На одном из недавних заседаний Коллегии министерства обороны России было объявлено о том, что в скором времени ОАО «Оборонсервис» прекратит своё существование, и на его месте появится ОАО «Гарнизон». Главное оборонное ведомство, как сообщается, планирует не только реорганизовать и переименовать эту скандально известную компанию, но и реформировать систему тылового обеспечения как таковую.
Так уж вышло, что при любом появлении слова «реформировать», у многих россиян возникают не самые радужные эмоции. Причина такого положения вещей известна всем: очень уж часто реформы проводились так, что после них оставались если не руины реформируемого сектора, то остовы с зияющими дырами. Так мерещится очередная «милиция-полиция». Перекрестишься — и всё равно ведь мерещится, анафема…
В случае с реформированием системы тылового обеспечения Вооружённых сил РФ всё ещё сложнее. Дело в том, что упоминание компании «Оборонсервис» в связи с «подвигами» целого круга высокопоставленных экс-сотрудников этой фирмы уже само по себе вызывает желание схватиться за голову со словами: опять реформа?! Но, похоже, что без реформы, а точнее даже без контрреформы, в этом случае просто не обойтись. Ведь после попыток приблизить систему обеспечения к западному варианту, продвигавшемуся при предыдущем руководстве главным оборонным ведомством страны, эта система превратилась в нечто, мягко говоря, странное. Один только аутсорсинг, который анонсировался как панацея по освобождению уймы времени для военнослужащего с той целью, чтобы военнослужащий занимался исключительно «совершенствованием военной подготовки», вызывал и продолжает вызывать немало вопросов. Ведь, как выяснилось, военнослужащие часто и сами «освобождались» от выполнения прямых обязанностей. К примеру, обслуживание техники в парках доверили гражданским специалистам, что породило острый вопрос: а в случае реальных боевых действий к местам использования военной техники тоже нужно будет вызывать гражданских специалистов? По мобильнику? Через социальные сети? Или, может быть, по секретным каналам связи?..
Упомянул пресловутый аутсорсинг на Коллегии Минобороны и Сергей Шойгу:
Сообщается, что вследствие существующей непрозрачности системы аутсорсинга, Минобороны готовится к частичному отказу от такого типа гражданской «помощи» как, например, уборка территорий воинских частей (казарм и общежитий в том числе).
Замминистра обороны Руслан Цаликов заявил, что ему трудно представить заинтересованность бизнесменов в обеспечении системы «клининга» в полевых условиях или походах. Честно говоря, не совсем понятно, как эту систему представляли господа из числа руководителей оборонного ведомства прошлого созыва…
Цифры расходов на функционирование «Оборонсервиса», прозвучавшие на Коллегии, вызвали не меньше вопросов, чем роль системы аутсорсинга в современной армии. К примеру, в докладе прозвучали данные о том, что уже «отреформированный» в своё время «Оборонсервис» в 2013 году «съел» на 49 бюджетных миллиардов больше, чем в 2012 году. Казалось бы, что столь внушительное увеличение финансирования должно было повлечь и увеличение качества предоставляемых услуг. Но вот в Минобороны заявили, что количество в качество, к большому сожалению, не переросло. Сергей Шойгу отметил, что качество этих самых услуг лишь снизилось, что в очередной раз подтвердило факт большой коррупциогенности в сформированной системе.
Выяснилось и то, что «Оборонсервис» увяз в долгах: одни только долги (убытки) по ЖКХ выросли до 40 миллиардов рублей. Накопился и почти полуторамиллиардный долг по заработной плате в нарушение действующих профильных законов.
Сергей Шойгу высказался и о том, что число посредников, которые появились в системе, переходит все границы. Чем больше посредников, тем, понятно, сложнее осуществить контроль потоков денежных средств и определять виновников срыва заказов, а также тех, кто занимается откровенной халтурой вместо реальной работы.
Сергей Шойгу:
Новый подход к системе тылового обеспечения будет выглядеть следующим образом (это, кстати, анонсировалось ещё пару месяцев назад): вместо 9 субхолдингов и 300 ОАО «Оборонсервиса» появятся 4 субхолдинга ОАО «Гарнизон: строительный и жилищно-коммунальный, ремонтно-производственный, субхолдинг бытового обслуживания, снабжения и предоставления услуг связи и телекоммуникации. Составные части этого субхолдинга: ОАО «Славянка», ОАО «Оборонстрой», ОАО «Оборонэнерго».
В ремонтно-производственном субхолдинге окажутся такие компании ОАО «Ремвооружение», ОАО «Авиаремонт», ОАО «Спецремонт», ОАО «Агропром».
В субхолдинге бытового обслуживания окажется всё тот же «Военторг», а субхолдинг предоставления услуг связи и телекоммуникаций попадёт ОАО «Красная звезда», со входящими телеканалом, газетой и радиостанцией. Ранее говорилось и о начале работе информагентства Минобороны, но пока планы не реализованы.
Сообщается, что такая оптимизация и к улучшению прозрачности приведёт, и эффективность повысит. Но тут же говорится и о том, что в новой структуре (ОАО «Гарнизон») будут заняты уже не 130 тысяч человек, а вдвое меньше – 65 тысяч. «Оптимизация» будет поэтапной. Цаликов заявляет, что это позволит сэкономить до 70 миллиардов рублей в год.
Вот вроде бы всё замечательно: ведомство заботится об экономии, реорганизует дискредитировавшую себя крупную компанию, совершенствует логистику, частично отменяет спорный аутсорсинг в армии, борется с коррупцией, но в то же время не оставляет какая-то тревога по поводу того, что 65 тысяч (!) человек вынуждены будут попрощаться со своими рабочими местами. Не 650 и даже не 6,5 тысяч.
И ведь есть ощущение, что массовые сокращения коснутся отнюдь не главных коррупционеров, мутивших воду, сочинявших сотрудничество с новыми и новыми посредниками, а коснутся они обычных работяг, которые честно выполняли свою работу. Оно понятно, что без наведения порядка в том же «Оборонсервисе» никак, но чубы трещать от этого упорядочивания будут первым делом, простите великодушно, у холопов – у рядовых сотрудников, которым объявят, что именно они и были слабым звеном в этом сложной системе. «Сильные» же звенья либо и дальше останутся вершить судьбы армейского обеспечения в своих кожаных креслах, либо будут «за большие заслуги» переведены на равнозначные «хлебные» должности.
Хочется искренне верить в то, что все эти измышления лишены почвы, в то, что реформа будет осуществлена не за счёт простых трудяг, а всё же за счёт тех, кто и сейчас продолжает использовать систему обеспечения для личного обогащения. Ведь иногда случается так, что для экономии 70 миллиардов рублей не нужно увольнять 65 тысяч специалистов среднего и низшего звеньев и переименовывать контору, а нужно пнуть под мясистый задок одного-другого зацепившегося за своё место «корпоративного князька», спутавшего инвестиции из госбюджета со своей личной заработной платой.