее, а свою любовь подтверждает делами. Дела любви — беречь Родину, защищать ее, возделывать землю, следить за чистотой, не засорять воздух грязными мыслями, чувствами, словами, делами, с уважением относится ко всем окружающим и ко всему живому.

Понятие русский включает в себя разные национальности, культуры и религии — те, которые способны относится к другим с уважением. Уважение и вежливость — два наших базовых принципа.

Уважение — достаточно объемное понятие для выражения отношений между людьми и создания основы для постройки социального конструкта — в отличие от толерантности в современной коннотации.

Возвращаясь к сакральному евразийскому пространству и сакральному евразийскому времени, стоит сказать отдельно о влиянии каждой религии на данный аспект.

Бог находится вне пространства и времени. Он пронизывает пространство, им дышит все живое. Согласно христианству, данные пространство и время не подчинены законам временным, но простирают свое влияние в будущую жизнь. Как говорит апостол Павел: «Ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ни силы, нинастоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина кая тварь возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем».

Таким образом, время — это категория временная, а пространство видимое тесно переплетено с пространством мира иного, который через христиан проявляет себя и распространяет Божественный нетварный Свет. Раздвигая тем самым границы видимого мира и давая возможность каждому желающему прикоснуться к сакральному пространству и времени, которые отражают совершенно иное мировоззрение и ассоциируются со словом бесконечность, вечность. Если же человек пойдет далее, то христианство ему предложит погрузиться в эти сакральные пространство и время, тем самым снимая привычные границы совсем и давая человеку возможность иного бытия, иного мироощущения, в нетварном свете быть, в нетварном свете ощущать пространство и время.

Далее, рассмотрим, какое влияние на этот аспект оказывает мировоззрение ислама. Человек, находящийся в этом временном мире, должен следовать и покоряться Богу, исполняя наставления, переданные через пророка Мухамеда. Бог находится вне пространства и времени, такое же понимание и в христианстве. Пространству и времени суждено сойтись. Что очень схоже с христианской эсхатологией, в которой идет речь об изменении пространства и времени.

Таким образом, мы снова имеем дело с пониманием пространства и времени как сакральных категорий, которые на сегодняшний день находятся в одном состоянии, а далее должны измениться и перейти в иное состояние, которое будет установлено Богом.

Следуя выбранной логике, мы теперь рассмотрим воззрения буддизма на интересующие нас аспекты. Пространство и время в буддизме — это те категории, которые ограничивают человека. Буддизм направлен на работу с сознанием человека. Сознание в своем восприятии работает с коррелятами добро и зло, святость и страдание, что характерно также и для христианства (корреляты — святость и страсти). Подобное можно встретить в исламе, где есть понятие о добре и зле. Эти корреляты являются основными понятиями, посредством которых можно осознать, как они влияют на изменение экзистенциальных категорий пространства и времени, как профанных, так и сакральных.

Характерно отметить, что в буддизме также предусмотрено расширение сознания, как средство для достижения пробуждения и дальнейшего совершенствования. Это указывает на то, что в буддизме восприятие сакральных пространства и времени, которые не имеют привычных границ, и восприятие их сознанием совершенно меняется после достижения состояния «просветления», целиком и полностью зависит от состояния сознания человека.

Рассмотрим взгляд еще одной религии, которую можно смело называть мировой, как географически, территориально так и по остальным признакам, с установкой на адептов и прозелитскую деятельность. В иудаизме время и пространство воспринимаются, на первый взгляд, крайне прагматично, но по своей сути, они близки к пониманию библейскому и кораническому. Иудейский взгляд на сакральное пространство и время также простирается дальше, в будущее, а точнее — за грани зримого материального мира, за границы материальной вселенной, это связано в частности с ожиданием Мошиаха и, как следствие, изменением окружающего пространства и времени, но самый важный акцент — изменение (спасение) Человека.

Рассмотрев традиционные религиозные взгляды, будем считать анализ религиозных воззрений на сакральные евразийские пространство и время вполне достаточным, так как новые религиозные движения не оказывают существенное влияние.

Традиционные аксиологические ценности являются вполне достаточными для формирования парадигмы евразийской метафизики и мировоззрения. Идея Евразийства — метафизическая основа для социальных конструктов на современном евразийском пространстве.

Говоря в метафизическом ключе о евразийском пространстве как современном географическом, так и в перспективе, можем вполне четко обозначить его как сакральное, исходя из тех религиозных воззрений, которые мы рассмотрели и на которые опираемся в своих суждениях. То же скажем и о евразийском времени. Совокупность всех религиозных взглядов составляет квинтэссенцию евразийского измерения.

Идея — двигатель развития, изменения, реконструкции пространства и времени, от профанных к сакральным. Идея — метафизическая основа для создания социальных конструктов. Для плодотворного развития на евразийском пространстве в общем, и в сфере воспитания в частности, необходимы строго определенные социальные конструкты. Для этого необходима метафизическая идея Евразийства. В данном контексте она будет интенцией суммы религиозных концепций.

Географические границы, региональное деление, несомненно, это все остается и действует, но определяющими будут метафизическая идея, сакральное пространство и сакральное время, являющиеся сплавом традиционных религиозных ценностей, и имеющие определяющее значение в первую очередь для семейных аксиологических концептов, во вторую — воспитательных и педагогических процессов.

Идея в данной коннотации — это не только основа для социальных конструктов, но также фундамент и потенциал для конструктивного диалога религиозного и нерелигиозного мировоззрений и адекватное их взаимовосприятие в едином евразийском концепте.

Источник: http://evrazia.org/article/2827